Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
Рассмотрено и одобрено
на заседании педагогического совета
МБДУДО «СЮТ»
Протокол №
«___»_____________202__г.

Егорова
Дарья
Александр
овна

Подписан: Егорова Дарья Александровна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""",
СНИЛС=13845218165, ИНН=340960448770,
E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья
Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова
Дарья Александровна
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2025-06-05 13:23:25
Foxit Reader Версия: 9.7.0

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБУДО «СЮТ»
__________ /_________________/
Приказ №__ от "_" ____202__г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Станция юных техников»

г. Приморско-Ахтарск

1. Общие положения
1.1. Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далееДООП) муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников» (далее-учреждение, МБУДО «СЮТ») (далее Положение) разработано с учётом:
-Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
-Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №
678-р (в редакции от 15.05.2023г);
-Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
-Федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного 07 декабря
2018 года;
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;
-Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письма Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06-545 «О
направлении
информации»
(Информационно-методическое
письмо
об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации
дополнительных общеобразовательных программ);
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.);
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
-Краевых
методических
рекомендаций
по
проектированию
общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год)
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2 «Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
-Устава и локальных актов МБУДО «СЮТ».

1.2. Положение устанавливает единые требования к разработке, структуре
и оформлению, а также регламентирует порядок принятия и утверждения ДООП в
учреждении.
1.3. Единые требования к структуре и оформлению, порядок принятия и
утверждение ДООП, установленные данным Положением, не должны
противоречить Методическим рекомендациям рекомендации по проектированию
ДООП (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования
и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242).
1.4. ДООП разрабатываются и принимаются к реализации с учетом
следующих характерологических свойств дополнительного образования:
- предоставление учащемуся преимущественно от 5 до 18 лет свободы выбора
образовательной области, ДООП, объёма учебного материала и темпа его освоения;
- обеспечение прав ребёнка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
- расширение возможностей удовлетворения разнообразных интересов
учащихся и их семей в сфере образования;
- развитие дополнительного персонального образования как ресурса
мотивации личности к познанию, техническому творчеству, программированию и
т.д.;
- отсутствие образовательных стандартов (содержание дополнительного
образования определяется в не ограниченном образовательными стандартами
пространстве жизнедеятельности человека);
- соответствие выявляемым на системной основе образовательным интересам
и запросам учащихся;
- направленность содержания на развитие у учащихся мотивации к познанию
и техническому творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого
потенциала личности, ее образовательной активности;
-деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на
организацию социального опыта учащегося, формирование социальной
мобильности, адаптивности, ответственности;
- отсутствие сравнения достижений одного учащегося с достижениями
другого;
- оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых
ценностей;
- сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов дополнительного
образования (далее-Педагог ДО) с учащимися.
1.5 ДООП нормативно-управленческий документ, отражающие содержание
дополнительного образования, разработанные по одной из направленностей
дополнительного образования и представляющие комплекс средств воспитания,
обучения, развития учащихся, реализуемые на основе имеющихся ресурсов
(кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом.
1.6 ДООП разрабатываются педагогами ДО самостоятельно с учетом
типовых образовательных программ, рекомендованных Министерством
образования и науки РФ. При ДООП учитываются направленность
образовательной деятельности, уровень освоения, возраст, уровень подготовки
учащихся (вариативные учебные планы), наличие условий (оборудованные
рабочие места, наличие информационной техники и оборудования в мастерских,

компьютерных и учебных кабинетах), санитарные нормы, требования современной
педагогической науки.
1.7 ДООП реализуются в течение всего календарного года, включая
каникулярное время.
1.8 При разработке ДООП для оказания платных образовательных услуг
населению (при наличии) педагоги ДО руководствуются данным Положением
(локальным актом) и принимают его к неукоснительному исполнению.
1.9 Основные понятия, используемые в Положении:
1.9.1 Программа - комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и
форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарноучебного графика, содержания программы, а также оценочных и методических
материалов.
1.9.2 Учебный план - документ, который определяет перечень учебных
предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности.
1.9.3 Направленность образования - ориентация образовательной
программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющая ее предметно тематическое содержание, преобладающие виды
учебной деятельности учащегося и требования к результатам освоения ДООП.
1.9.4 Содержание образования в объединениях учреждения определяется
ДООП, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой учреждением
самостоятельно, и должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству
между участниками образовательных отношений, учащимися независимо от
расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,
учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации
права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие
способностей учащихся, формирование и развитие его личности в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
1.10 Разработка и реализация ДООП строится на следующих основаниях:
-свобода выбора ДООП и режима их освоения;
-соответствие ДООП и форм дополнительного образования возрастным и
индивидуальным особенностям учащихся;
-вариативность, гибкость и мобильность ДООП;
-разноуровневость ДООП (при наличии);
-модульность содержания ДООП, возможность взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
-творческий и продуктивный характер ДООП;
- открытый и сетевой характер реализации.
1.11 ДООП:
- способствуют обеспечению реализации права родителей (законных
представителей) на информирование об образовательных услугах, права на выбор
образовательных услуг, права на гарантию качества получаемых услуг;
-обеспечивают интеграцию и координацию деятельности педагогического
коллектива;
- определяют приоритеты в содержании дополнительного образования детей.

2. Цель и задачи ДООП
2.1. Цель ДООП обеспечение обучения, воспитания учащихся; это
стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна,
конкретна, перспективна, реальна, значима.
2.2. Задачи ДООП, это конкретные результаты реализации программы,
суммарным выражением которых и является цель.
3.2.1. Образовательные (предметные) задачи: развитие познавательного
интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных
знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности.
3.2.2. Метапредметные задачи: формирование у учащихся социальной
активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме,
навыков здорового образа жизни.
3.2.3. Личностные задачи: развитие деловых качеств, таких как
самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; формирование
потребности в самопознании, саморазвитии.
3. Функции ДООП
3.1. ДООП вне зависимости от того, к какой образовательной области и
направленности она относится, выполняет следующие функции:
- нормативную - является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
- целеполагания - определяет ценности и цели, для достижения которых она
разработана;
- определения содержания образования - фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
- процессуальную - определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
обучения;
- оценочную - выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты
контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного развития
учащихся;
-методическую - методическое сопровождение содержания ДООП и
повышения квалификации педагогов ДО.
4. Классификация ДООП
4.1. В МБУДО «СЮТ» реализуются следующие типы ДООП:
4.1.1. Модифицированная программа - ДООП, рекомендованная
Министерством просвещения РФ, адаптированная под условия учреждения,
скорректированная конкретным педагогом ДО, содержание данной программы
основано на типовой, с внесением изменений в отбор тем, порядок их изучения,
изменений в распределении часов, в отбор материала по темам, с учётом возраста
и уровня подготовки учащихся, режима и временных параметров осуществления
деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и
воспитания;
4.1.2. Авторская ДООП форма, полностью разработанная педагогом ДО
или коллективом педагогов, которая содержит предложения по решению проблемы
образования, обязательно отличается новизной, актуальностью; содержит гипотезу

и концептуальное обоснование: цель, задачи и ожидаемые результаты; способы
диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах, разработанные по
логике замысла учебного плана с кратким описанием занятий, характера заданий,
форм организации образовательной деятельности; описание методики, способов и
средств достижения программной цели, обеспечение ресурсами (материальнотехническими, кадровыми и пр.) и средствами обучения.
4.1.3. Адаптированная программа – ДООП, адаптированная для обучения
детей с особыми образовательными потребностями, детей с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния их здоровья, а также при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных категорий учащихся.
4.2. Образовательный процесс в учреждении, организуется в соответствии
с ДООП. Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным
нормативным актом МБУДО «СЮТ».
4.3. При реализации ДООП различной направленности (технической,
туристско-краеведческой) могут предусматриваться как аудиторные, так и
внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам,
подгруппам, индивидуально или всем составом в соответствии с локальным
нормативным актом.
4.4. Сроки реализации ДООП определяются учреждением самостоятельно,
с учетом категории учащихся, их возрастом, особенностями здоровья, «уровнем»
программы.
4.5. Сроки обучения по адаптированным ДООП для учащихся с особыми
образовательными потребностями, детей с ограниченными возможностями
здоровья могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического
развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической
комиссии, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
4.6. По форме организации образовательного процесса ДООП могут быть:
- комплексные;
-интегрированные;
-модульные.
4.7. По форме реализации ДООП могут быть:
- очные;
- с использованием дистанционных технологий.
4.8. По срокам реализации ДООП с учетом уровней сложности могут быть:
- краткосрочные (от 6 ч.);
- годичные (36 ч., 72 ч., 108 ч., 144 ч.);
- двух-, трехгодичные (108 ч., 144 ч., 216 ч.);
- долгосрочные (от 3-х лет до 8 лет).
5. Содержание ДООП
5.1. Содержание ДООП должно соответствовать:
-достижениям мировой культуры, педагогической науки, российским
традициям, культурно-национальным особенностям региона;
-соответствующему уровню общего образования (дошкольного, начального,
общего, основного общего, среднего общего (полного) образования);

-направленностям ДООП: (технической, туристско-краеведческой);
-современным образовательным технологиям, отраженным в принципах
обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности),
формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения,
дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях,
походах и т.д.);
-методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности учащихся);
-средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и
материалов в расчете на каждого учащегося в объединении).
5.2. Содержание ДООП направлено на:
-создание необходимых условий для личностного развития учащихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
-удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, нравственном развитии, а также в занятиях научнотехническим творчеством;
-формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,
развитие и поддержку талантливых учащихся;
-обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического,
трудового воспитания учащихся;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
5.3. Содержание ДООП и сроки обучения по ним определяются
образовательной программой, разработанной и утвержденной учреждением, п.4
ст.75 ФЗ 273 «Закона об образовании в РФ». Одним из принципов разработки и
реализации ДООП разноуровневость (при наличии). Такие программы
представляют всем учащимся возможность занятий независимо от способностей и
уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при
разработке и реализации ДООП таких принципов, которые позволяют учитывать
разный уровень развития и разную степень освоенности содержания учащимися;
ДООП предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания
программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени
сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из
участников рассматриваемой программы.
5.4. Содержание и материал ДООП должны быть организованы по
принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
-«Ознакомительный уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы. ДООП с
количеством часов: 12 часов (на месяц), 36 часов (1 час в неделю), 72 часа (2 часа в
неделю), 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю). Ознакомительная
программа должна быть связана с базовой и углубленной программой педагога, как
бы предварять их. В пояснительной записке ознакомительной программы
целесообразно
указать,
на
какие
образовательные
программы
базового/углубленного уровня данного учреждения ориентирует детей
предлагаемая ознакомительная программа. Результат обучения в количественном

выражении – переход на базовый уровень не менее 25 % учащихся. Срок
реализации: 1 месяц, 1 год, 2 года. Возраст: 5-16 лет (разновозрастные: 5-6, 7-10,
10-14, 14-16). К ознакомительному уровню относятся адаптированные ДООП по
обучению учащихся с особыми образовательными потребностями и детей с
ограниченными возможностями здоровья количеством часов в учебный год – 72
часа (2 часа в неделю). Занятия проводятся индивидуально (на дому) и в
учреждениях, осуществляющих дополнительное образование с учреждением на
договорной основе.
-«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний
и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в
рамках содержательно-тематического направления программы. ДООП с
количеством часов: 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216
часов (6 часов в неделю), 324 часа (9 часов в неделю). Базовая программа должна
быть связана с углубленной программой педагога. В пояснительной записке
программы базового уровня целесообразно указать, на какие образовательные
программы углубленного уровня данного учреждения ориентирует детей
предлагаемая базовая программа. В случае отсутствия программы углубленного
уровня, по запросам потребителей образовательной услуги следует предложить
возможный индивидуальный образовательный маршрут учащегося через освоение
программы углубленного уровня, представив родителям и ребенку перспективу
развития либо перечислить те учреждения, где ребенок может продолжить
образование по тематически близким углубленным программам. Результатом
обучения является участие не менее 50 % учащихся в общегородских (районных)
мероприятиях, наличие победителей и призёров городских мероприятий и переход
на углубленный уровень не менее 25 % учащихся по ДООП. При переходе
учащегося с базового на углубленный уровень допускается нагрузка 6 часов в
неделю (216 часов в год) на первом году обучения. Срок реализации: от 1 года до
3-х лет. Возраст: 7–18 лет (разновозрастные: 7-10, 10-14, 14-18).
-«Углубленный уровень». Предполагает использование форм организации
материала,
обеспечивающих
доступ
к
сложным
(возможно
узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания
программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в
рамках содержательно-тематического направления программы. ДООП с
количеством часов: 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216
часов (6 часов в неделю), 324 часа (9 часов в неделю). Результатом обучения по
программе углубленного уровня является участие не менее 70 % учащихся в
муниципальных, краевых и всероссийских мероприятиях, Срок реализации: от 2-х
лет до 5-ти лет. Возраст: 10-18 лет (разновозрастные: 10-14, 14-18).
5.5. Каждый участник ДООП должен иметь право на ознакомительный
доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через
организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где
определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала
заявленного участником уровня).

5.6. На базовом и углубленном уровнях допускается обучение по
индивидуальному учебному плану (для одаренных детей) и ускоренное обучение,
п.3 ст.34 ФЗ-273. Индивидуальный учебный план является приложением к ДООП.
5.7. Дифференцированный по соответствующим уровням учебный
материал может предлагаться в разных формах и типах источников для участников
ДООП. Предлагается предусматривать при разработке и реализации ДООП
размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в
информационно-коммуникационной сети «Интернет»; в печатном виде (учебники,
рабочие тетради, методические пособия); в машиночитаемом виде, в формате,
доступном для чтения на электронных устройствах (на персональных
компьютерах, планшетах, смартфонах в форматах pdf, doc, docx); в наглядном виде,
посредством макетов, прототипов и реальных предметов и средств деятельности.
5.8. Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную
доступность для учащихся с любым видом и типом психофизиологических
особенностей. Материал программы должен учитывать особенности здоровья тех
учащихся, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или
совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.
5.9. Более подробная дифференциация материала по многообразию
уровней (ступеней) сложности осуществляется исходя из содержательной части
программы. ДООП должна иметь собственную матрицу, описывающую систему
уровней сложности, содержания программы и соответствующие им достижения
участников.
5.10. При реализации многоуровневых программ для повышения мотивации
учащихся необходимо разработать систему стимулирующего поощрения
достижений, в которой учащийся, осваивающий программу, будет получать
отличительные знаки за освоение каждой ступени программы.
6. Структура ДООП

ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(наименования пишутся полностью, прописными буквами, по центру)
Принята на заседании
педагогического/методического совета
от
«
»
2023 г.
«
»

Утверждаю
Директор МБУДО «СЮТ»
/ФИО/ Протокол №
2023г.

М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ» (эстрадное пение)
(указывается наименование программы)
Уровень программы: ознакомительный
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 2 года:144 ч. (1 год-72 ч.; 2 год-72 ч.)
(общее количество часов, количество часов по годам обучения)
Возрастная категория: от 7 до 9 лет
Состав группы: до 15 человек
(количество учащихся)
Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная
Вид программы: модифицированная
(модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной/внебюджетной основе
(нужное оставить)
ID-номер Программы в Навигаторе:
Автор-составитель:
(указать ФИО и должность разработчика)
г. Приморско-Ахтарск, 2024

Нормативно-правовая база
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Характеризуя направленность дополнительной общеобразовательной
программы, важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность
программы именно к данной направленности. Следует обратить внимание на
то, что направленность программы определяется не направлением
деятельности (шахматный клуб, танцевальная студия, фольклорный коллектив
и т.д.), а ведущей педагогической идеей, выраженной в исходной концепции,
целями и задачами программы. Так, например, программа клуба фехтования
может быть не физкультурно-спортивной, а социально-педагогической
направленности, если в постановке цели педагог делает акцент, прежде всего,
на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции
ребенка в современное общество (лидерских качеств, воли, умения не пасовать
перед жизненными трудностями и т.д.).
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее
нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данного
конкретного учреждения), субъективной (новшество только для этого
педагога). Также новизна может быть определена относительно рода занятия,
осуществляемого в данном объединении.
Большим потенциалом в продуцировании нового в образовательной
программе обладают процессы интеграции смежных направлений либо даже
разных направленностей. Например, интегрированная программа шахматного
клуба и туристического объединения позволяет уравновесить аспекты
физического и интеллектуального воспитания и развития, а также развить у
шахматистов волю к преодолению трудностей, а у туристов - необходимую
сосредоточенность, наблюдательность и другие личностные качества. Более
того, введение в программу ролевой игры (например, розыгрыш шахматной
партии, роль фигур в которой исполняют сами участники, в условиях
встречного похода двух коллективов) определенно помогает добиться
сильнейшего педагогического эффекта.
Новизна может также касаться отдельных компонентов образовательной
программы, например, при традиционности направления деятельности могут
использоваться оригинальные приемы, методы, педагогические технологии.
В формулировках можно использовать отражающие степень новизны
слова: «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено»,
«углублено», кратко пояснять, что существенного составитель программы
внёс при её разработке в сравнении с известными аналогами по содержанию,
методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.

Актуальность определяется как ориентированность на решение
наиболее значимых для дополнительного образования проблем. Актуальность
может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных
исследований; на анализе педагогического опыта, детского или родительского
спроса, современных требований модернизации образования, потребностей
общества и социальном заказе, потенциале образовательной организации и
т.д. Важно найти актуальные, значимые моменты для конкретной
дополнительной общеобразовательной программы, необходимо объяснить,
почему именно данная программа (её направление, вид деятельности) важны
и актуальны для современных детей, для нашего времени.
Актуальность может и должна рассматриваться не только как личная
заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы средствами
своего направления деятельности, но и как личная заинтересованность в
решении этой проблемы со стороны других участников образовательного
процесса (детей, родителей, педагогов школ и т.д.).
Педагогическая целесообразность
– это
аргументированное
обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и
методов образовательной деятельности составителем (разработчиком)
программы в соответствии с целями и задачами дополнительного образования.
Важно показать собственные взгляды педагога на проблему и определить
практическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов
обучения, развития, воспитания и их обеспечения; степень отражения в
программе условий для социального, культурного, профессионального
самоопределения и творческой самореализации личности обучающегося;
наличие инновационных подходов.
Отличительные
особенности
данной дополнительной
общеобразовательной программы от уже существующих программ. В данном
разделе следует обосновать своеобразие программы, принципы отбора
содержания, ключевые понятия, указать, чем программа отличается от уже
существующих в данном направлении. Отличия могут быть и в постановке
образовательных задач, и в построении учебно-тематического плана, и в
содержании занятий, и в использованной разработчиком литературе, и в
изложенных основных идеях, на которых базируется программа.
Соответственно, педагог должен владеть информацией, иметь широкий
кругозор по имеющейся литературе по данному виду деятельности. Данный
раздел пояснительной записки может быть логически объединен с разделом
«Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность».
Адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого
будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень развития,
круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в
программе, иные медико-психолого-педагогические характеристики. В
данном
разделе
дается
характеристика
возрастнопсихологических
особенностей обучающихся, обосновываются принципы формирования
групп, количество обучающихся в группе. Разработчику программы
необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена

дополнительная общеобразовательная программа: пол, возраст, степень
предварительной подготовки, предполагаемый состав групп одновозрастные
или разновозрастные, уровень образования, степень сформированности
интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей,
физическое здоровье детей и т.д., то есть указать характерные особенности
детей, которые будут учитываться при наборе для обучения. Может быть
обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием
особенностей работы с каждым из возрастов. Может быть дана информация
об особой категории детей, для которых предназначена программа (дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети, проявившие выдающиеся
способности и др.), наполняемость групп, условия приема детей (могут быть
указаны условия дополнительного набора детей). Так, в объединения второго
и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, не
занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие
собеседование или иные испытания (например, входное тестирование,
собеседование, прослушивание и пр.).
Формы обучения – очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная
(«допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения» ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4).
Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий - общее
количество часов в год; количество часов и занятий в неделю;
Особенности организации образовательного процесса - в соответствии
с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных
категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом
объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории,
студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально
(Приказ №629);
состав группы (постоянный, переменный и др.);
занятия (индивидуальные, групповые и т.д.) и
виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные
работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры,
тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной
работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды
учебных занятий и учебных работ.
Цель и задачи программы - это заранее предполагаемый результат
образовательного процесса, к которому надо стремиться.
При характеристике цели следует избегать общих абстрактных
формулировок. Описание цели должно содержать в себе указание на виды
деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и
специальных способностей. Для написания формулировки можно
использовать «ключевые» слова: создание, развитие, обеспечение,
приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование,
становление и т.д. Цель связана с названием программы, отражает ее

основную направленность и желаемый конечный результат на каждый год
обучения.
Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач,
раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать,
чтобы достичь цели. При формулировании задач можно воспользоваться
следующей их классификацией:
образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к
чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение
определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
личностные - формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.;
метапредметные - развитие мотивации к определенному виду
деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной
деятельности и формы аттестации обучающихся (ФЗ № 273, ст.2, п.22; ст. 47,
п.5).
Таким образом, учебный план общеобразовательной общеразвивающей
программы должен содержать: наименование разделов и тем, определять
последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием
теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля).
Учебный план оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год
обучения.
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля

1.
2.
и т.д.
Итого
Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение
целей программы и планируемых результатов ее освоения. Содержание
учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в
соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая
описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой
теме.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих

правил: содержание составляется согласно УП; формулировка и порядок
расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их
формулировке и расположению в УП; необходимо соблюдать деление на
теорию и практику по каждому разделу (теме); материал следует излагать
назывными предложениями; содержание
каждого
года
обучения
целесообразно оформлять отдельно; в содержании могут размещаться ссылки
на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и
т.п.); в содержании могут быть представлены вариативные образовательные
маршруты.
Планируемые результаты. В данном блоке программы необходимо
сформулировать:
- предметные результаты: требования к знаниям и умениям, которые
должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что
он должен знать и уметь);
- личностные результаты включают готовность и способность
учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть
представлены следующими компонентами:
мотивационно-ценностным (потребность в
самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные
ориентации);
когнитивным
(знания,
рефлексия
деятельности);
операциональным (умения, навыки);
эмоционально-волевым
(уровень
притязаний,
самооценка,
эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
- Метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся по
итогам освоения программы, означают усвоенные учащимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так
и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в
виде совокупности способов универсальных учебных действий и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания
программы.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации».
Календарный учебный график программы – это составная часть
образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик
образования и определяющая:
даты начала и окончания учебных периодов/этапов;
количество
учебных недель или дней; продолжительность каникул; сроки
контрольных процедур;
организованных выездов, экспедиций и т.п.;
Календарный учебный график является обязательным приложением к
образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ

№ 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
Организация дополнительного образования имеет право выбора
оформления календарного учебного графика, закрепив его форму через
локальный акт образовательной организации.
п/п

Календарный учебный график
Место
Дата Тема
Кол- Время
Форма
Форма
занятия во
проведения занятия проведения контроля
часов занятия

1.
2.
3.
Пишется на каждое занятие.
Раздел программы «Воспитание» цели, задач воспитания, выбранных
разработчиком целевых ориентиров воспитания детей в его программе,
планируемые им формы и методы воспитания, организационные условия,
календарный план воспитательной работы.
№ Название
п/п события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события

1.
2.
Условия реализации программы.
К условиям реализации программы относится характеристика
следующих аспектов:
-материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для
занятий по программе;
-перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
-информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернетисточники;
-кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в
реализации
программы,
охарактеризовать
их
профессионализм,
квалификацию, критерии отбора.
Формы аттестации. Оценка образовательных результатов учащихся по

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна
носить вариативный характер (Концепция, гл. I). Инструменты оценки
достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки
и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также
диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, гл. III).
Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой
аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60) с целью
установления: соответствия результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы
заявленным целям и планируемым
результатам обучения; соответствия процесса организации и осуществления
дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к
порядку и условиям реализации программ.
Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным
общеразвивающим программам может проводиться в формах, определенных
учебным планом как составной частью образовательной программы, и в
порядке, установленном локальным нормативным актом организации
дополнительного образования (ст.30, ст.58), который должен быть размещен
на официальном сайте организации в сети «Интернет»; формы, порядок и
периодичность аттестации учащихся определяется образовательной
организацией, осуществляющей образовательную деятельность (Приказ №
629).
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу и прошедшим итоговую аттестацию, могут
выдаваться сертификаты, которые самостоятельно разрабатывают и
утверждают образовательные организации (ст.60), могут выдаваться почетные
грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись,
грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости,
маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований,
фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики,
аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей,
диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная
работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое
занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в
профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет,
соревнование, фестиваль и др.
Оценочные материалы. В данном разделе отражается перечень (пакет)
диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5).
Методические материалы. Настоящий раздел представляет краткое

описание общей методики работы в соответствии с направленностью
содержания и индивидуальными особенностями учащихся.
Методические материалы включают в себя: описание методов обучения
(словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский проблемный;
игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
описание технологий, в том числе информационных (технология
индивидуализации обучения, технологиягруппового обучения, технология
коллективного взаимообучения, технология программированного обучения,
технология модульного обучения, технология блочно - модульного
обучения, технология дифференцированного обучения, технология
разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология
проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология
исследовательской деятельности, технология проектной деятельности,
технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения,
технология коллективной творческой деятельности, технология развития
критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио,
технология педагогической мастерской, технология образа и мысли,
технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая
технология, технология-дебаты и др.);
формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис,
беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея,
гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс,
конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастеркласс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие,
посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление,
презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия,
творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу,
экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка; тематику и
формы методических материалов по программе (пособия, оборудование,
приборы и др.);
дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные,
технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.;
алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его
этапов.
Список литературы. При составлении списка литературы необходимо
учитывать:основную и дополнительную учебную литературу: учебные
пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических
работ и практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы,
карты, таблицы.
Список должен быть составлен для разных участников образовательного
процесса (педагогов, детей, родителей).
Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению
библиографических ссылок, в том числе и для интернет-ресурсов.

7. Ответственность
7.1. В соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» учреждение несет ответственность «за реализацию не в полном
объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными
учебными планами и качество реализуемых образовательных программ».
7.2. Педагог-разработчик программы несет ответственность за
качество и полноту реализации ДООП; объективность контроля учебных
достижений учащихся.
7.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- оказывает методическую помощь педагогам ДО в разработке ДООП;
- готовит данные программы к рассмотрению на педагогическом совете;
- несет ответственность за утверждение программ на педагогическом
совете.
7.4. Председатель педагогического совета несет ответственность за
качество проведения экспертизы ДООП.
8. Порядок принятия и утверждения ДООП
8.1. ДООП рассматривается и принимается на педагогическом совете,
утверждается приказом директора МБОУДО «СЮТ».
8.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе готовит
экспертное заключение (внутреннюю рецензию) на каждую ДООП.
8.3. На титульном листе должны присутствовать гриф о принятии
программы с указанием номера протокола и даты рассмотрения на
педагогическом совете; гриф об утверждении программы директором.
8.4. Изменения и дополнения в ДООП вносятся с учетом результатов
мониторинга полноты и качества реализации ДООП, последних изменений в
законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные
изменения и дополнения проходят процедуру рассмотрения, согласования на
педагогическом совете и утверждается директором Учреждения. Тексты
изменений на отдельных листах подшиваются к ДООП.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
утверждается (вводится в действие) приказом директора, принимается на
педагогическом совете.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном пунктом
9.2. настоящего Положения.

9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.
9.5. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся с
учетом мнения Педагогического совета учреждения.
9.6. Срок действия данного Положения не ограничен. Положение
действует до принятия нового.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».