МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
СОГЛАСОВАНО
На заседании педагогического совета
Протокол №
«___»_____________202__г.
Егорова
Дарья
Александ
ровна
Подписан: Егорова Дарья Александровна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""",
СНИЛС=13845218165,
ИНН=340960448770,
E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья
Александровна, SN=Егорова,
CN=Егорова Дарья Александровна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-06-05 13:22:48
Foxit Reader Версия: 9.7.0
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБУДО «СЮТ»
__________ /_________________/
Приказ №__ от "_" ____202__г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о научно-исследовательской,
научно-практической и
социально-значимой
проектной деятельности
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Станция юных техников»
г. Приморско-Ахтарск
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о научно-исследовательской, научнопрактической и социально-значимой проектной деятельности (далеепроектная деятельность, ПД), (далее-Положение) муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных
техников» (далее-учреждение, МБУДО «СЮТ») разработано в соответствии
с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской федерации».
1.2. Положение
разработано
для
организации
научноисследовательской, научно-практической и социально-значимой проектной
деятельности учащихся в учреждении, направленной на развитие учебнопознавательной, информационной, коммуникативной, научной социальнозначимой, проектной и исследовательской компетентностей учащихся,
повышение качества обучения.
1.3. Материалы проектной и исследовательской деятельности, а также
сами проекты принадлежат МБУДО «СЮТ».
1.4. Координацию работы по организации проектной деятельности
учащихся в учреждении осуществляют: заместитель директора по учебновоспитательной работе.
1.5. Педагоги дополнительного образования (далее – педагог ДО)
учреждения осуществляют организацию проектной деятельности учащихся.
1.6. Проектная деятельность может быть групповой
или
индивидуальной, парной, малогрупповой.
1.7. Выбор темы проектной деятельности учитывает приоритетные
направления стратегии развития учреждения и индивидуальные интересы
учащегося и педагога ДО.
1.8. Работы учащихся (после предоставления в печатном виде, защиты
и положительной рецензии) могут быть рекомендованы к представлению на
конференции, симпозиумы территориального, регионального, федерального,
международного уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и
т.д.
2. Цели и задачи проектной деятельности
2.1. Цель
развитие
творческого,
познавательного
и
коммуникативного потенциала личности, а также повышение мотивации
учащихся к процессу обучения, апробация новых форм учебной деятельности
и оценивания, формирование ключевых компетентностей учащихся
(организационных, коммуникативных, исследовательских, социальных);
создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и
самореализации.
2.2. Задачи:
- формировать интересы, склонности учащихся к проектной
деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений
(науки, техники, общества и т.п.);
- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать
их на практике;
способствовать
мотивированному
выбору
профессии,
профессиональной и социальной адаптации;
- формирование у учащихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов
образования;
- формирование навыков участия в различных формах организации
проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научнопрактические конференции, олимпиады, национальные образовательные
программы и другие формы), возможность получения практикоориентированного результата.
3. Методологические основы организации проектной деятельности
3.1. Проектная деятельность - совокупность учебно-познавательных
приемов и методов, позволяющих учащимся приобретать знания и умения в
процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных
практических заданий с обязательным представлением результатов.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее
выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов
проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта,
доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ
и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта,
включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
3.2. Проект:
совокупность определенных действий, документов, предварительных
текстов;
замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода
теоретического продукта.
Виды проектов:
Критерий
Вид проекта
по ведущей деятельности
поисковый,
исследовательский,
научно-исследовательской,
научнопрактической и социально-значимой
по используемым технологиям
технологический,
имитационный,
конструирующий,
творческий
мультимедиа, телекоммуникационный,
технология 3D, и др.
по
предметно-содержательной монопроект (в рамках одной области
области
знания), межпредметный проект
по объему и виду информации
монопредметный,
межпредметный,
надпредметный
по сфере применения результатов технический, туристический
по
способам
объединения мозаика,
конференция,
конкурс,
результатов на этапе презентации состязание, концерт, саммит
по видам презентации
издательский,
инсценирующий,
макетирующий,
видео
демонстрирующий,
компьютеродемонстрирующий,
интернет представительствующий
по срокам исполнения
краткосрочный (до одной недели),
среднесрочный (до одного месяца; от 23 месяца), долгосрочный (до одного
года в основной школе, до двух лет в
средней школе)
по количеству участников
групповой
или
индивидуальной,
парной, малогрупповой
3.3. Научно-исследовательская
деятельность деятельность,
направленная на получение и применение новых знаний. Научноисследовательская деятельность связана с обоснованием необходимости
научного поиска и решения теоретических и практических задач, проведением
исследований и экспериментов в целях расширения имеющихся и получения
новых знаний.
Научно-исследовательская деятельность включает в себя:
- прикладные научные исследования. Исследования, направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения практических
целей и решения конкретных задач.
- поисковые научные исследования. Исследования, направленные на
получение новых знаний в целях их последующего практического применения
и проводимые путём выполнения научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская деятельность, как и любая деятельность,
имеет структуру: цель, мотив, предмет, действия (операции), продукт,
результат.
Целью исследовательской деятельности является получение нового
знания. Поэтому исследовательская деятельность характеризуется приростом
нового знания, которое может быть абсолютно новым или может быть новым
аспектом, точкой зрения рассмотрения известного факта по выбранной теме.
Предмет исследовательской деятельности - получение нового знания.
Научно-исследовательские действия: умственные (интеллектуальные)
действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,
абстрагирование) и практические (творческие, исследовательские),
направленные на проведение собственно исследования, обеспечение
осуществления исследования в соответствии с его целями.
Результатом осуществления научно-исследовательской деятельности
является новое знание в рамках той науки, в которой осуществлена работа.
Результат научного исследования оформляется в письменном виде - в
виде научного отчета, доклада, реферата, статьи, монографии, книги и т.д., что
является, по своей сути, продуктом научно-исследовательской деятельности.
Главным смыслом научно-исследовательской деятельности в
учреждении есть то, что оно является учебным и его главной целью является
развитие личности учащегося.
Типы исследовательских работ учащихся:
- проблемно-реферативные - работы, написанные на основе нескольких
литературных источников, предполагающие анализ и обобщение данных
разных источников, формулирование на этой основе собственных подходов к
решению поставленной проблемы;
- экспериментальные - работы, предполагавшие обязательное
планирование, проведение и обобщение результатов эксперимента;
- натуралистические и описательные - работы, выполненные на основе
наблюдений и качественного описания какого-либо явления. Отличительной
особенностью является отсутствие корректной методики исследования;
- исследовательские - работы, выполненные с помощью корректной с
научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой
методики собственный экспериментальный материал, на основании которого
делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью
таких работ является неопределенность результата, который может дать
исследование.
3.4. Различие проектной и исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Научно-исследовательская
деятельность
Отсутствует гипотеза
Наличие гипотезы обязательно
Цель - получить конкретный Цель - получить новое знание
продукт,
обладающий
определенными
свойствами
и
необходимый
для
конкретного
использования
Должно
быть
выработано Представления
о
конечном
представление о конечном продукте результате исследования нет
деятельности как результате
Структура проекта: постановка цели
и задач, определение способов
действия, составление плана работы
по проекту, работа с информацией,
создание продукта, как результата
проектной
Структура исследования: постановка
проблемы,
цели
и
задач,
предварительный
анализ
информации,
формулировка
гипотезы;
планирование
и
организация эксперимента; анализ
деятельности - презентация рефлексия и обобщение полученных
результатов
в
эксперименте;
проверка исходной гипотезы на
основе полученных фактов в
эксперименте;
окончательная
формулировка
новых
знаний;
получение объяснений или научных
предсказаний
Результат проекта должен быть Результат исследования определить
точно
соотнесен
со
всеми достаточно сложно. Отрицательный
характеристиками,
результат - тоже результат
формулированными в его замысле
3.5. Социально значимая деятельность - совокупность действий,
направленных на реализацию социальных преобразований и решение проблем
социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во
внешней среде. Также к социально значимым видам деятельности относят
изготовление
продукции
производственно-технического
назначения,
инновационную деятельность, включая разработку и производство новых
видов продукции и технологий.
Социально значимая деятельность включает в себя различные
программы, направленные на решение технологических, инженерных,
экономических, социальных, гуманитарных и других проблем:
-моделирование
(судомоделирование,
автомоделирование,
авиамоделирование, ракетомоделирование);
- робототехника. Мобильная и промышленная робототехника;
- электроника и радиотехника;
- программирование и информационные технологии;
- администрирование сетей и систем;
- технический (графический) дизайн;
- электроэнергетика;
- виртуальная и дополненная реальность.
Социально-значимая деятельность, как и любая деятельность, имеет
структуру: цель, мотив, предмет, действия (операции), продукт, результат.
Цель социально значимой проектной деятельности включает в
себя создание, модернизацию или стабилизацию социально значимой для
общества ценности, несущей положительные последствия после
осуществления.
Результат социально-значимой проектной деятельности может
включать в себя:
- создание конкретного продукта, который обладает определёнными
свойствами и может использоваться в жизни. Это могут быть, например,
плакат, постер, брошюра, видеофильм, журнал, мини-словарь, макет,
стендовый доклад и др.
Перечень показателей, по которым определяется успешность или
неуспешность проектной деятельности, зависит от области действия проекта.
Типы социально-значимых работ учащихся:
- инновационные проекты - внедрение принципиально новых
разработок;
- поддерживающие проекты - решают задачи технического и
туристического характера;
- научно-технические проекты также могут выступать как проекты
социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают
общественную жизнь.
4. Формы организации проектной деятельности
4.1. Формы организации проектной деятельности включают:
- исследовательскую практику учащихся, в том числе на базе сторонних
организаций (вузов, предприятий, центров детского и юношеского творчества
и т.п.);
- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности,
продуманными
формами
контроля.
Образовательные
экспедиции
предусматривают активную образовательную деятельность учащихся, в том
числе проектного и исследовательского характера;
- курсы, предполагающие углубленное изучение предмета, дающие
большие возможности для реализации на них проектной деятельности
учащихся;
- научное общество учащихся - сочетает в себе работу над учебными
исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых
результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов,
интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи
с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и
образования, сотрудничество с научными обществами других учреждений;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах
предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в
рамках данных мероприятий.
5. Организация проектной деятельности
5.1. Проектная
деятельность
является
составной
частью
образовательного процесса и осуществляется учащимися в течение учебного
года.
5.2. Представление тем проектной деятельности на уровне
учреждения на текущий учебный год осуществляется не позднее 1 ноября,
согласовывается педагогическим советом и утверждается приказом директора
учреждения. При утверждении тем внимание обращается на их научную
обоснованность, актуальность, соответствие возрасту учащихся, наличие
проблемы, связь с дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программой. Перечень тем может быть изменен или дополнен в течение
первого полугодия по согласованию с руководителями проектов.
5.3. Проектная работа выполняется под контролем руководителя.
Научными руководителями могут быть педагоги дополнительного
образования (далее – педагог ДО), методист учреждения, родители (законные
представители) и имеющие опыт в выполнения данной деятельности. Научные
руководители несут ответственность за качество выполнения проектной
деятельности
учащихся.
Если
проектная
деятельность
является
межпредметной, по согласованию с руководителем к работе могут
привлекаться один или несколько консультантов.
5.3.1. В рамках организации проектной деятельности в учреждении
ежегодно проводятся следующие мероприятия:
- установочный семинар для всех педагогов ДО, которые планируют
руководить и/или консультировать проекты учащихся; - обучающий семинар
для педагогов ДО, впервые планирующих реализовывать проектную форму
обучения;
- выбор учащихся руководителей проектов.
-оформление списков проектных групп и их консультантов,
руководителей;
- доведение общей организационной информации, касающейся
реализации проектной деятельности в учреждении до учащихся и их
родителей (законных представителей) осуществляет педагог ДО;
- защита тем проектов;
- рефлексия проектов в проектных группах;
- представление материалов и продукта проекта на экспертизу;
- предзащита проектов. С целью ликвидации перегрузок учащихся,
планомерности организации процесса защиты проектов, возможна досрочная
защита (по мере готовности проектов, проектных групп), которая заранее
предусматривается при составлении расписания защит (консультант проекта
и координатор проектной деятельности заранее (не позднее, чем за 2 недели
до защиты) планируют дату защиты и вносят её в расписание защит;
- отбор проектов для участия в конкурсах проектных работ в других
мероприятиях районного, городского, федерального уровней.
5.4. Итоговой проект должен быть представлен в виде завершенного
учебного
исследования
или
разработанного
проекта:
научноисследовательского, научно-практического или социально-значимого.
5.5. Итоговой проект представляет собой учебный проект,
выполняемый учащимися с целью демонстрации своих достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний
и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность
5.6. Защита итогового проекта является одной из обязательных
составляющих
материалов
системы
учреждения
мониторинга
образовательных достижений.
6. Обязанности координаторов проектной деятельности
6.1. На координаторов проектной деятельности возлагаются
следующие функциональные обязанности:
- нормативно-правовое сопровождение организации и осуществления
проектной и исследовательской деятельности (разработка положений,
локальных актов и т.п.);
- организация и проведение проектных сессий, формирование
экспертных комиссий;
- оказание методической и консультационной помощи педагогам ДО, по
организации и осуществлению проектной деятельности.
7. Обязанности руководителя проектной деятельности
7.1. Задачи руководителя:
- организовать проектную деятельность; консультации для учащихся по
вопросам выполнения проектной деятельности
- разработать задания для индивидуальной или групповой работы
учащихся;
- обучить учащихся проведению проектной деятельности, познакомить
с методологией, технологией проведения, выполнения проекта.
7.2. Основными функциями руководителя является:
- оказание помощи участникам проектной деятельности в выборе темы,
определении идеи проектной деятельности, определения его конечного
продукта;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности
выполнения проектной деятельности;
- оказание помощи учащимся в подборе необходимой литературы;
- консультирование учащихся по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов;
- создание условий для активности учащихся;
- содействие в прогнозировании результатов выполнения проекта;
- оказание помощи в подготовке доклада, презентации;
- помощь в оценке полученных результатов.
7.3. Обязанности руководителя:
- обеспечить учащимся условий для выполнения проектной
деятельности;
- осуществлять организацию и координацию проектной деятельности
учащихся;
- осуществлять контроль за выполнением проектной деятельности
учащихся;
- оказание помощи учащимся в подготовке представления проектной
работы для внешней оценки.
8. Требования к оформлению итогового результата проектной
деятельности
8.1. Итоговый результат проектной деятельности представляется в
печатном виде (кегль 12, гарнитура Times, интервал 1.5, поля: верх - 1 см, низ
- 1 см, слева - 2 см, справа - 1 см) и должен содержать:
Оформление
Титульный лист
Название учреждения
Название
проекта
Подготовил: должность ФИО
город
год
(Таблица)
Актуальность проблемы
Цель проекта
Задачи проекта
Целевая аудитория
Участники проекта
Срок реализации проекта
Руководитель проекта
Партнеры проекта
Риски реализации проекта
Ожидаемые результаты
Этапы реализации проекта (таблица)
Подготовительный
Практический
Заключительный
Список литературы
Приложения
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
утверждается (вводится в действие) принимается на педагогическом совете
учреждения.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном пунктом
9.2. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.
9.5. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся с учетом
мнения педагогического совета учреждения.
9.6. Срок действия данного Положения не ограничен. Положение
действует до принятия нового.