Компьютерная грамотность 72ч. ЭП

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
Принята на заседании
педагогического/методического совета
от 28.05. 2024 г
Протокол № 4

Егорова
Дарья
Александро
вна

Подписан: Егорова Дарья Александровна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""",
СНИЛС=13845218165, ИНН=340960448770,
E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья
Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова
Дарья Александровна
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-05-28 16:51:11
Foxit Reader Версия: 9.7.0

Утверждаю
Директор МБУДО «СЮТ»
Приказ № 79 от 28.05.2024
__________ Д.А. Егорова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (72 часа, 9 месяцев, 36 недель)
Возрастная категория: от 7 до 17 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID- номер Программы в Навигаторе: 66777

Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Плутова Дарья Валерьевна

г. Приморско-Ахтарск
2024 год
1

Содержание
Нормативно-правовая база

3

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Направленность
1.2.

5
5

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

5

1.3. Формы обучения

6

1.4. Режим занятий

6

1.5. Особенности организации образовательного процесса

6

1.6. Цель и задачи программы

9

1.7. Учебный план

10

1.8. Содержание учебного плана

11

1.9. Планируемые результаты

13

Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2

Календарный учебный график

15
17

2.1 Раздел программы «Воспитание»

22

2.2. Условия реализации программы

23

2.3. Формы контроля и аттестации

24

2.4. Оценочные материалы

24

2.5.

Методические материалы

25

Список литературы

26

2

Введение
Компьютерная
грамотность-освоение
базовых
особенностей стандартных компьютерных программ.

технических

Нормативно-правовая база
Нормативно-правовой базой создания программы послужили следующие
документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 14 апреля 2023г. № 124-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 13 июля 2020г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
4. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
6. План мероприятий до 2030 года по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
7. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания
президиума при Президенте РФ.
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 года.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №
996-р.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва,
2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года.
3

13. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28
августа 2018 года, регистрационный № 25016).
14. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06545 «О направлении информации» (Информационно-методическое письмо
об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации
дополнительных общеобразовательных программ)
15. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
16. Краевые методические рекомендации по проектированию
общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год).
Цели,
содержание
и
условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в
следующих нормативных документах:
1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа утверждается локальным нормативным правовым актом
Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов,
оценочных и методических материалов.
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на
Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом
руководителя учреждения.

4

РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность» имеет техническую направленность.
1.2. Актуальность программы, новизна, педагогическая
целесообразность, отличительные особенности
Новизна. Программа спроектирована с учетом образовательных
потребностей социума и готовит обучающихся к программно-технической
деятельности. Новизна программы заключается в том, что знания по теории
основ компьютерной грамотности учащиеся получают в контексте
практического применения, то есть программа дает возможность детям
школьного возраста стать уверенным пользователем персонального
компьютера. Практически на каждом занятии обучающиеся выполняют
технические и творческие задания.
Учебная деятельность обучающихся в области технического
творчества начинается с ознакомления и овладения начальных знаний работы
с компьютером. Компьютерные понятия вводятся и закрепляются во время
выполнения практических работ обучающимися.
Актуальность программы. Программа обусловлена тем, что
в настоящее время современные тенденции требуют более раннего внедрения
изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
Необходимо помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять
эти знания на практике.
Педагогическая целесообразность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность» объясняется тем, что предлагаемые
в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность,
преемственность, результативность); формы (групповое и индивидуальное
обучение; занятия, беседа, практическое занятие, выставка и т.д.) и методы
обучения
(словесный,
наглядный,
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, игровой, практический); методы контроля и управления
деятельностью детей (анализ результатов занятий, конкурсов и др.)
и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, мотивация и др.);
средства обучения доступные для детей (необходимые наглядные материалы)
действенны в формировании и развитии и умений, обучающихся создавать
конструктивный образ, а используемые приемы и методы воспитания
способствуют формированию гражданского сознания и морально - этических
норм поведения, воспитания положительного отношения к людям
их культуре, традициям.
Отличительная особенность данной образовательной программы
заключаются в том, что программные средства, используемые в программе,
обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже
5

второкласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что
позволяет легко и быстро их освоить.
Так как программы строятся по логическим законам, возможна
организация разнообразной, интересной обучающимся деятельности
с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными
указаниями, на что обратить внимание.
Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок
индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает
индивидуальный подход к каждому ребенку. В качестве базового стандарта
программного обеспечения рассматриваются: текстовый редактор WORD;
графический редактор PAINT; POWERPOINT; электронные таблицы EXCEL.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического
опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих
способностей, умения создавать проекты. Программа позволяет использовать
и нетрадиционные формы работы.
На занятиях большую роль играет демонстрационный материал,
который представлен в виде презентаций. Наглядный материал в виде
презентаций готовят и сами учащиеся. Это позволяет развивать у учащихся
творческие способности, умение работать коллективно, умение работать
с разными источниками информации, выступать перед аудиторией,
отстаивать свою точку зрения, защищая свои проекты.
Адресат программы: в объединение входят дети в количестве
10 человек, состав группы разновозрастной от 7 до 17 лет, уровень
предварительной подготовки - не имеют или начальный, уровень
образования: дошкольное или начальное общее.
Начало школьного обучения (7-9 лет) означает переход от игровой
деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного
возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
Основной, ведущей деятельностью становится обучение, а это
серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий
ребёнка,
мобилизации
внимания,
интеллектуальной
активности,
самоограничений.
Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании
и учете психологических особенностей младших школьников в обучении
и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми,
используя различные игры, задания, упражнения.
Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте
- от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято
называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление
независимости детей от взрослых, негативизм - стремление противостоять,
не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам
6

взрослых. Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил
бы на все его сомнения. Занятия в объединении помогут обучающимся найти
себя, поверить в свои силы и возможности.
Дети 13-17 лет проявляют тревогу, беспокойство, дискомфорт, ссоры
со сверстниками, эгоцентризм, закрытость, нежелание и неумение говорить о
себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков
с
окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.
Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям),
трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников,
бравируют своей независимостью. Занятия с педагогом в объединении
помогут ребятам расширить мир их увлечений, проявлять способность
понимать, сочувствовать, корректно выражать свои эмоции, радоваться
своим и чужим победам.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья
характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или
раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании.
При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения
задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное
беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать
и гримасничать.
Программа «Компьютерная грамотность» составлена таким образом,
что позволяет поддержать выявление одарённых и мотивированных детей
и создать условия для их дальнейшего совершенствования. Поэтому, не
зависимо от предмета и источника одарённости ребёнка программа
ориентирована
на
формирование
навыков
самоорганизации
и самоуправления, достижение самостоятельно поставленных целей и задач.
Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование,
направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной
деятельности.
Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая
диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности
ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений
и навыков, мотивации для занятий).
1.3.Форма
обучения:
очная.
В
программе
предусмотрено
использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия
в образовательном процессе.
1.4.Режим занятий:
Запланированное количество часов для реализации программы - 72
часа.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий - 45 минут.
Перерыв - 15 минут.
7

Наполняемость группы: 5-10 человек.
Уровни программы, объем и сроки реализации
Уровень освоения программы - ознакомительный.
Сроки реализации программы «Компьютерная грамотность» - 1 год.
1.5.Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста
или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся
основным составом объединения; состав групп постоянный.
Виды занятий по программе определяются ее содержанием и
предусматривают проведение мастер-классов, круглых столов и т.д. Разделы
программы взаимосвязаны друг с другом и объединены единой целью
краткосрочной образовательной общеразвивающей программы. Содержание
каждого модуля формируется с учетом сохранения преемственности
образовательных частей. В программе учитываются возрастные особенности
учащихся, изложение материала строится от простого к сложному.
Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в
мероприятиях, выставках; могут быть включены дополнительные задания:
соответствующие тематике определенной выставки или конкурса; при работе
над междисциплинарными проектами. Некоторые из заданий (по выбору
педагога или обучающихся) могут быть изменены в ходе экспериментальнопоисковой работы. При организации образовательного процесса педагог
учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая
активность, предпочтения детей и т.д.).
Занятия могут иметь различные формы проведения: беседа,
практическое занятие, мастер-класс.
Структура практического занятия:
1.Оргмомент (1 мин.)
2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.)
3.Изучение нового материала (5 мин.)
4.Пробные упражнения (2 мин.)
5.Выполнение практического задания (20 мин.)
6.Подведение итогов (5 мин.)
Структура комбинированного занятия:
1.Оргмомент (1 мин.)
2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа,
устный опрос) (3 мин.)
3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.).
4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.)
5. Упражнения по образцам (5мин.)
6. Самостоятельная работа (20 мин.)
7. Подведение итогов (2 мин.)
8. Домашнее задание (1 мин.)
8

При возникновении обоснованной необходимости, например, в период
режима «повышенной готовности», программа «Компьютерная грамотность»
может реализовываться с использованием дистанционных технологий или
с использованием электронного обучения.
Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные
формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено
использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические
и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры,
тренинги и т.д.
Условия
приема
детей:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/.
Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование,
направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной
деятельности.
Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая
диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности
ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений
и навыков, мотивации для занятий).
Доступность программы для различных категорий учащихся.
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Компьютерная грамотность», можно использовать в работе с детьми
посредством разработки индивидуального образовательного маршрута,
обеспечивающим освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми
проводится разработка индивидуального образовательного маршрута,
обеспечивающие освоение образовательной программы на основе
индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей.
При реализации программы «Компьютерная грамотность» допускается
применение электронного обучения и использование дистанционных
образовательных технологий.
Использование дистанционных и (или) комбинированных форм
реализации программы
При реализации данной программы предусмотрено использование
дистанционных
и
(или)
комбинированных
форм
организации
образовательного процесса:
-индивидуальная;
-групповая.
Виды занятий:
9

- видео-занятие в записи;
-мастер-класс;
-презентации с текстовыми и голосовыми комментариями;
-консультации.
Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями
СанПиНа
2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При реализации данных форм обучения будет использоваться
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть
«ВКонтакте».
При реализации программы возможно сетевое взаимодействие
в рамках проведения совместных специализированных мероприятий.
Сетевыми партнерами являются образовательные организации, с которыми
заключен договор о сотрудничестве.
Виды проведения сетевого взаимодействия:
- семинары;
- мастер-классы;
- образовательные проекты;
- консультации и т.д.
Социально-экономический эффект программы
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Компьютерная
грамотность» включает в себя несколько аспектов:
1. Развитие компьютерной грамотности обучающихся повышает
их интерес к науке и технике, что способствует формированию будущих
кадров в сфере высоких технологий.
2.Программа способствует расширению представлений об
информационном пространстве, защите персональных данных, соблюдению
приватности в социальных сетях и т.д.; развитию пространственного
мышления, креативности, развивает умение работать в команде.
1.6. Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для формирования и развития творческих
способностей учащихся, социально значимых ценностно-смысловых
установок, развитие способности к творческому самовыражению
и самореализации через теоретическое и практическое знакомство
с компьютером.
Задачи программы:
Образовательные (ориентированы на предметный результат):
- познакомить учащихся с основными свойствами информации,
научить их приёмам организации информации и планирования деятельности,
в частности и учебной, при решении поставленных задач;
-дать учащимся представления о современном информационном
обществе, информационной безопасности личности и государства;
10

-дать учащимся первоначальное представление о компьютере и
современных информационных и коммуникационных технологиях;
-научить учащихся работать с программами WORD Pad, PAINT,
POWERPOINT;
-сформировать эмоционально-положительное отношение к
компьютерам.
Развивающие (ориентированы на метапредметный результат):
-развивать образное мышление, фантазию, творческие способности,
внимание;
- повышать общий интеллектуальный уровень;
-способствовать обогащению навыков общения и умений совместной
деятельности;
- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.
Воспитательные (ориентированы на личностный результат):
- прививать интерес к техническому творчеству;
- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;
-воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость,
внимательность.

11

1.7. Учебный план
№
1

2

3

4

5

6

Название раздела

Всего

Теория

Практика

Форма
аттестации/контроля

Введение в образовательную
программу. Инструктаж по ТБ.
Знакомство детей
с целями
и задачами объединения,
демонстрация изделий.
Программы Word Pad, Word,
Paint. Интегрированное занятие
по чтению
с
использованием ПК.
Набираем и форматируем текст
книги, оформляем реферат с
текстовым процессором MS
Word.
Программа Microsoft PowerPoint.
Создание презентаций.

2

2

-

Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль

10

-

10

Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль

10

-

10

10

-

10

10

-

10

8

-

8

Создание творческих рисунков,
авторских поздравлений при
помощи Paint.
Работа с браузером. Интернет
для детей.

7

Работа с уandex программами.

8

-

8

8

Создание интеллектуальной
викторины. Опросников. Тестов.

12

-

12

2

-

2

72

2

70

9

Подведение итогов.
Показ творческих презентаций.
Итого

12

Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль
Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль
Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль
Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль
Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль
Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль
Показ творческих
презентаций

Индивидуальный образовательный маршрут (ОВЗ)
№
1

2

3

4

5

6

7

Название раздела

Всего

Теория

Практика

Форма
аттестации/контроля

Введение в образовательную
программу. Инструктаж по ТБ.
Знакомство детей
с целями
и задачами объединения,
демонстрация изделий.
Программы Word Pad, Word,
Paint. Интегрированное занятие
по чтению с использованием
ПК.
Набираем и форматируем текст
книги, оформляем реферат с
текстовым процессором MS
Word.
Программа Microsoft PowerPoint.
Создание презентаций.

2

2

-

Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль

10

-

10

Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль

20

-

20

20

-

20

10

-

10

8

-

8

2

-

2

72

2

70

Создание творческих рисунков,
авторских поздравлений при
помощи Paint.
Работа с браузером. Интернет
для детей.
Подведение итогов.
Показ творческих презентаций.
Итого

Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль
Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль
Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль
Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль
Показ творческих
презентаций

В программу могут вноситься необходимые коррективы, может
изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их
последовательность в рамках конкретного модуля.
1.8. Содержание учебного плана
1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство
детей с целями и задачами объединения.
Теоретическая часть: Введение в образовательную программу.
Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения,
демонстрация работ на компьютере. (2 часа)
Практическая часть: не предусмотрена.
2. Программы Word Pad, Word, Paint. Интегрированное занятие по чтению
с использованием ПК. (10 часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
Практическая часть: наглядная демонстрация базовых программ и их
возможностей; создание несложных работ с применением программ.
3. Набираем и форматируем текст книги, оформляем реферат с текстовым
процессором MS Word. (10 часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
13

Практическая работа: создание несложных работ с применением
программы.
4. Программа Microsoft PowerPoint. Создание презентаций. (10 часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
Практическая работа: освоение основных функций создания
презентаций, изменение и подбор фона и слайдов, вставка текста
изображения; создание несложных работ с применением программ.
5. Создание творческих рисунков, авторских поздравлений при помощи
Paint. (10 часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
Практическая работа: освоение основных функций программы,
создание рисунков, замена цвета, выбор дизайна изображения; создание
несложных работ с применением программ.
6.Работа с браузером. Интернет для детей. (8 часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
Практическая работа: демонстрация видов браузера и их возможностей,
способы подключения компьютера к интернету; выполнение задание
педагога.
7.Работа с уandex программами. (8часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
Практическая работа: наглядный показ функций программ; выполнение
задание педагога.
8.Создание интеллектуальной викторины. Опросников. Тестов. (12 часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
Практическая работа: демонстрация и освоение программ для создания
тестов, опросов и викторин; выполнение задание педагога.
9.Итоговое занятие. Подготовка и проведение показ творческих презентаций.
(2 часа)
1.9.Планируемые результаты
Личностные результаты:
-развитие интереса к техническому творчеству;
-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других;
- формирование уверенности в собственных силах.
Предметные результаты:
- знание терминологии, используемой при обучении;
- умение соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- освоение технологии создания графических изображений;
- умение создавать презентации и текстовые документы;
- умение провести самоанализ своей работы;
Метапредметные результаты освоения образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
14

Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель своей деятельности с
помощью педагога;
- умение проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться отличать выполненное задание от неверного;
- умение работать индивидуально и в группе.
Познавательные УУД:
-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью педагога;
- развитие творческого мышления;
- развитие навыка решения нестандартных задач.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

15

Раздел № 2 Комплекс социально-педагогических условий, включающих
формы аттестации
Календарный учебный график
Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждой
учебнойгруппы.

16

Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Компьютерная грамотность»
на 202__- 202__ учебный год
п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во
часов

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Введение в образовательную программу.
Инструктаж по ТБ. Знакомство детей
с целями и задачами объединения,
демонстрация изделий.
Программы Word Pad, Word, Paint.
Интегрированное занятие по чтению
с использованием ПК.

2

Учебное занятие

Беседа, опрос

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

2

Программы Word Pad, Word, Paint.
Интегрированное занятие по чтению
с использованием ПК.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

2

Программы Word Pad, Word, Paint.
Интегрированное занятие по чтению
с использованием ПК.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

2

Программы Word Pad, Word, Paint.
Интегрированное занятие по чтению
с использованием ПК.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

2

Программы Word Pad, Word, Paint.
Интегрированное занятие по чтению
с использованием ПК.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

1

2

17

3

Набираем и форматируем текст книги,
оформляем реферат с текстовым
процессором MS Word.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

3

Набираем и форматируем текст книги,
оформляем реферат с текстовым
процессором MS Word.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

3

Набираем и форматируем текст книги,
оформляем реферат с текстовым
процессором MS Word.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

3

Набираем и форматируем текст книги,
оформляем реферат с текстовым
процессором MS Word.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

3

Набираем и форматируем текст книги,
оформляем реферат с текстовым
процессором MS Word.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

4

Программа Microsoft PowerPoint. Создание
презентаций.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

4

Программа Microsoft PowerPoint. Создание
презентаций.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

4

Программа Microsoft PowerPoint. Создание
презентаций.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

18

4

Программа Microsoft PowerPoint. Создание
презентаций.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

4

Программа Microsoft PowerPoint. Создание
презентаций.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

5

Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

2

Практическое
занятие

5

Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

2

Практическое
занятие

5

Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

2

Практическое
занятие

5

Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

2

Практическое
занятие

5

Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

2

Практическое
занятие

6

Работа с браузером. Интернет для детей.

2

Практическое
занятие

6

Работа с браузером. Интернет для детей.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение

19

Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение

6

Работа с браузером. Интернет для детей.

2

Практическое
занятие

6

Работа с браузером. Интернет для детей.

2

Практическое
занятие

7

Работа с уandex программами.

2

Практическое
занятие

7

Работа с уandex программами.

2

Практическое
занятие

7

Работа с уandex программами.

2

Практическое
занятие

7

Работа с уandex программами.

2

Практическое
занятие

8

Создание интеллектуальной викторины.
Опросников. Тестов.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

8

Создание интеллектуальной викторины.
Опросников. Тестов.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

8

Создание интеллектуальной викторины.
Опросников. Тестов.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

20

8

Создание интеллектуальной викторины.
Опросников. Тестов.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

8

Создание интеллектуальной викторины.
Опросников. Тестов.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

8

Создание интеллектуальной викторины.
Опросников. Тестов.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

9

Подведение итогов.
Показ творческих презентаций.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

11

Итого

72

21

2.1. Раздел программы «Воспитание»
План воспитательной работы
Цель: формирование уверенности у обучающихся в преодолении
трудностей в учебе и профессионального определения.
Задачи:
- прививать интерес к науке и технике своей Родины, края, района;
-создать
условия
для
интеллектуального,
эстетического,
коммуникативного, самовыражения личности обучающихся;
- прививать основы информационной безопасности;
-воспитывать
в
детях
взаимоуважение
(взаимопомощь,
взаимоотношения, доброе отношение друг к другу);
- развивать активную жизненную позицию обучающихся.
Календарный план воспитательной работы
№

Название раздела, темы

п/
п

Сроки
проведен
ия

Форма проведения

1

Введение в образовательную
программу. Инструктаж по ТБ.
Знакомство детей с целями и
задачами объединения.

Сентябрь

Беседа о безопасном поведении при работе с
компьютером. Проведение первичного
инструктажа по безопасному поведению.

2

Программы Word Pad, Word,
Paint. Интегрированное занятие
по чтению с использованием ПК.

Октябрь

Информационная пятиминутка: «Истоки
печати в программах»
Основные правила при работе с программой.
Рассматривание образцов печатных
документов.

3

Набираем и форматируем текст
книги, оформляем реферат с
текстовым процессором MS Word.

Ноябрь

4

Программа Microsoft PowerPoint.
Создание презентаций.

Декабрь

Беседа-рассуждение: «Что такое книга и ее
современные виды»
Предложить самостоятельно выбрать тему для
создания сочинения в текстовом редакторе.
Информационная пятиминутка: «Защита
личных данных. Законы РФ»
Беседа: «Важность и умение презентовать
свою работу».

5

Создание творческих рисунков,
авторских поздравлений при
помощи Paint.

Январь

6

Работа с браузером. Интернет для
детей.
Работа с уandex программами.

Февраль

Создание интеллектуальной
викторины. Опросников. Тестов.

Апрель

7

8

Март

Диспут: «Почему российские программисты
лучшие?»
Предложить работы в парах для обмена
полученного опыта
Беседа: «Информационная безопасность».
Информационная пятиминутка: «Программист
Аркадий Волож. Путь создания Яндекса»
Предложить работы в парах для обмена
полученного опыта

22

Беседа: «Военные и гражданские
программисты-отличия и сходства»
Предложить работы в парах для обмена

полученного опыта.
Предложить самостоятельно выбрать тему для
создания опросников, тестов, викторин.

Планируемые результаты реализации программы воспитания
-развитие интереса к науке и технике своей Родины, края, района;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
- оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и
общие интересы
- знать основы информационной безопасности.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение В процессе реализации
программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками
воспитанникам помогают средства обучения. Для успешного учебного
процесса в наличии имеются:
- помещение (кабинет);
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья;
- компьютер;
- проектор;
- канцелярские принадлежности;
-учебная доска;
Для реализации данной программы имеются инструменты
и материалы для компьютерной грамотности, а именно:
- канцтовары (ручки, карандаши, линейки, текстовыделители);
- тетрадь в клетку (для записи конспекта);
Информационное обеспечение: схемы, образец готовой работы,
книги, журналы, подборки рисунков, фотографий, видео, интернет
источники (ВК - сферум, ВК)
Интернет-источники:
- https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Краснодарского края
- https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования
детей Краснодарского края»
- http://knmc.kubannet.ru/Краснодарский НМЦ
- http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы
дополнительного образования
- http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр
23

- http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном
внешкольном образовании
Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка
занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в
рамках его должностных обязанностей.
2.3.Формы контроля и аттестации
Контроль за освоением дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программой
«Компьютерная
грамотность»
предусматривает ведение текущего контроля, итоговая аттестация не
предусматривается. По окончанию обучения ребята предоставляют
творческие презентации. Форма отслеживания результатов усвоения
программы предполагает:
- педагогическое наблюдение при выполнении практических приемов
обучающимися;
- ежедневное краткое подведение итогов;
- опрос;
- собеседование;
- наблюдение;
- практическое задание;
- ведение журнала посещаемости.
Время проведения
По факту зачисления в
объединение
В течение учебного
процесса

В конце каждого
образовательного модуля (с
занесением результатов в
диагностическую карту)

Цель проведения

Формы мониторинга

Начальная или входная диагностика
Диагностика стартовых
Беседа, опрос, тестирование.
возможностей
Текущий контроль
Определение степени усвоения
Педагогическое наблюдение,
учащимися учебного материала.
устный опрос, викторины,
Определение готовности детей к
конкурсы, олимпиады,
восприятию нового материала.
самостоятельная работа и т.д.
Повышение ответственности и
заинтересованности в обучении.
Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение. Подбор
наиболее эффективных методов и
средств обучения.
Итоговая диагностика
Определение степени усвоения
Творческая работа, презентация
учебного материала. Определение
творческих работ, тестирование.
результатов обучения.

2.4. Оценочные материалы.
Система контроля знаний и умений учащихся представляется в виде
учёта результатов по итогам выполнения заданий. Мониторинг
осуществляется педагогом дополнительного образования преимущественно
на основе наблюдений во время образовательной деятельности, результаты
которого обобщаются по окончанию программы и фиксируются в
диагностической карте.
24

Система внутренней оценки включает в себя следующие процедуры:
- умение работать с компьютером;
- умение работать с базовыми программами на компьютере;
- умение создавать работу по заданию преподавателя;
- эстетика выполненной работы;
- творческий подход учащегося;
- чувство меры и аккуратность в оформлении всей работы.
2.5. Методические материалы.
Для обучения собран весь необходимый обучающий материал, как для
педагога, так и для обучающихся, а именно:
- информационная и справочная литература по технике выполнения
различных методов низания и плетения из бисера;
- наглядные пособия по темам;
- образцы готовых работ;
- инструкции по технике безопасности;
-индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (конспект,
видеоролики, фото и т.д.);
-электронные презентации.
Алгоритм учебного занятия:
Организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
Основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного
запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при
усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые
активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми
самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
25

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
Контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их
коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и
задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского).
Список литературы
Список литературы, использованной педагогом при написании
образовательной программы:
1. Авторская программа Горячева А. В. (Сборник программ
«Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.:
Баласс, 2011).
2. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики».
Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009
год.
3. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва,
«Просвещение. Учебная литература», 1997 год. Сборник «Задачи для
развития логики».
4. Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва.
Вита-Пресс, 2001год.
5. Левкович О. А. и др. "Основы компьютерной грамотности", Минск.
6. "Microsoft PowerPoint версия 2002", Москва, ЭКОМ, 2004г.
7. Рик Альтман и др. "Microsoft Office PowerPoint 2003", Москва, Питер,
2004г.
Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной
программе:
1.«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
2. Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.:
Издательство МГПУ, 2006
3.Новейшая энциклопедия персонального компьютера: ОЛМАПРЕСС,2003.
4.Интернет ресурсы.

26

Приложение № 1
Сводная диагностическая таблица
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Компьютерная грамотность»
За 20__- 20___ учебный год
Наименование модуля______________________________________Группа №___
I. Теоретическая подготовка учащихся:
II. Практическая подготовка ребенка
№ Ф.И.О. ребенка
Теоретические
знания (по основным
разделам
образовательного
модуля

Владение
специальной
терминологией

Практические умения и
навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
образовательного
модуля)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

27

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением.

Творческие
навыки

Приложение №2
Учебно-методический комплекс
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Компьютерная грамотность»
№

Модуль/тема
программы

Дидактические материалы

Техническое
оснащение

Модуль 1. «Вводное занятие. Освоение теоритической части программы с применением наглядными
демонстрациями»
Компьютер. Сеть
Первое знакомство с
Интернет.
https://derudo.ru/ustroystvo_kompyutera.html
ПК. Составные
части ПК
https://sky.pro/media/interfejs-kompyutera-chto-eto-takoe/
Компьютер. Сеть
Ознакомление с
Интернет.
интерфейсом ПК.
Клавиатура. Мышь.
Указатели, стрелка.
Щелчок, двойной
щелчок, создание
папок, копирование
файлов.
Программы Word
Pad, Word, Paint.
Интегрированное
занятие по чтению с
использованием ПК.

https://www.compera-online.ru/articles/howto_pcstudy/pcstudy_lesson_2.html

Компьютер. Сеть
Интернет.

https://videouroki.net/razrabotki/urok-informatiki-tekstovyy-redaktor-wordpad-1.html

Компьютер. Сеть
Интернет.

28

Вырезание,
копирование в Paint
и Word.
Практическая
работа в блокноте,
Word Pad.

https://www.youtube.com/watch?v=eWc72uteniM

Компьютер. Сеть
Интернет.

Программа
Microsoft
PowerPoint.
Создание
презентаций.

https://www.youtube.com/watch?v=6ZvvdILOK40

Компьютер. Сеть
Интернет.

Модуль 2. «Создание и защита авторских проектов полученных
https://www.youtube.com/watch?v=hmrmmPdwO98
Создание

видеороликов при
помощи утилит.
Scratch
программирование.

https://yandex.ru/video/preview/1080313196094747049

29

в ходе освоения практической части»
Компьютер. Сеть
Интернет.
Компьютер. Сеть
Интернет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».