МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» Принята на заседании педагогического/методического совета от 28.05. 2024 г Протокол № 4 Егорова Дарья Александро вна Подписан: Егорова Дарья Александровна DN: C=RU, S=Краснодарский край, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "" СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""", СНИЛС=13845218165, ИНН=340960448770, E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова Дарья Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2024-05-28 16:53:14 Foxit Reader Версия: 9.7.0 Утверждаю Директор МБУДО «СЮТ» Приказ № 79 от 28.05.2024 __________ Д.А. Егорова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ДРУГ МОЙ ЛОБЗИК» Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 1 год (144 часа, 9 месяцев, 36 недель) Возрастная категория: от 9 до 15 лет Состав группы: до 8 человек Вид программы: модифицированная Программа реализуется на бюджетной основе ID- номер Программы в Навигаторе: 20338 Автор - составитель: педагог дополнительного образования Супрун Ирина Викторовна г. Приморско-Ахтарск 2024 год 2 Содержание Нормативно-правовые документы Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1. Направленность программы 1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 1.3. Формы обучения 1.4. Режим занятий 1.5. Особенности организации образовательного процесса 1.6. Цели и задачи программы 1.7. Учебный план 1.8. Содержание учебного плана 1.9. Планируемые результаты 2.4 Планируемые результаты Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий, включающих формы аттестации» 2 Календарный учебный график 2.1. Раздел программы «Воспитание» 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы контроля и аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы Список литературы 3 5 5 5 6 6 6 9 10 12 15 9 16 16 19 21 22 22 23 23 3 Введение Выпиливание лобзиком один из распространённых видов художественно-прикладной обработки древесины. Он заключается в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы (выпиливают). Нормативно-правовая база Нормативно-правовой базой создания программы послужили следующие документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. 3. План мероприятий до 2030 года по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. 4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 года. 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва, 2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года. 10. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016). 11. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06545 «О направлении информации» (Информационно-методическое письмо 4 об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации дополнительных общеобразовательных программ) 12. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года. 13. Краевые методические рекомендации по проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год). Цели, содержание и условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в следующих нормативных документах: 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа утверждается локальным нормативным правовым актом Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов. 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом руководителя учреждения. 5 РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования» 1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Друг мой лобзик» художественнотехническая. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами и способами выпиливания (изготовления) изделий из древесины (фанеры). 1.2. Актуальность программы, новизна, педагогическая целесообразность, отличительные особенности Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося через приобщение к труду. Выпиливание лобзиком как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, т. к. эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы. У учащихся формируется глубокое погружение в быт наших предков, что позволяет прочувствовать традиции и обычаи, лучше узнать историю своей малой Родины, а также развивать внимательность, ответственность и терпимость к окружающим. Актуальность программы заключается в том, что знакомство с декоративно-прикладным творчеством родного края способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, а практическое применение приобретенных навыков в выпиливании лобзиком позволяет сохранить историческую особенность края. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена возрастными способностями обучающихся: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Изучение декоративно-прикладного творчества направлено на воспитание у детей гражданственности и патриотизма, развитие познавательного интереса, заинтересовывает их и, при правильной организации, дает импульс к самостоятельной деятельности. Занятия предусматривают привитие учащимся такой черты, как бережное отношение к истории прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности. Отличительная особенность настоящей программы заключается в том, что ее содержание включает в себя факты и информацию из разных областей знаний, таких как техника, искусство, а также достаточное количество часов, отведенных на практические занятия, что в целом открывает простор для организации проектной деятельности обучающихся, способствующей эффективному развитию их творческих способностей. 6 Программа позволяет развивать ключевые компетентности ребенка средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах учащегося, своевременно идентифицировать проблемы обучения; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных образовательных целей, что включает: - раннее приобщение к декоративно-прикладному творчеству; - включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей; - изучение особенностей развития декоративно-прикладного творчества своей местности; - учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации; - свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов и использованием новейших методик. Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми в возрасте 9-15 лет, с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности. 1.3.Форма обучения Форма обучения очная. В программе предусмотрено использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе. 1.4.Режим занятий Запланированное количество часов для реализации программы - 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий - 45 минут. Перерыв - 15 минут. Наполняемость группы: до 8 человек Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень освоения программы - базовый. Сроки реализации программы «Друг мой лобзик» - 1 год, 36 недель, 144 часа 1.5. Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения; состав групп постоянный. 7 Разделы программы взаимосвязаны друг с другом и объединены единой целью дополнительной образовательной общеразвивающей программы. Содержание каждого раздела формируется с учетом сохранения преемственности образовательных частей. В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному. Содержание заданий может быть скорректировано в связи с индивидуальными особенностями и интересами обучающихся; могут быть включены дополнительные задания. Некоторые из заданий (по выбору педагога или обучающихся) могут быть изменены в ходе экспериментальнопоисковой работы. При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей и т.д.). Занятия могут иметь различные формы проведения: беседа, практическое занятие, мастер-класс. Структура практического занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.) 3.Изучение нового материала (5 мин.) 4.Пробные упражнения (2 мин.) 5.Выполнение практического задания (20 мин.) 6.Подведение итогов (5 мин.) Структура комбинированного занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа, устный опрос) (3 мин.) 3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.). 4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.) 5. Упражнения по образцам (5мин.) 6. Самостоятельная работа (20 мин.) 7. Подведение итогов (2 мин.) 8. Домашнее задание (1 мин.) При возникновении обоснованной необходимости, например, в период режима «повышенной готовности», программа «Друг мой лобзик» может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения. Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, тренинги и т.д. Условия приема учащихся: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через 8 систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/. Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). Доступность программы для различной категорий учащихся Общеобразовательную общеразвивающую программу «Друг мой лобзик», можно использовать в работе с детьми с ОВЗ посредством разработки индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающим освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми проводится разработка индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающие освоение образовательной программы на основе индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей. При реализации программы «Друг мой лобзик» допускается применение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий. Использование дистанционных и (или) комбинированных форм реализации программы При реализации данной программы предусмотрено использование дистанционных и (или) комбинированных форм организации образовательного процесса: -индивидуальная; -групповая. Виды занятий: - видео-занятие в записи; -мастер-класс; -презентации с текстовыми и голосовыми комментариями; -консультации. Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При реализации данных форм обучения будет использоваться информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть «ВКонтакте». При реализации программы возможно сетевое взаимодействие в рамках проведения совместных специализированных мероприятий. 9 Сетевыми партнерами являются образовательные организации, с которыми заключен договор о сотрудничестве. Виды проведения сетевого взаимодействия: - семинары; - мастер-классы; - образовательные проекты; - выставки и т.д. Социально-экономический эффект программы Социально-экономический эффект от реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Друг мой лобзик» включает в себя несколько аспектов: - раскрытие творческого потенциала обучающихся повышает их интерес к декоративно-прикладному творчеству, истокам родного края, что способствует сохранению традиционных российских ценностей; -программа способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию пространственного мышления, креативности, развивает умение работать в команде; -одним из главных социальных эффектов программы является проведение выставок, не только на уровне учреждения, но и района, что позволяет привлечь внимание к декоративно-прикладному творчеству. 1.6. Цель и задачи программы Цель: формирование у детей исторического сознания, патриотизма, уважения к декоративно-прикладному наследию родного края с использованием технологии выпиливания лобзиком. Задачи программы: Образовательные (предметные): - систематизировать и расширять знания обучающихся о декоративноприкладном искусстве родного края; -формирование основ безопасности жизни; -обучить приемам труда и развитию соответствующих трудовых навыков при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества. Метапредметные: - создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательной деятельности; -развивать творческий потенциал личности средствами самореализации; - развивать мотивацию к занятию трудовой деятельностью. Личностные: -содействовать гармоничному развитию личности; -совершенствовать нравственные потребности учащихся; -формировать патриотическое отношение к своей малой Родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край. 10 1.7. № п/п Учебный план Название раздела, темы Количество часов Всего 1 2 3 4 5 6 7 Теория Практика Модуль1. «Технология обработки древесины» 72 ч. Введение в образовательную 1 1 программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Технико-технологические сведения. 5 3 - Формы аттестации, контроля Входная диагностика, собеседование, контроль Собеседование Наблюдение Текущий контроль Работа выжигательным аппаратом. 32 4 28 Собеседование Наблюдение Текущий контроль Выпиливание лобзиком. 34 4 30 Собеседование Наблюдение Текущий контроль Модуль 2 «Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком с нанесением рисунка». 72ч. Выпиливание простейших плоских 14 4 20 Собеседование фигурок животных. Наблюдение Текущий контроль Изготовление простейших моделей 34 2 22 Собеседование техники Наблюдение Текущий контроль Панно. 24 3 21 Собеседование Итоговое занятие. Наблюдение Итоговая аттестация. Итого 144часа 21 123 2 Индивидуальный образовательный маршрут (ОВЗ) № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации, контроля Всего Теория Практика 2 2 - Входная диагностика, собеседование, контроль 2 Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Технико-технологические сведения. 8 5 3 3 Работа выжигательным аппаратом. 30 4 26 Собеседование Наблюдение Текущий контроль Собеседование Наблюдение Текущий контроль 1 11 4 Выпиливание лобзиком. 32 4 28 5 Выпиливание простейших плоских фигурок животных. По шаблону. 14 4 20 6 Изготовление простейших моделей техники. По шаблону. 34 2 22 7 Панно. По образцу. Итоговое занятие. 24 3 21 144часа 21 123 Итого Собеседование Наблюдение Текущий контроль Собеседование Наблюдение Текущий контроль Собеседование Наблюдение Текущий контроль Собеседование Наблюдение Итоговая аттестация. Индивидуальный образовательный маршрут (талантливые дети) № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего 1 2 3 4 5 6 7 Теория Модуль1. «Технология обработки древесины» 72 ч. Введение в образовательную 1 1 программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Технико-технологические сведения. 5 3 Практика - Формы аттестации, контроля Входная диагностика, собеседование, контроль Собеседование Наблюдение Текущий контроль Работа выжигательным аппаратом. 32 4 28 Собеседование Наблюдение Текущий контроль Выпиливание лобзиком. 34 4 30 Собеседование Наблюдение Текущий контроль Модуль 2 «Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком с нанесением рисунка». 72ч. Выпиливание простейших плоских 14 4 20 Собеседование фигурок животных, по собственному Наблюдение замыслу. Текущий контроль Изготовление простейших моделей 34 2 22 Собеседование техники. Проявить творческую Наблюдение инициативу в оформлении работ. Текущий контроль Панно. 24 3 21 Собеседование Изготовление творческой работы, по Наблюдение собственному замыслу . Проявить Итоговая фантазию. аттестация. Итоговое занятие. Итого 144часа 21 123 2 12 В программу могут вноситься необходимые коррективы, может изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их последовательность в рамках конкретного модуля. 1.6. Содержание учебного плана 1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения: Теория: Выпиливание лобзиком как вид художественной обработки древесины. Материалы и оборудование. Входная диагностика. Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Рабочее место и гигиена труда. Практика: не предусмотрена 2. Технико-технологические сведения. Теория: виды пород древесины. Природные пороки древесин: сучки, трещины, плесень, червоточины. Получение шпона и фанеры. Правила нанесения размеров на технических рисунках, чертежах и эскизах. Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах. Признаки, основные свойства и области применения различных древесных пород (сосна, ель, береза, липа, ольха и др.). Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины, область их применения, основные свойства. Планирование работы по изготовлению изделия. Разметка заготовок из древесины. Подготовка основы для работы с выжигательным аппаратом, лобзиком. Пиление древесины. Приёмы получения отверстий ручными инструментами. Соединение изделий. Практика: ознакомление с внешним видом древесины разных пород и образцами фанеры. Просмотр журналов, книг, презентаций. Чтение эскиза, технического рисунка, чертежа детали изделия. Заготовка материалов для выполнения плана работы объединения. Изготовление деталей по технологической карте. Организация рабочего места для обработки древесины. Разметка заготовок и пиление древесины, сверление отверстий в заготовке из древесины. 3. Работа выжигательным аппаратом. Теория: инструменты и приспособления. Устройство выжигателя. Знакомство с работой выжигателя. Техника безопасности при работе с выжигателем. Организация рабочего места, культура труда. Правила подготовки материалов для выжигания. Материалы, используемые в технологии выжигания: калька, копировальная бумага, карандаши, наждачная бумага (крупнозернистая, мелкозернистая). Инструменты и дополнительные материалы. Правила и порядок работы с чертежными инструментами (линейка, циркуль, транспортир, карандаш). Техника выжигания. Различные приёмы выжигания: точками, штрихами, линиями. 13 Способы украшения лицевых и боковых поверхностей изделий. Правила использования шаблонов и трафаретов. Способы изготовления шаблонов и трафаретов, приемы работы с ними. Различные виды выжигания: по контуру, силуэтное, декоративное, с передачей оттенков светотени. Понятие контура, силуэта. Понятие орнамента. Виды орнамента, используемые в технологии выжигания (геометрический, растительный, животный, геральдический). Понятие симметрии, асимметрии в орнаменте. Центр композиции, техника выполнения орнамента. Применение чертежных инструментов в построении орнамента. Приемы выжигания. Плоское выжигание, глубокое выжигание. Практика: подготовка материалов для выжигания. Обработка фанеры при помощи наждачной бумаги. Нанесение рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги. Использование чертежных инструментов для разметки, изучение правил работы ними. Отработка приёмов выжигания (точками, штрихами, линиями). Выжигание панно на любую тематику, используя различные приемы выжигания. Изготовление несложных трафаретов, шаблонов, отработка приемов работы с ними. Выжигание панно с применением различных видов выжигания (по контуру, силуэтное, с передачей оттенков светотени). Изучение видов орнамента, просмотр книг, журналов. Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента. Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). 4. Выпиливание лобзиком. Теория: инструменты и приспособления. Основные инструменты, используемые для выпиливания из фанеры: ручной лобзик, пилки, шило, надфили. Измерительные и разметочные инструменты. Приспособления для выпиливания (упорная дощечка, струбцина), шлифования (наждачная бумага). Дрель. Затачивающие приспособления. Правила безопасной работы с лобзиком, колющими и режущими инструментами. Черновая обработка поверхности фанеры перед разметкой. Рисунки для выпиливания. Порядок перевода рисунка. Расположение рисунка на поверхности материала с учетом направления волокон. Правила переноса симметричного орнамента. Правила увеличения и уменьшения рисунков методом клеток. Порядок пропиловки прямых и волнистых линий, тупых и острых углов (двумя способами). Практика: изучение приёмов работы с основными инструментами и приспособлениями, используемыми для выпиливания из фанеры. Изучение устройства лобзика, порядка закрепления пильного полотна. Организация рабочего места. Изучение правил ТБ при работе с лобзиком, колющими и режущими инструментами. Рабочее место, правильность посадки. Подготовка материалов к выпиливанию. Просмотр книг, альбомов, презентаций. Отработка приёмов выпиливания прямых и волнистых линий, острых и тупых углов. Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. Изготовление поделок по выбору учащихся от простого к сложному (смайлики, сердечки, животные, подставок под телефон, под горячее, разделочных досок и др.) Отработка приёмов выпиливания различных 14 соединений. Изготовление моделей технических объектов с различными соединениями деталей Выпиливание изделий с не сложным рисунком. Отработка приёмов работы с надфилями. Изучение ТБ при работе с лаком. Лакирование изделий различными способами (кистью, тампоном, окунанием. Изготовление и оформление поделок с учетом элементарных закономерностей декорирования фанеры: оформление ранее изготовленных поделок. 5. Выпиливание простейших плоских фигурок животных на подставках. Теоретическая часть. Выпиливание простейшей плоской фигурки. Приемы выпиливания по контуру детали. Учебно-тренировочные работы по выпиливанию прямых линий и криволинейных поверхностей. Отработка приёмов выпиливания соединения шипы в пазы ( какой ширины пропиливать паз, какого размера должен быть и т.д.) Практическая часть. Тренировочные работы по выпиливанию по контуру с поворотом .Выбор чертежа, шаблона животного и т.д. Выпиливание простейшей плоской фигурки. Выпиливание подставки с пазами для соединения с фигурками животных. Соединение фигурки животного с подставкой. Шлифовка изделия. Выжигание , Оформление изделия ( разукрашивание гуашью или красками, покрытие лаком.) 6. Изготовление простейших моделей техники. Теоретическая часть. Презентации : « Про самолёты и про авиаторов», « История вертолетов», « История автомобилестроения в России», «Суда и корабли», « Техника Великой Отечественной войны». Сведения об особенностях изготовления простейших моделей из плоских деталей со щелевыми соединениями «в замок». Техника безопасности при работе с лобзиком, выжигательным аппратом. Выпиливание внутренних контуров. Способы соединения деталей. Виды соединений деталей. Соединение на задвижных пазах (крестовины, деталей каркаса). Соединение на шипах и пазах, (гранями, плоскими шипами и пазами, вставными шкантами). Особенности выпиливания шипов и пазов. Порядок выпиливания наклонного шипа, наклонного паза. Филеночное соединение. Связывание деталей швами (одинарное с перекрытием шва; одинарное без перекрытия шва; двойное с перекрытием шва; двойное без перекрытия шва). Особенности соединения деталей встык. Виды клеев для древесины (ПВАмомент, казеиновый, эпоксидная смола). ТБ при работе с клеем. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей. Сборочные и отделочные работы. Шлифование. Приспособления для шлифования изделий (колодка), правила работы надфилями. Порядок устранение дефектов выпиливания. Сборка и подгонка изделий, устранение щелей с помощью клинышек. Прозрачная 15 отделка (защитная, декоративно - художественная, защитно-декоративная). Виды лаков (ПФ, НЦ). Техника безопасной работы с лаком. Порядок лакирования кистью, тампоном, окунанием. Практическая часть. Перевод на фанеру чертежей деталей самолета, вертолёта, машины, катера их выпиливание. Зачистка деталей, сборка и подгонка изделий, соединение (шипы в пазы, на клею). Оформление готовых работ ( выжигание, окрашивание, покрытие лаком» 7. Панно. Изготовление сувениров к различным праздникам. Панно́ — вид монументального искусства, живописное произведение декоративного характера. Презентация. Выполнение панно с помощью выпиленных фигурок с дополнением природного материала ( ракушки, камешки, засушенные растения и т.д.) Выбор тематики панно. Знакомство с готовыми образцами различных поделок и сувениров из разных материалов. Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона, тонкой фанеры с применением деревянных заготовок, проволоки, фольги и природных материалов. Практическая работа. Самостоятельная творческая работа по изготовлению панно. Выпиливание сувениров в подарок ветеранам войны и труда , защитникам Отечества . Изготовление панно ко Дню 8-е марта: "Подарок маме", Выпиливание домашней утвари по выбору: разделочная доска: «Груша», «Рыбка», салфетница , подставки под пасхальные яйца, полочка и др. Подведение итогов работы объединения за год. Рекомендации учащимся по самостоятельной работе в летний период. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ на краевую выставку. Поощрение учащихся. Итоговая аттестация. 1.9. Планируемые результаты Личностные результаты: - формирование гармонично развитой личности; - потребность в повышении нравственных потребностей учащихся; -умение бережно относиться к этнокультурному наследию родного края, развитие гражданского самосознания, воспитание чувства гордости за родной край. Предметные результаты: - расширение знаний обучающихся о декоративно-прикладном искусстве родного края; -формирование основ безопасности жизни; -овладение приемами труда и развитие соответствующих трудовых навыков при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества. Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): 16 Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; -различать способ и результат действия. Познавательные УУД: -расширение знаний об особенности декоративно-прикладного творчества родного края; - формирование гражданственности, уважения к Родине; - развитие творческого мышления; - развитие навыка решения нестандартных задач. Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; -умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 17 Раздел № 2 «Комплекс социально-педагогических включающий формы аттестации» условий, Календарный учебный график Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждой учебной группы. п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Дата Календарный учебный график общеобразовательной общеразвивающей программы «Друг мой лобзик» Тема занятия Кол-во Время Форма часов проведения занятия занятия Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения. Виды пород древесины. Природные пороки древесин: сучки, трещины, плесень, червоточины. Получение шпона и фанеры. Правила нанесения размеров на технических рисунках, чертежах и эскизах. Основные породы деревьев, применяемые в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах. Признаки, основные свойства и области применения различных древесных пород (сосна, ель, береза, липа, ольха и др.). Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины, область их применения, основные свойства. Ознакомление с внешним видом древесины разных пород и образцами фанеры. Просмотр журналов, книг, презентаций. Чтение эскиза, технического рисунка, чертежа детали изделия. Заготовка материалов для выполнения плана работы объединения. Изготовление деталей по технологической карте. Организация рабочего места для обработки древесины. Разметка заготовок и пиление древесины, сверление отверстий в заготовке из древесины. Инструменты и приспособления. Устройство выжигателя. Знакомство с работой выжигателя. Материалы, используемые в технологии выжигания: калька, копировальная бумага, карандаши, наждачная бумага (крупнозернистая, мелкозернистая). Инструменты и дополнительные материалы. Правила и Место проведения Форма контроля 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 19 13 порядок работы с чертежными инструментами (линейка, циркуль, транспортир, карандаш). Способы украшения лицевых и боковых поверхностей изделий. Правила использования шаблонов и трафаретов. Способы изготовления шаблонов и трафаретов, приемы работы с ними. Различные виды выжигания: по контуру, силуэтное, декоративное, с передачей оттенков светотени. Понятие контура, силуэта. Понятие контура, силуэта. Понятие орнамента. Виды орнамента, используемые в технологии выжигания (геометрический, растительный, животный, геральдический). Понятие симметрии, асимметрии в орнаменте. Центр композиции, техника выполнения орнамента. Применение чертежных инструментов в построении орнамента. Приемы выжигания. Плоское выжигание, глубокое выжигание. Подготовка материалов для выжигания. 14 Обработка фанеры при помощи наждачной бумаги. 1 15 Нанесение рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги. Использование чертежных инструментов для разметки, изучение правил работы ними. Отработка приёмов выжигания (точками, штрихами, линиями). Отработка приёмов выжигания (точками, штрихами, линиями). Выжигание панно на любую тематику, используя различные приемы выжигания. Выжигание панно на любую тематику, используя различные приемы выжигания. Выжигание панно на любую тематику, используя различные приемы выжигания. Выжигание панно на любую тематику, используя различные приемы выжигания. 1 9 10 11 12 16 17 18 19 20 21 22 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 1 29 Изготовление несложных трафаретов, шаблонов, отработка приемов работы с ними. Изготовление несложных трафаретов, шаблонов, отработка приемов работы с ними. Изготовление несложных трафаретов, шаблонов, отработка приемов работы с ними. Выжигание панно с применением различных видов выжигания (по контуру, силуэтное, с передачей оттенков светотени). Выжигание панно с применением различных видов выжигания (по контуру, силуэтное, с передачей оттенков светотени). Выжигание панно с применением различных видов выжигания (по контуру, силуэтное, с передачей оттенков светотени). Изучение видов орнамента, просмотр книг, журналов. 30 Изучение видов орнамента, просмотр книг, журналов. 1 31 Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента. Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента. Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента. Создание орнамента по собственному замыслу, выжигание различных видов орнамента. Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). Выжигание панно с применением различных приемов выжигания (плоское, глубокое выжигание). Измерительные и разметочные инструменты. Приспособления для выпиливания . Правила безопасной работы с лобзиком, колющими и 1 23 24 25 26 27 28 32 33 34 35 36 37 38 39 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Учебное занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 49 режущими инструментами. Черновая обработка поверхности фанеры перед разметкой. Рисунки для выпиливания. Порядок перевода рисунка. Расположение рисунка на поверхности материала с учетом направления волокон. Правила переноса симметричного орнамента. Правила увеличения и уменьшения рисунков методом клеток. Порядок пропиловки прямых и волнистых линий, тупых и острых углов (двумя способами . Прочность клеевого соединения. Технология склеивания. . Сборочные и отделочные работы. Шлифование. Приспособления для шлифования изделий (колодка), правила работы надфилями. Порядок устранение дефектов выпиливания. Изучение приёмов работы с основными инструментами и приспособлениями, используемыми для выпиливания из фанеры. Изучение устройства лобзика. Организация рабочего места. ТБ при работе с лобзиком, колющими и режущими инструментами. Рабочее место, правильность посадки. Подготовка материалов к выпиливанию. Отработка приёмов выпиливания прямых и волнистых линий, острых и тупых углов. Отработка приёмов выпиливания прямых и волнистых линий, острых и тупых углов. Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. 50 Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. 1 51 Изготовление поделок по выбору учащихся от простого к сложному (смайлики, сердечки, животные, подставок под телефон, под горячее, разделочных досок и др.) Изготовление поделок по выбору учащихся от простого к сложному Отработка приёмов выпиливания различных 1 40 41 42 43 44 45 46 47 48 52 53 54 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Учебное занятие Беседа, опрос 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, 1 1 1 1 1 1 22 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 соединений. Отработка приёмов выпиливания различных соединений. Отработка приёмов выпиливания различных соединений. Изготовление моделей технических объектов с различными соединениями деталей. Изготовление моделей технических объектов с различными соединениями деталей. Изготовление моделей технических объектов с различными соединениями деталей. Выпиливание изделий различных технических объектов. Сборка на клей. Выпиливание изделий различных технических объектов. Сборка на клей. Выпиливание изделий различных технических объектов. Сборка на клей. Выпиливание изделий различных технических объектов. Сборка на клей. Выпиливание изделий с не сложным рисунком. Отработка приёмов работы с надфилями. Выпиливание изделий с не сложным рисунком. Отработка приёмов работы с надфилями. Выпиливание изделий не сложным рисунком. Отработка приёмов работы с надфилями. Выпиливание изделий не сложным рисунком. Отработка приёмов работы с надфилями. Лакирование изделий различными способами (кистью, тампоном, окунанием. Лакирование изделий различными способами (кистью, тампоном, окунанием. Изготовление и оформление поделок с учетом элементарных закономерностей декорирования фанеры: оформление ранее изготовленных поделок. Изготовление и оформление поделок с учетом элементарных закономерностей декорирования фанеры: оформление ранее изготовленных поделок. Изготовление и оформление ранее изготовленных занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое Текущий контроль, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 78 поделок. Выбор чертежа, шаблона животного и т.д. Перевод рисунка на подготовленную фанеру. Выпиливание простейшей плоской фигурок домашних животных. Выпиливание простейшей плоской фигурок домашних животных. Выпиливание простейшей плоской фигурок домашних животных. Выбор чертежа, шаблона диких животных. Перевод на фанеру. Выпиливание плоских фигурок диких животных. 79 Выпиливание плоских фигурок диких животных. 1 80 Выпиливание плоских фигурок диких животных. 1 81 Выпиливание подставки под фигурку домашнего животного. Выпиливание подставки под фигурку дикого животного. Соединение фигурок животных на подставку ( на шипах и пазах.) Выжигание рисунка на животных. 1 1 86 Оформление поделок с учетом элементарных закономерностей декорирования фанеры: оформление ранее изготовленных поделок. Покрытие лаком. Выставка готовых работ. 87 Презентация « Про самолёты и про авиаторов» 1 Практическое занятие Презентация 88 1 Беседа 89 Сведения об особенностях изготовления простейших моделей самолёта. Перевод чертежа самолёта . Выпиливание деталей. 1 90 Выпиливание деталей самолёта. Зачистка деталей. 1 Практическое занятие Практическое занятие 73 74 75 76 77 82 83 84 85 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 24 91 Выпиливание деталей самолёта. Зачистка деталей. 1 92 Выпиливание деталей самолёта. Зачистка деталей. 1 93 Соединение деталей модели самолёта. 1 94 Оформление модели самолёта. 1 95 Презентация «История вертолётов» 1 96 1 98 Сведения об особенностях изготовления простейших моделей вертолёта. Перевод деталей вертолёта. Выпиливание деталей вертолёта. Выпиливание деталей вертолёта. Зачистка деталей. 99 Выпиливание деталей вертолёта. Зачистка деталей 1 100 Выпиливание деталей вертолёта. Зачистка деталей 1 101 Соединение деталей модели вертолёта. 1 102 Оформление модели вертолёта. 1 103 Презентация «Суда и корабли» 1 104 Сведения об особенностях изготовления простейшей модели катера. Перевод деталей катера. Выпиливание деталей катера.. 1 Выпиливание деталей модели катера. Зачистка деталей. Выпиливание деталей модели катера. Зачистка деталей. Выпиливание деталей модели катера. Зачистка деталей. Соединение деталей модели катера. 1 97 105 106 107 108 109 1 1 1 1 1 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Презентация Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Презентация Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 25 110 Оформление модели катера. 1 111 Презентация « История автомобилестроения в России» 1 112 1 117 Сведения об особенностях изготовления простейшей модели легкового автомобиля. Перевод деталей модели легкового автомобиля.. Выпиливание деталей автомобиля.. Выпиливание деталей модели автомобиля. Зачистка деталей автомобиля. Выпиливание деталей модели автомобиля. Зачистка деталей автомобиля. Выпиливание деталей модели автомобиля. Зачистка деталей автомобиля. Соединение деталей модели автомобиля. 118 Оформление модели автомобиля.. 1 119 Презентация « Техника Великой Отечественной войны» Выставка готовых работ техники. 1 Панно́ — вид монументального искусства. Презентация. Способы изготовления панно из выпиленных фигурок фанеры с добавлением бумаги ( обойной, цветной и т.д.) Выполнение панно с помощью выпиленных фигурок с дополнением бумаги . Самостоятельная творческая работа по изготовлению комбинированного панно. ( фанера с бумагой) Самостоятельная творческая работа по изготовлению комбинированного панно. ( фанера с бумагой) Самостоятельная творческая работа по изготовлению комбинированного панно. ( фанера с бумагой) Самостоятельная творческая работа по изготовлению комбинированного панно. ( фанера с бумагой) Выполнение панно с помощью выпиленных фигурок с 1 113 114 115 116 120 121 122 123 124 125 126 127 128 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическое занятие Презентация Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Презентация Практическое занятие Презентация 26 занятие наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение 1 Беседа 1 143 Изготовление сувениров ( комбинированное панно) к пасхе. Изготовление сувениров (комбинированное панно) к пасхе. Изготовление сувениров (комбинированное панно) к пасхе. Беседа «9 мая День Победы»» Презентация. Изготовление сувениров ветеранам ( комбинированное панно) Изготовление сувениров ветеранам ( комбинированное панно) Изготовление сувениров ветеранам ( комбинированное панно) Изготовление сувениров ветеранам ( комбинированное панно) Изготовление сувениров ветеранам ( комбинированное панно) Итоговое занятие. Итоговая аттестация. 144 Подготовка к выставке. Итоговая выставка. 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Беседа. Презентация. Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 дополнением природного материала.( ракушка, галька, песок, камыш и др.) Самостоятельная творческая работа по изготовлению комбинированного панно. ( фанера с природным материалом) Самостоятельная творческая работа по изготовлению комбинированного панно. ( фанера с природным материалом) Самостоятельная творческая работа по изготовлению комбинированного панно. ( фанера с природным материалом) Самостоятельная творческая работа по изготовлению комбинированного панно. ( фанера с природным материалом) Беседа «Пасха в кубанской семье» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 2.1. Раздел программы «Воспитание» План воспитательной работы Цель: создание условий для развития духовно-нравственных традиционных ценностей учащихся путем приобщения к декоративноприкладному творчеству родного края на занятиях по выпиливанию лобзиком. Задачи: - прививать интерес к культуре своей Родины, края, района; -развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; -способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - формировать и пропагандировать безопасный образ жизни; -воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу). Календарный план воспитательной работы № п/ п Название раздела, темы Сроки Форма проведения 1 Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Сентябрь Беседа: «Значение декоративноприкладного творчества в России». Проведение первичного инструктажа по безопасному поведению. 2 Технико-технологические сведения. сентябрь 3 Работа выжигательным аппаратом. Октябрь Ноябрь Создание проблемной ситуации: «Где взять древесину. Вырубка деревьев» Рассматривание альбома «Виды древесных материалов. Деревья Кубани» Информационная пятиминутка: «Краснодеревщик призвание жизни» Просмотр слайдов: «Инструменты старины для плотника» Информационная пятиминутка: «Инструменты для выпиливания: в старину и сейчас» Просмотри презентации: «Приспособления ручного труда для работы по дереву» Информационная пятиминутка: «Знаменитые личности-плотники» Информационная пятиминутка: «Плотник Андрей Филиппович Тулупов» Рассуждение на тему: «Отличие российских и европейских орнаментов на изделиях» 29 4 Выпиливание лобзиком. Ноябрь Декабрь Информационная пятиминутка: «Василий Николаевич Сушко - резчик по дереву Кубани». Рассуждение на тему: «Последовательность работы: как определить главное?» Просмотр альбома: «Шаблоны геометрических фигур» Рассуждение: «Отличие в работе ручного и электрического лобзика» Информационная пятиминутка: «История выжигания по дереву в России» Информационная пятиминутка: «Пирография» 5 Выпиливание простейших плоских фигурок животных. Январь Беседа-диспут: «Отличие внешнего и внутреннего выпиливания» Диспут: «Будущее декоративноприкладного творчества: перспективы» Рассуждение: «Обидеть друга очень легко» 6 Изготовление простейших моделей техники Февраль Март 7 Панно. Апрель Май Презентация « Про самолёты и про авиаторов», « История автомобиле строения в России», «Техника Великой Отечественной Войны» Информационная пятиминутка – первый русский лётчик Михаил Ефремов. Всемирно известные конструкторы: С.Ильюшин,О. Антонов, А.Яковлев, А.Туполев. Главный конструктор ракет С.П.Королёв. Беседа « Где встречается панно» ( панно на зданиях в Москве 20 века, можно проследить историю страны…) Информационные пятиминутки: История появления панно из дерева с красками; Панно эффективное искусство украшения стен любых размеров. и т.д. Итоговое занятие. Планируемые результаты реализации программы воспитания - проявление интереса к культуре своей Родины, края, района; -проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; -проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; -оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы; -укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности; - формирование безопасного образа жизни. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение - освоение программы «Друг мой лобзик» требует наличия учебного кабинета. Помещение кабинета 30 должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью, необходимой для организации занятий, хранения и показа, и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для успешного учебного процесса в наличии имеются: - бумага писчая, бумага чертежная, картон разной толщины, картон цветной, бумага цветная, копировальная бумага; - древесина - фанера строительная толщиной 3-4 мм; - шаблоны, трафареты; -карандаши простые и цветные, фломастеры, краски акварельные, гуашь, ластик; - лаки на спиртовой основе, лак акриловый на водной основе, клей ПВА, клей типа «Силач», скотч. Обеспечение инструментами: - ножницы, канцелярские ножи, шило, кнопки, скрепки; - лобзик ручной, дрель ручная, набор надфилей; - выпиловочный столик; - набор отвёрток, молоток маленький, гвозди разные; - ручные тиски; - набор свёрл 0,8-10 мм; - пассатижи, плоскогубцы, струбцина; -наждачная бумага разной зернистости, линейки, циркуль, кисти разные, прищепки. Информационное обеспечение: Интернет-источники: -https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края -https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» - http://knmc.kubannet.ru/Краснодарский НМЦ -http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования - http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр - http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном внешкольном образовании Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. 2.3. Формы контроля и аттестации Контроль за освоением краткосрочной летней 31 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Друг мой лобзик» предусматривает ведение текущего контроля, итоговая аттестация не предусматривается. Форма отслеживания результатов усвоения программы предполагает: - педагогическое наблюдение при выполнении практических приемов обучающимися; - ежедневное краткое подведение итогов; - опрос; - собеседование; - наблюдение; - практическое задание; - ведение журнала посещаемости. Время проведения По факту зачисления в объединение В течение учебного процесса В конце каждого образовательного модуля (с занесением результатов в диагностическую карту) Цель проведения Формы мониторинга Начальная или входная диагностика Диагностика стартовых Беседа, опрос, тестирование. возможностей Текущий контроль Определение степени усвоения Педагогическое наблюдение, учащимися учебного материала. устный опрос, самостоятельная Определение готовности детей к работа и т.д. восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Итоговая диагностика Определение степени усвоения Беседа, опрос, тестирование. учебного материала. Определение результатов обучения. 2.4. Оценочные материалы. Система контроля знаний и умений учащихся представляется в виде учёта результатов по итогам выполнения заданий. Мониторинг осуществляется педагогом дополнительного образования преимущественно на основе наблюдений во время образовательной деятельности, результаты которого обобщаются по окончанию программы и фиксируются в диагностической карте. Система внутренней оценки включает в себя следующие процедуры: - творческие задания; - владение техникой работы; - умение владеть инструментами и приспособлениями для работы; - умение работать в команде; 32 - знание последовательности работы; - подготовка рабочего места к работе. Формы отслеживания образовательных результатов: наблюдение, беседа, самостоятельная оценка учащихся, соревнования, выставки, конкурсы. Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, протоколы диагностики, фото, свидетельство (сертификаты). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчеты, соревнования, проекты, выставки. 2.5. Методические материалы В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: - объяснительно иллюстрированный; - методы мотивации и стимуляции обучающего контроля; - познавательная игра, мастер-класс; - альбомы о природе Краснодарского края, о знаменитых резчиках, видах инструментов и приспособлений, и т.д.; - набор презентаций. Дидактические материалы: - различные специализированные пособия, оборудование, чертежи, технические рисунки, плакаты моделей; - инструкционные материалы, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий, наглядный и раздаточные материалы. Список литературы для педагога. 1. Закон «Об образовании». 2. Л.М. Иляева, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицын. Творческие проекты. Брянск, 1995. Издат.Брянского госуд. Пединститута. 3. В.В Выгонов. Практикум по трудовому обучению. М., Издательский Центр «Академия», 1999. 4. В, В. Попов. Учитесь мастерить. М., «Просвещение», 1988. 5. В.А. Заворотов. От идеи до модели. М., «Просвещение», 1988. 6. В.И. Коваленко, В.В. Кумненок. Дидактический материал по трудовому обучению. М., «Просвещение», 2000. 7. Л.М. Злобин. Психология воспитания. М, «Высшая школа», 1991. 8. Е.В. Коротаева. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М., «КСП», институт психологии РАН, 1997. 9. Р.С. Немов. Критерии и психологические условия эффективности работы коллектива. М., 10. «Просвещение», 1992. 11. Энциклопедический словарь юного техника. Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков, М., «Педагогика, 1988. 33 12. Бугриева Н.В., Анохина В.Л. «Метод. рекомендации по работе с различными материалами» ЦТТ г. Армавир, 1998 г. 13. Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» М., 1985 г. 14. Ривк Э.В. «Мастерим из древесины» М. Просвещение 1988 г. 15. Данкевич Е., Поляков В. «Выпиливаем из фанеры» СПб «Кристал» 1998 г. 16. Орешков Н.Н. «Методика обучения школьников работе лобзиком» Сборник научно методических материалов по развитию технического творчества учащихся М. 1998г. 17. https://ok.ru/group/51365159501888 18. http://chudo-lobzik.ru/category/chertezhi-podelok/ Список литературы для детей 1. Энциклопедический словарь юного техника. Сост. Б.В.Зубков, С.В. Чумаков, М., Педагогика, 1988. 2. Е.В.Данкевич, О.В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. Санкт-Петербург, Кристалл М., ОНИКС, 2000. 3. А. Бахметьев, Т. Кизяков. Очумелые ручки. М., «Фосмен», 1999. Библиотека творчества. А. 4. И. А. Воротников. Занимательное черчение. М., «Просвещение», 1990 5. ВГПоляков. Выпиливаем из фанеры - СПб., «Кристалл», 1998. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. Ярославль, «Академия, к», 1999. Что такое? Кто такой? «Педагогика - Пресс», М., 1993. Я познаю мир. Детская энциклопедия. 6. Хениш Э. Сделай сам. Фольк унд Биссен, Берлин, 1990 7. Журналы «Юный техник». «А почему?» «Левша» ЮТ для умелых рук 8. Шемуратов Ф.А. «Выпиливание лобзиком» М. «Легпромбыт» изд. 1992 г. 2-е изд. 9. Зубренков В., Бармашин Д. «Учитесь выпиливать» изд. «Молодая гвардия», 1955 г. 10. Соколов Ю.В. «Альбом по выпиливанию» М., 1991 г. Лесная промышленность. 11. Соколов Ю.В. «Художественной выпиливание» изд. М., Лесная промышленность 1987 г. 12. Эпштейн Н.И. «Как научиться выпиливать» изд. Дет. гиз., 1951 г. 13. https://vk.com/club16296497 14. http://lobzik4you.ru 34 Сводная диагностическая таблица по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Друг мой лобзик» За 20__- 20___ учебный год Наименование модуля___________________________________Группа №___ № Ф.И.О. ребенка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. I. Теоретическая подготовка учащихся: Теоретически Владение е знания (по специальной основным терминологи разделам ей образовательн ого модуля II. Практическая подготовка ребенка Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам образовательного модуля) Владение специальным оборудование ми оснащением. Творческие навыки