МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» Принята на заседании педагогического/методического совета от 28.05. 2024 г Егорова Протокол № 4 Дарья Александровн а Подписан: Егорова Дарья Александровна DN: C=RU, S=Краснодарский край, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""", СНИЛС=13845218165, ИНН=340960448770, E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова Дарья Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2024-05-28 16:52:41 Foxit Reader Версия: 9.7.0 Утверждаю Директор МБУДО «СЮТ» Приказ № 79 от 28.05.2024 __________ Д.А. Егорова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ДРУГ МОЙ ЛОБЗИК» Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 1 год (72 часа, 9 месяцев, 36 недель) Возрастная категория: от 6 до 15 лет Состав группы: до 10 человек Вид программы: модифицированная Программа реализуется на бюджетной основе ID- номер Программы в Навигаторе: 66460 Автор - составитель: педагог дополнительного образования Супрун Ирина Викторовна г. Приморско-Ахтарск 2024 год 2 Содержание Нормативно-правовые документы Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1. Направленность программы 1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 1.3. Формы обучения 1.4. Режим занятий 1.5. Особенности организации образовательного процесса 1.6. Цели и задачи программы 1.7. Учебный план 1.8. Содержание учебного плана 1.9. Планируемые результаты 2.4 Планируемые результаты Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий, включающих формы аттестации» 2 Календарный учебный график 2.1. Раздел программы «Воспитание» 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы контроля и аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы Список литературы 3 5 5 5 6 6 6 9 10 12 15 9 16 16 19 21 22 22 23 23 3 Введение Выпиливание лобзиком один из распространённых видов художественно-прикладной обработки древесины. Он заключается в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы (выпиливают). Нормативно-правовая база Нормативно-правовой базой создания программы послужили следующие документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. 3. План мероприятий до 2030 года по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. 4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 года. 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва, 2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года. 10. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016). 11. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06545 «О направлении информации» (Информационно-методическое письмо 4 об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации дополнительных общеобразовательных программ) 12. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года. 13. Краевые методические рекомендации по проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год). Цели, содержание и условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в следующих нормативных документах: 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа утверждается локальным нормативным правовым актом Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов. 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом руководителя учреждения. 5 РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования» 1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Друг мой лобзик» художественнотехническая. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами и способами выпиливания (изготовления) изделий из древесины (фанеры). 1.2. Актуальность программы, новизна, педагогическая целесообразность, отличительные особенности Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося через приобщение к труду. Выпиливание лобзиком как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, т. к. эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы. У учащихся формируется глубокое погружение в быт наших предков, что позволяет прочувствовать традиции и обычаи, лучше узнать историю своей малой Родины, а также развивать внимательность, ответственность и терпимость к окружающим. Актуальность программы заключается в том, что знакомство с декоративно-прикладным творчеством родного края способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, а практическое применение приобретенных навыков в выпиливании лобзиком позволяет сохранить историческую особенность края. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена возрастными способностями обучающихся: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Изучение декоративно-прикладного творчества направлено на воспитание у детей гражданственности и патриотизма, развитие познавательного интереса, заинтересовывает их и, при правильной организации, дает импульс к самостоятельной деятельности. Занятия предусматривают привитие учащимся такой черты, как бережное отношение к истории прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности. Отличительная особенность настоящей программы заключается в том, что ее содержание включает в себя факты и информацию из разных областей знаний, таких как техника, искусство, а также достаточное количество часов, отведенных на практические занятия, что в целом открывает простор для организации проектной деятельности обучающихся, способствующей эффективному развитию их творческих способностей. 6 Программа позволяет развивать ключевые компетентности ребенка средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах учащегося, своевременно идентифицировать проблемы обучения; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных образовательных целей, что включает: - раннее приобщение к декоративно-прикладному творчеству; - включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей; - изучение особенностей развития декоративно-прикладного творчества своей местности; - учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации; - свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов и использованием новейших методик. Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми в возрасте 6-15 лет, с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности. 1.3.Форма обучения Форма обучения очная. В программе предусмотрено использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе. 1.4.Режим занятий Запланированное количество часов для реализации программы - 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий - 45 минут. Перерыв - 15 минут. Наполняемость группы: до 10 человек Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень освоения программы - ознакомительный. Сроки реализации программы «Друг мой лобзик» - 1 год, 36 недель, 72 часа 1.5. Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения; состав групп постоянный. 7 Разделы программы взаимосвязаны друг с другом и объединены единой целью дополнительной образовательной общеразвивающей программы. Содержание каждого раздела формируется с учетом сохранения преемственности образовательных частей. В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному. Содержание заданий может быть скорректировано в связи с индивидуальными особенностями и интересами обучающихся; могут быть включены дополнительные задания. Некоторые из заданий (по выбору педагога или обучающихся) могут быть изменены в ходе экспериментальнопоисковой работы. При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей и т.д.). Занятия могут иметь различные формы проведения: беседа, практическое занятие, мастер-класс. Структура практического занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.) 3.Изучение нового материала (5 мин.) 4.Пробные упражнения (2 мин.) 5.Выполнение практического задания (20 мин.) 6.Подведение итогов (5 мин.) Структура комбинированного занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа, устный опрос) (3 мин.) 3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.). 4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.) 5. Упражнения по образцам (5мин.) 6. Самостоятельная работа (20 мин.) 7. Подведение итогов (2 мин.) 8. Домашнее задание (1 мин.) При возникновении обоснованной необходимости, например, в период режима «повышенной готовности», программа «Друг мой лобзик» может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения. Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, тренинги и т.д. Условия приема учащихся: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через 8 систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/. Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). Доступность программы для различной категорий учащихся Летнюю краткосрочную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Друг мой лобзик», можно использовать в работе с детьми с ОВЗ посредством разработки индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающим освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми проводится разработка индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающие освоение образовательной программы на основе индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей. При реализации программы «Друг мой лобзик» допускается применение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий. Использование дистанционных и (или) комбинированных форм реализации программы При реализации данной программы предусмотрено использование дистанционных и (или) комбинированных форм организации образовательного процесса: -индивидуальная; -групповая. Виды занятий: - видео-занятие в записи; -мастер-класс; -презентации с текстовыми и голосовыми комментариями; -консультации. Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При реализации данных форм обучения будет использоваться информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть «ВКонтакте». При реализации программы возможно сетевое взаимодействие в рамках проведения совместных специализированных мероприятий. 9 Сетевыми партнерами являются образовательные организации, с которыми заключен договор о сотрудничестве. Виды проведения сетевого взаимодействия: - семинары; - мастер-классы; - образовательные проекты; - выставки и т.д. Социально-экономический эффект программы Социально-экономический эффект от реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Друг мой лобзик» включает в себя несколько аспектов: - раскрытие творческого потенциала обучающихся повышает их интерес к декоративно-прикладному творчеству, истокам родного края, что способствует сохранению традиционных российских ценностей; -программа способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию пространственного мышления, креативности, развивает умение работать в команде; -одним из главных социальных эффектов программы является проведение выставок, не только на уровне учреждения, но и района, что позволяет привлечь внимание к декоративно-прикладному творчеству. 1.6. Цель и задачи программы Цель: формирование у детей исторического сознания, патриотизма, уважения к декоративно-прикладному наследию родного края с использованием технологии выпиливания лобзиком. Задачи программы: Образовательные (предметные): - систематизировать и расширять знания обучающихся о декоративноприкладном искусстве родного края; -формирование основ безопасности жизни; -обучить приемам труда и развитию соответствующих трудовых навыков при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества. Метапредметные: - создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательной деятельности; -развивать творческий потенциал личности средствами самореализации; - развивать мотивацию к занятию трудовой деятельностью. Личностные: -содействовать гармоничному развитию личности; -совершенствовать нравственные потребности учащихся; -формировать патриотическое отношение к своей малой Родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край. 10 Учебный план 1.7. № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации, контроля Всего Теория Практика 1 1 - Входная диагностика, собеседование, контроль 2 Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Технико-технологические сведения. 5 3 2 3 Работа выжигательным аппаратом. 32 4 28 4 Выпиливание лобзиком. 34 4 30 Собеседование Наблюдение Текущий контроль Собеседование Наблюдение Текущий контроль Собеседование Наблюдение Текущий контроль Итого 72 12 60 1 Индивидуальный образовательный маршрут (ОВЗ) № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации, контроля Всего Теория Практика 2 2 - Входная диагностика, собеседование, контроль 2 Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Технико-технологические сведения. 8 5 3 3 Работа выжигательным аппаратом. 30 4 26 4 Выпиливание лобзиком. 32 4 28 Собеседование Наблюдение Текущий контроль Собеседование Наблюдение Текущий контроль Собеседование Наблюдение Текущий контроль Итого 72 15 57 1 В программу могут вноситься необходимые коррективы, может изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их последовательность в рамках конкретного модуля. 11 1.8. Содержание учебного плана 1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения: Теория: Выпиливание лобзиком как вид художественной обработки древесины. Материалы и оборудование. Входная диагностика. Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Рабочее место и гигиена труда. Практика: не предусмотрена 2. Технико-технологические сведения. Теория: виды пород древесины. Природные пороки древесин: сучки, трещины, плесень, червоточины. Получение шпона и фанеры. Правила нанесения размеров на технических рисунках, чертежах и эскизах. Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах. Признаки, основные свойства и области применения различных древесных пород (сосна, ель, береза, липа, ольха и др.). Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины, область их применения, основные свойства. Планирование работы по изготовлению изделия. Разметка заготовок из древесины. Подготовка основы для работы с выжигательным аппаратом, лобзиком. Пиление древесины. Приёмы получения отверстий ручными инструментами. Соединение изделий. Практика: ознакомление с внешним видом древесины разных пород и образцами фанеры. Просмотр журналов, книг, презентаций. Чтение эскиза, технического рисунка, чертежа детали изделия. Заготовка материалов для выполнения плана работы объединения. Изготовление деталей по технологической карте. Организация рабочего места для обработки древесины. Разметка заготовок и пиление древесины, сверление отверстий в заготовке из древесины. 3. Работа выжигательным аппаратом. Теория: инструменты и приспособления. Устройство выжигателя. Знакомство с работой выжигателя. Техника безопасности при работе с выжигателем. Организация рабочего места, культура труда. Правила подготовки материалов для выжигания. Материалы, используемые в технологии выжигания: калька, копировальная бумага, карандаши, наждачная бумага (крупнозернистая, мелкозернистая). Инструменты и дополнительные материалы. Правила и порядок работы с чертежными инструментами (линейка, циркуль, транспортир, карандаш). Техника выжигания. Различные приёмы выжигания: точками, штрихами, линиями. Способы украшения лицевых и боковых поверхностей изделий. Правила использования шаблонов и трафаретов. Способы изготовления шаблонов и трафаретов, приемы работы с ними. Различные виды выжигания: по контуру, силуэтное, декоративное, с передачей оттенков светотени. Понятие контура, силуэта. Понятие орнамента. Виды орнамента, используемые в технологии выжигания (геометрический, растительный, животный, геральдический). 12 Понятие симметрии, асимметрии в орнаменте. Центр композиции, техника выполнения орнамента. Применение чертежных инструментов в построении орнамента. Приемы выжигания. Плоское выжигание, глубокое выжигание. Практика: подготовка материалов для выжигания. Обработка фанеры при помощи наждачной бумаги. Нанесение рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги. Использование чертежных инструментов для разметки, изучение правил работы ними. Отработка приёмов выжигания (точками, штрихами, линиями). Выжигание панно на любую тематику, используя различные приемы выжигания. Изготовление несложных трафаретов, шаблонов, отработка приемов работы с ними. Выжигание панно с применением различных видов выжигания (по контуру, силуэтное, с передачей оттенков светотени). Изучение видов орнамента, просмотр книг, журналов. Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента. Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). 4. Выпиливание лобзиком. Теория: инструменты и приспособления. Основные инструменты, используемые для выпиливания из фанеры: ручной лобзик, пилки, шило, надфили. Измерительные и разметочные инструменты. Приспособления для выпиливания (упорная дощечка, струбцина), шлифования (наждачная бумага). Дрель. Затачивающие приспособления. Правила безопасной работы с лобзиком, колющими и режущими инструментами. Черновая обработка поверхности фанеры перед разметкой. Рисунки для выпиливания. Порядок перевода рисунка. Расположение рисунка на поверхности материала с учетом направления волокон. Правила переноса симметричного орнамента. Правила увеличения и уменьшения рисунков методом клеток. Порядок пропиловки прямых и волнистых линий, тупых и острых углов (двумя способами). Способы соединения деталей. Виды соединений деталей. Соединение на задвижных пазах (крестовины, деталей каркаса). Соединение на шипах и пазах, (гранями, плоскими шипами и пазами, вставными шкантами). Особенности выпиливания шипов и пазов. Порядок выпиливания наклонного шипа, наклонного паза. Филеночное соединение. Связывание деталей швами (одинарное с перекрытием шва; одинарное без перекрытия шва; двойное с перекрытием шва; двойное без перекрытия шва). Особенности соединения деталей встык. Виды клеев для древесины (ПВА-момент, казеиновый, эпоксидная смола). ТБ при работе с клеем. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей. Сборочные и отделочные работы. Шлифование. Приспособления для шлифования изделий (колодка), правила работы надфилями. Порядок устранение дефектов выпиливания. Сборка и подгонка изделий, устранение щелей с помощью клинышек. Прозрачная отделка (защитная, декоративно художественная, защитно-декоративная). Виды лаков (ПФ, НЦ). Техника безопасной работы с лаком. Порядок лакирования кистью, тампоном, 13 окунанием. Практика: изучение приёмов работы с основными инструментами и приспособлениями, используемыми для выпиливания из фанеры. Изучение устройства лобзика, порядка закрепления пильного полотна. Организация рабочего места. Изучение правил ТБ при работе с лобзиком, колющими и режущими инструментами. Рабочее место, правильность посадки. Подготовка материалов к выпиливанию. Просмотр книг, альбомов, презентаций. Отработка приёмов выпиливания прямых и волнистых линий, острых и тупых углов. Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. Изготовление поделок по выбору учащихся от простого к сложному (смайлики, сердечки, животные, подставок под телефон, под горячее, разделочных досок и др.) Отработка приёмов выпиливания различных соединений. Изготовление моделей технических объектов с различными соединениями деталей. Выпиливание изделий различных технических объектов. Сборка на клей. Выпиливание изделий со сложным рисунком. Отработка приёмов работы с надфилями. Изучение ТБ при работе с лаком. Лакирование изделий различными способами (кистью, тампоном, окунанием. Изготовление и оформление поделок с учетом элементарных закономерностей декорирования фанеры: оформление ранее изготовленных поделок. 1.9. Планируемые результаты Личностные результаты: - формирование гармонично развитой личности; - потребность в повышении нравственных потребностей учащихся; -умение бережно относиться к этнокультурному наследию родного края, развитие гражданского самосознания, воспитание чувства гордости за родной край. Предметные результаты: - расширение знаний обучающихся о декоративно-прикладном искусстве родного края; -формирование основ безопасности жизни; -овладение приемами труда и развитие соответствующих трудовых навыков при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества. Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; -различать способ и результат действия. 14 Познавательные УУД: -расширение знаний об особенности декоративно-прикладного творчества родного края; - формирование гражданственности, уважения к Родине; - развитие творческого мышления; - развитие навыка решения нестандартных задач. Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; -умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 15 Раздел № 2 «Комплекс социально-педагогических включающий формы аттестации» условий, Календарный учебный график Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждой учебнойгруппы. п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Дата Календарный учебный график по краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Друг мой лобзик» Тема занятия Кол-во Время Форма Место часов проведения занятия проведения занятия Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения. Виды пород древесины. Природные пороки древесин: сучки, трещины, плесень, червоточины. Получение шпона и фанеры. Правила нанесения размеров на технических рисунках, чертежах и эскизах. Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах. Признаки, основные свойства и области применения различных древесных пород (сосна, ель, береза, липа, ольха и др.). Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины, область их применения, основные свойства. ознакомление с внешним видом древесины разных пород и образцами фанеры. Просмотр журналов, книг, презентаций. Чтение эскиза, технического рисунка, чертежа детали изделия. Заготовка материалов для выполнения плана работы объединения. Изготовление деталей по технологической карте. Организация рабочего места для обработки древесины. Разметка заготовок и пиление древесины, сверление отверстий в заготовке из древесины. инструменты и приспособления. Устройство выжигателя. Знакомство с работой выжигателя. Материалы, используемые в технологии выжигания: калька, копировальная бумага, карандаши, наждачная бумага (крупнозернистая, мелкозернистая). Инструменты и дополнительные материалы. Правила и Форма контроля 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 17 13 порядок работы с чертежными инструментами (линейка, циркуль, транспортир, карандаш). Способы украшения лицевых и боковых поверхностей изделий. Правила использования шаблонов и трафаретов. Способы изготовления шаблонов и трафаретов, приемы работы с ними. Различные виды выжигания: по контуру, силуэтное, декоративное, с передачей оттенков светотени. Понятие контура, силуэта. Понятие контура, силуэта. Понятие орнамента. Виды орнамента, используемые в технологии выжигания (геометрический, растительный, животный, геральдический). Понятие симметрии, асимметрии в орнаменте. Центр композиции, техника выполнения орнамента. Применение чертежных инструментов в построении орнамента. Приемы выжигания. Плоское выжигание, глубокое выжигание. подготовка материалов для выжигания. 14 Обработка фанеры при помощи наждачной бумаги. 1 15 Нанесение рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги. Использование чертежных инструментов для разметки, изучение правил работы ними. Отработка приёмов выжигания (точками, штрихами, линиями). Отработка приёмов выжигания (точками, штрихами, линиями). Выжигание панно на любую тематику, используя различные приемы выжигания. Выжигание панно на любую тематику, используя различные приемы выжигания. Выжигание панно на любую тематику, используя различные приемы выжигания. Выжигание панно на любую тематику, используя различные приемы выжигания. 1 9 10 11 12 16 17 18 19 20 21 22 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 1 29 Изготовление несложных трафаретов, шаблонов, отработка приемов работы с ними. Изготовление несложных трафаретов, шаблонов, отработка приемов работы с ними. Изготовление несложных трафаретов, шаблонов, отработка приемов работы с ними. Выжигание панно с применением различных видов выжигания (по контуру, силуэтное, с передачей оттенков светотени). Выжигание панно с применением различных видов выжигания (по контуру, силуэтное, с передачей оттенков светотени). Выжигание панно с применением различных видов выжигания (по контуру, силуэтное, с передачей оттенков светотени). Изучение видов орнамента, просмотр книг, журналов. 30 Изучение видов орнамента, просмотр книг, журналов. 1 31 Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента. Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента. Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента. Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента. Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). Измерительные и разметочные инструменты. Приспособления для выпиливания (упорная дощечка, струбцина), шлифования (наждачная бумага). Дрель. 1 23 24 25 26 27 28 32 33 34 35 36 37 38 39 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Учебное занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 40 41 42 43 44 45 Затачивающие приспособления. Правила безопасной работы с лобзиком, колющими и режущими инструментами. Черновая обработка поверхности фанеры перед разметкой. Рисунки для выпиливания. Порядок перевода рисунка. Расположение рисунка на поверхности материала с учетом направления волокон. Правила переноса симметричного орнамента. Правила переноса симметричного орнамента. Правила увеличения и уменьшения рисунков методом клеток. Порядок пропиловки прямых и волнистых линий, тупых и острых углов (двумя способами). Способы соединения деталей. Виды соединений деталей. Соединение на задвижных пазах (крестовины, деталей каркаса). Соединение на шипах и пазах, (гранями, плоскими шипами и пазами, вставными шкантами). Особенности выпиливания шипов и пазов. Виды клеев для древесины (ПВА-момент, казеиновый, эпоксидная смола). ТБ при работе с клеем. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей. Сборочные и отделочные работы. Шлифование. Приспособления для шлифования изделий (колодка), правила работы надфилями. Порядок устранение дефектов выпиливания. Сборка и подгонка изделий, устранение щелей с помощью клинышек. Прозрачная отделка (защитная, декоративно - художественная, защитно-декоративная). изучение приёмов работы с основными инструментами иприспособлениями, используемыми для выпиливания из фанеры. Изучение устройства лобзика, порядка закрепления пильного полотна. Организация рабочего места. Изучение правил ТБ при работе с лобзиком, колющими и режущими инструментами. Рабочее место, правильность посадки. Подготовка материалов к выпиливанию. 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 20 46 Просмотр книг, альбомов, презентаций. 1 47 1 49 Отработка приёмов выпиливания прямых и волнистых линий, острых и тупых углов. Отработка приёмов выпиливания прямых и волнистых линий, острых и тупых углов. Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. 50 Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. 1 51 Изготовление поделок по выбору учащихся от простого к сложному (смайлики, сердечки, животные, подставок под телефон, под горячее, разделочных досок и др.) Изготовление поделок по выбору учащихся от простого к сложному Отработка приёмов выпиливания различных соединений. Отработка приёмов выпиливания различных соединений. Отработка приёмов выпиливания различных соединений. Изготовление моделей технических объектов с различными соединениями деталей. Изготовление моделей технических объектов с различными соединениями деталей. Изготовление моделей технических объектов с различными соединениями деталей. Выпиливание изделий различных технических объектов. Сборка на клей. Выпиливание изделий различных технических объектов. Сборка на клей. Выпиливание изделий различных технических объектов. Сборка на клей. Выпиливание изделий различных технических объектов. Сборка на клей. Выпиливание изделий со сложным рисунком. Отработка приёмов работы с надфилями. 1 48 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 21 65 66 67 68 69 70 71 72 Выпиливание изделий со сложным рисунком. Отработка приёмов работы с надфилями. Выпиливание изделий со сложным рисунком. Отработка приёмов работы с надфилями. Выпиливание изделий со сложным рисунком. Отработка приёмов работы с надфилями. Лакирование изделий различными способами (кистью, тампоном, окунанием. Лакирование изделий различными способами (кистью, тампоном, окунанием. Изготовление и оформление поделок с учетом элементарных закономерностей декорирования фанеры: оформление ранее изготовленных поделок. Изготовление и оформление поделок с учетом элементарных закономерностей декорирования фанеры: оформление ранее изготовленных поделок. Изготовление и оформление поделок с учетом элементарных закономерностей декорирования фанеры: оформление ранее изготовленных поделок. Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 1 1 1 1 1 2.1. Раздел программы «Воспитание» План воспитательной работы Цель: создание условий для развития духовно-нравственных традиционных ценностей учащихся путем приобщения к декоративноприкладному творчеству родного края на занятиях по выпиливанию лобзиком. Задачи: - прививать интерес к культуре своей Родины, края, района; -развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; -способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - формировать и пропагандировать безопасный образ жизни; -воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу). Календарный план воспитательной работы № п/ п Название раздела, темы Сроки Форма проведения 1 Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Сентябрь Беседа: «Значение декоративноприкладного творчества в России». Проведение первичного инструктажа по безопасному поведению. 2 Технико-технологические сведения. сентябрь 3 Работа выжигательным аппаратом. Октябрь Ноябрь Декабрь Создание проблемной ситуации: «Где взять древесину. Вырубка деревьев» Рассматривание альбома «Виды древесных материалов. Деревья Кубани» Информационная пятиминутка: «Краснодеревщик призвание жизни» Просмотр слайдов: «Инструменты старины для плотника» Информационная пятиминутка: «Инструменты для выпиливания: в старину и сейчас» Просмотри презентации: «Приспособления ручного труда для работы по дереву» Информационная пятиминутка: «Знаменитые личности-плотники» Информационная пятиминутка: «Плотник Андрей Филиппович Тулупов» Рассуждение на тему: «Отличие российских и европейских орнаментов на изделиях» 23 4 Выпиливание лобзиком. Январь Февраль Март Апрель Май Информационная пятиминутка: «Василий Николаевич Сушко - резчик по дереву Кубани». Рассуждение на тему: «Последовательность работы: как определить главное?» Просмотр альбома: «Шаблоны геометрических фигур» Рассуждение: «Отличие в работе ручного и электрического лобзика» Информационная пятиминутка: «История выжигания по дереву в России» Информационная пятиминутка: «Пирография» Планируемые результаты реализации программы воспитания - проявление интереса к культуре своей Родины, края, района; -проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; -проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; -оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы; -укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности; - формирование безопасного образа жизни. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение - освоение программы «Друг мой лобзик» требует наличия учебного кабинета. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью, необходимой для организации занятий, хранения и показа, и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для успешного учебного процесса в наличии имеются: - бумага писчая, бумага чертежная, картон разной толщины, картон цветной, бумага цветная, копировальная бумага; - древесина - фанера строительная толщиной 3-4 мм; - шаблоны, трафареты; -карандаши простые и цветные, фломастеры, краски акварельные, гуашь, ластик; - лаки на спиртовой основе, лак акриловый на водной основе, клей ПВА, клей типа «Силач», скотч. 24 Обеспечение инструментами: - ножницы, канцелярские ножи, шило, кнопки, скрепки; - лобзик ручной, дрель ручная, набор надфилей; - выпиловочный столик; - набор отвёрток, молоток маленький, гвозди разные; - ручные тиски; - набор свёрл 0,8-10 мм; - пассатижи, плоскогубцы, струбцина; -наждачная бумага разной зернистости, линейки, циркуль, кисти разные, прищепки. Информационное обеспечение: Интернет-источники: -https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края -https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» - http://knmc.kubannet.ru/Краснодарский НМЦ -http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования - http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр - http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном внешкольном образовании Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. 2.3. Формы контроля и аттестации Контроль за освоением краткосрочной летней дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Друг мой лобзик» предусматривает ведение текущего контроля, итоговая аттестация не предусматривается. Форма отслеживания результатов усвоения программы предполагает: - педагогическое наблюдение при выполнении практических приемов обучающимися; - ежедневное краткое подведение итогов; - опрос; - собеседование; - наблюдение; - практическое задание; - ведение журнала посещаемости. 25 Время проведения По факту зачисления в объединение В течение учебного процесса В конце каждого образовательного модуля (с занесением результатов в диагностическую карту) Цель проведения Формы мониторинга Начальная или входная диагностика Диагностика стартовых Беседа, опрос, тестирование. возможностей Текущий контроль Определение степени усвоения Педагогическое наблюдение, учащимися учебного материала. устный опрос, самостоятельная Определение готовности детей к работа и т.д. восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Итоговая диагностика Определение степени усвоения Беседа, опрос, тестирование. учебного материала. Определение результатов обучения. 2.4. Оценочные материалы. Система контроля знаний и умений учащихся представляется в виде учёта результатов по итогам выполнения заданий. Мониторинг осуществляется педагогом дополнительного образования преимущественно на основе наблюдений во время образовательной деятельности, результаты которого обобщаются по окончанию программы и фиксируются в диагностической карте. Система внутренней оценки включает в себя следующие процедуры: - творческие задания; - владение техникой работы; - умение владеть инструментами и приспособлениями для работы; - умение работать в команде; - знание последовательности работы; - подготовка рабочего места к работе. Формы отслеживания образовательных результатов: наблюдение, беседа, самостоятельная оценка учащихся, соревнования, выставки, конкурсы. Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, протоколы диагностики, фото, свидетельство (сертификаты). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчеты, соревнования, проекты, выставки. 2.5. Методические материалы В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: - объяснительно иллюстрированный; - методы мотивации и стимуляции обучающего контроля; - познавательная игра, мастер-класс; - альбомы о природе Краснодарского края, о знаменитых резчиках, видах инструментов и приспособлений, и т.д.; 26 - набор презентаций. Дидактические материалы: - различные специализированные пособия, оборудование, чертежи, технические рисунки, плакаты моделей; - инструкционные материалы, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий, наглядный и раздаточные материалы. Список литературы для педагога. 1. Закон «Об образовании». 2. Л.М. Иляева, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицын. Творческие проекты. Брянск, 1995. Издат.Брянского госуд. Пединститута. 3. В.В Выгонов. Практикум по трудовому обучению. М., Издательский Центр «Академия», 1999. 4. В, В. Попов. Учитесь мастерить. М., «Просвещение», 1988. 5. В.А. Заворотов. От идеи до модели. М., «Просвещение», 1988. 6. В.И. Коваленко, В.В. Кумненок. Дидактический материал по трудовому обучению. М., «Просвещение», 2000. 7. Л.М. Злобин. Психология воспитания. М, «Высшая школа», 1991. 8. Е.В. Коротаева. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М., «КСП», институт психологии РАН, 1997. 9. Р.С. Немов. Критерии и психологические условия эффективности работы коллектива. М., 10. «Просвещение», 1992. 11. Энциклопедический словарь юного техника. Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков, М., «Педагогика, 1988. 12. Бугриева Н.В., Анохина В.Л. «Метод. рекомендации по работе с различными материалами» ЦТТ г. Армавир, 1998 г. 13. Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» М., 1985 г. 14. Ривк Э.В. «Мастерим из древесины» М. Просвещение 1988 г. 15. Данкевич Е., Поляков В. «Выпиливаем из фанеры» СПб «Кристал» 1998 г. 16. Орешков Н.Н. «Методика обучения школьников работе лобзиком» Сборник научно методических материалов по развитию технического творчества учащихся М. 1998г. 17. https://ok.ru/group/51365159501888 18. http://chudo-lobzik.ru/category/chertezhi-podelok/ Список литературы для детей 1. Энциклопедический словарь юного техника. Сост. Б.В.Зубков, С.В. Чумаков, М., Педагогика, 1988. 27 2. Е.В.Данкевич, О.В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. Санкт-Петербург, Кристалл М., ОНИКС, 2000. 3. А. Бахметьев, Т. Кизяков. Очумелые ручки. М., «Фосмен», 1999. Библиотека творчества. А. 4. И. А. Воротников. Занимательное черчение. М., «Просвещение», 1990 5. ВГПоляков. Выпиливаем из фанеры - СПб., «Кристалл», 1998. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. Ярославль, «Академия, к», 1999. Что такое? Кто такой? «Педагогика - Пресс», М., 1993. Я познаю мир. Детская энциклопедия. 6. Хениш Э. Сделай сам. Фольк унд Биссен, Берлин, 1990 7. Журналы «Юный техник». «А почему?» «Левша» ЮТ для умелых рук 8. Шемуратов Ф.А. «Выпиливание лобзиком» М. «Легпромбыт» изд. 1992 г. 2-е изд. 9. Зубренков В., Бармашин Д. «Учитесь выпиливать» изд. «Молодая гвардия», 1955 г. 10. Соколов Ю.В. «Альбом по выпиливанию» М., 1991 г. Лесная промышленность. 11. Соколов Ю.В. «Художественной выпиливание» изд. М., Лесная промышленность 1987 г. 12. Эпштейн Н.И. «Как научиться выпиливать» изд. Дет. гиз., 1951 г. 13. https://vk.com/club16296497 14. http://lobzik4you.ru 28 Сводная диагностическая таблица по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Друг мой лобзик» За 20__- 20___ учебный год Наименование модуля___________________________________Группа №___ № Ф.И.О. ребенка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. I. Теоретическая подготовка учащихся: Теоретически Владение е знания (по специальной основным терминологи разделам ей образовательн ого модуля II. Практическая подготовка ребенка Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам образовательного модуля) Владение специальным оборудование ми оснащением. Творческие навыки 29