Электроника 72ч. ЭП

1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
Принята на заседании
педагогического/методического совета
от 28.05. 2024 г
Протокол № 4 Егорова Дарья

Александровн
а

Подписан: Егорова Дарья Александровна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""СТАНЦИЯ
ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""", СНИЛС=13845218165,
ИНН=340960448770, E=mboudodsutprim.aht@mail.ru,
G=Дарья Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова
Дарья Александровна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-05-28 17:08:31
Foxit Reader Версия: 9.7.0

Утверждаю
Директор МБУДО «СЮТ»
Приказ № 79 от 28.05.2024
__________ Д.А. Егорова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЭЛЕКТРОНИКА»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (72 часа; 9 месяцев, 36 недель)
Возрастная категория: 7 -17 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 66924

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Кошкин Владимир Николаевич

г. Приморско-Ахтарск
2024 год

2

Содержание
Нормативно-правовая база
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Направленность
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
1.3. Формы обучения
1.4. Режим занятий
1.5. Особенности организации образовательного процесса
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Учебный план
1.8. Содержание учебного плана
1.9. Планируемые результаты
Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2 Календарный учебный график
2.1 Раздел программы «Воспитание»
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы контроля и аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
Список литературы

5
5
5
5
6
6
6
9
10
11
14
15
16
18
19
20
21
21
22

3

Введение
Электроника-наука о взаимодействии электронов с электромагнитными
полями и о методах создания электронных приборов и устройств, в которых
это взаимодействие используется для преобразования электромагнитной
энергии.
Программа «Электроника» направлена на привлечение детей к
техническому творчеству, на удовлетворение их личностных потребностей,
стимулирование стремления развить индивидуальные способности, к
профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические
профессии.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовой базой создания программы послужили следующие
документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 14 апреля 2023г. № 124-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 13 июля 2020г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
4. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
6. План мероприятий до 2030 года по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
7. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания
президиума при Президенте РФ.
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 года.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №
996-р.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

4

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва,
2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года.
13. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28
августа 2018 года, регистрационный № 25016).
14. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06545 «О направлении информации» (Информационно-методическое письмо
об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации
дополнительных общеобразовательных программ)
15. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
16. Краевые методические рекомендации по проектированию
общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год).
Цели, содержание
и
условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в
следующих нормативных документах:
1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа утверждается локальным нормативным правовым актом
Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов,
оценочных и методических материалов.
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на
Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом
руководителя учреждения.

5

РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Электроника» техническая.
1.1. Актуальность программы, новизна, педагогическая
целесообразность, отличительные особенности
Новизна программы заключается в метапредметном подходе к ее
содержанию. Радиотехника и радиоэлектроника в наше время во многом
определяет научно-технический прогресс в различных областях
производства. Ее дальнейшее успешное развитие опирается на
высококвалифицированных специалистов. Вся история радиолюбительства в
нашей стране убедительно свидетельствует, что оно стало не только
увлекательной организацией внешкольного времени подростков, но и
способствует развитию технического творчества учащейся молодежи, их
профессиональной ориентации и трудовой адаптации.
Актуальность программы заключается в том, что именно
метапредметное содержание способствует всестороннему развитию
личности, совершенствованию интеллектуальных способностей, воспитанию
бережного отношения к ресурсам свое страны через приобщение к научнотехническому прогрессу. Изучение основ электромагнитных явлений
позволяет детям в дальнейшем осознанно и безопасно применять различные
электронные приборы и в повседневной жизни.
Несомненна, и преемственность программы «Электроника» с
предметами школьной программы: физика, математика, что способствует
повышению интереса к предметам и повышению успеваемости.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена
возрастными способностями обучающихся: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Научно-техническое творчество - сложный творческий процесс, очень
интересное и всестороннее занятие для обучающихся. В творчестве
обучающихся, в проектной работе заложены большие потенциальные
возможности развития человеческой личности и совершенствования
образовательного процесса. В процессе реализации программы обучающиеся
овладевают основами общетехнических знаний, приобретают желание
дальнейшего совершенствования технических навыков.
В рамках данной Программы обучающимся предлагается
самостоятельно решать различные практические задачи. При этом
развивается творческий интерес учащихся ко всему, что окружает человека в
его повседневной жизни: к окружающей среде, к людям, что очень важно в
становлении личности обучающегося.
Участие в конференциях и инженерных выставках предоставляет
учащимся возможность не только показать свои достижения, но и получить
опыт позитивного личностного взаимодействия в определенной сфере
технического творчества.
Отличительная особенность настоящей программы состоит в

6

метапредметном подходе, который помогает сориентировать обучающихся в
профессиональном выборе.
Программа позволяет развивать ключевые компетентности ребенка
средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое
внимание на индивидуальных интересах учащегося, своевременно
идентифицировать
проблемы
обучения;
осуществлять
реальную
педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных
образовательных целей, что включает:
- раннее приобщение к основам физики;
- включение ребенка в личностно-значимую проектную деятельность
с целью совершенствования гибкости его мышления, успешной
социализации;
- изучение особенностей истории развития российской электроники;
- учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через
применение
личностно-ориентированных
технологий,
технологий
индивидуализации и уровневой дифференциации;
- свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является
непосредственным
субъектом,
осуществляющим
все
ее
этапы
(целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает
наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением
наглядных материалов и использованием новейших методик.
Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми
в возрасте 7-17 лет, с разным уровнем интеллектуального развития,
имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность и не
имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом
деятельности.
Начало школьного обучения (7-9 лет) означает переход от игровой
деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного
возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
Основной, ведущей деятельностью становится обучение, а это
серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий
ребёнка,
мобилизации
внимания,
интеллектуальной
активности,
самоограничений.
Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и
учете психологических особенностей младших школьников в обучении и
воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми,
используя различные игры, задания, упражнения.
Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте
- от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято
называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление
независимости детей от взрослых, негативизм - стремление противостоять,
не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам
взрослых. Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил

7

бы на все его сомнения. Занятия в объединении помогут обучающимся найти
себя, поверить в свои силы и возможности.
Дети 13-17 лет проявляют тревогу, беспокойство, дискомфорт, ссоры
со сверстниками, эгоцентризм, закрытость, нежелание и неумение говорить о
себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром
спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки
проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически
переживают ситуации невключенности в группу сверстников, бравируют
своей независимостью. Занятия с педагогом в объединении помогут ребятам
расширить мир их увлечений, проявлять способность понимать,
сочувствовать, корректно выражать свои эмоции, радоваться своим и чужим
победам.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья
характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или
раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании.
При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения
задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное
беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и
гримасничать.
Программа «Электроника» составлена таким образом, что позволяет
поддержать выявление одарённых и мотивированных детей и создать
условия для их дальнейшего совершенствования. Поэтому, не зависимо от
предмета и источника одарённости ребёнка программа ориентирована на
формирование навыков самоорганизации и самоуправления, достижение
самостоятельно поставленных целей и задач.
Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование,
направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной
деятельности.
Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая
диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности
ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений
и навыков, мотивации для занятий).
1.2. Форма обучения
Форма обучения очная. В программе предусмотрено использование
дистанционных
и
комбинированных
форм
взаимодействия
в
образовательном процессе.
1.3. Режим занятий
Запланированное количество часов для реализации программы - 1 год
(9 месяцев, 72 часа).
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа
Продолжительность занятий - 45 минут
Перерыв - 10 минут.
Наполняемость группы: 10-15 человек

8

Регламент образовательного процесса: занятия в учреждении могут
начинаться не ранее 9.00 часов и заканчиваться не позднее 20.00 часов.
Продолжительность учебной недели - 6 дней.
Занятия в учебных группах дошкольников составляют 30 минут, (в
дошкольных образовательных учреждениях допускается корректировка
продолжительности занятий в соответствии с режимом работы Учреждения),
10 минут перерыв и снова 30 минут занятий, 1 или 2 раза в неделю.
Для учащихся 6,5-7 лет продолжительность занятия составляет:
-с сентября по декабрь - 35 минут;
- с января по май - 40 минут.
Перерыв между занятиями - 15 мин.
Для учащихся 8-18 лет продолжительность занятия составляет 45 минут,
перерыв между занятиями - 15 мин.
В смешанных разновозрастных группах продолжительность занятий
корректируется педагогом с учетов возрастных особенностей учащихся.
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором
МБУДО «СЮТ».
Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень освоения программы - ознакомительный.
Сроки реализации программы - 1 год (9 месяцев, 72 часа)
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста
или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся
основным составом объединения; состав групп постоянный.
Разделы программы взаимосвязаны друг с другом и объединены
единой целью дополнительной образовательной общеразвивающей
программы. Содержание каждого раздела формируется с учетом сохранения
преемственности образовательных частей. В программе учитываются
возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от
простого к сложному.
Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в
походах, выездах и т.д.; могут быть включены дополнительные задания.
Некоторые из заданий (по выбору педагога или обучающихся) могут быть
изменены в ходе экспериментально-поисковой работы. При организации
образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной
учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей и
т.д.).
Занятия могут иметь различные формы проведения: беседа,
практическое занятие, мастер-класс.
Структура практического занятия:
1.Оргмомент (1 мин.)
2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.)
3.Изучение нового материала (5 мин.)
4.Пробные упражнения (2 мин.)
5.Выполнение практического задания (20 мин.)

9

6.Подведение итогов (5 мин.)
Структура комбинированного занятия:
1.Оргмомент (1 мин.)
2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа,
устный опрос) (3 мин.)
3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.).
4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.)
5. Упражнения по образцам (5мин.)
6. Самостоятельная работа (20 мин.)
7. Подведение итогов (2 мин.)
8. Домашнее задание (1 мин.)
При возникновении обоснованной необходимости, например, в период
режима «повышенной готовности», программа «Юный турист» может
реализовываться с использованием дистанционных технологий или с
использованием электронного обучения.
Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные
формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено
использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические и
семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, тренинги
и т.д.
Условия
приема
учащихся:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/.
Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование,
направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной
деятельности.
Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая
диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности
ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений
и навыков, мотивации для занятий).
Доступность программы для различной категорий учащихся
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Электроника», можно использовать в работе с детьми с ОВЗ посредством
разработки индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающим
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми
проводится разработка индивидуального образовательного маршрута,
обеспечивающие освоение образовательной программы на основе
индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей.
При реализации программы «Электроника» допускается применение
электронного обучения и использование дистанционных образовательных

10

технологий.
Использование дистанционных и (или) комбинированных форм
реализации программы
При реализации данной программы предусмотрено использование
дистанционных
и
(или)
комбинированных
форм
организации
образовательного процесса:
-индивидуальная;
-групповая.
Виды занятий:
- видео-занятие в записи;
-мастер-класс;
-презентации с текстовыми и голосовыми комментариями;
-консультации.
Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями
СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При реализации данных форм обучения будет использоваться
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть
«ВКонтакте».
При реализации программы возможно сетевое взаимодействие в
рамках проведения совместных специализированных мероприятий.
Сетевыми партнерами являются образовательные организации, с которыми
заключен договор о сотрудничестве.
Виды проведения сетевого взаимодействия:
- семинары;
- мастер-классы;
- образовательные проекты;
- консультации и т.д.
Социально-экономический эффект программы
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Электроника»
включает в себя несколько аспектов.
Во-первых, это развитие технического творчества и повышение
интереса к науке и технике среди молодежи, что способствует
формированию будущих кадров в сфере высоких технологий.
Во-вторых, программа способствует развитию логического мышления,
креативности и умения работать в команде, что важно не только для
успешной карьеры в области робототехники, но и для адаптации в
современном обществе.
Экономический эффект заключается в подготовке квалифицированных
специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные
технологии
в
производство,
что
способствует
повышению
конкурентоспособности страны на мировом рынке. Также программа может
стимулировать создание новых рабочих мест в сфере робототехники и
смежных областях.

11

1.6. Цель и задачи программы
Цель: развитие технического творчества и формирование научно технической профессиональной ориентации у обучающихся путем изучения
электроники.
Задачи:
Образовательные:
- формировать первичные представления о электронике, ее значении в
жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством
технических средств;
-развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить
освоение детьми основных приёмов сборки и программирования
электронных схем.
Метапредметные:
- приобщать к научно-техническому творчеству: развивать умение
постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию,
находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой
творческий замысел;
-развивать мотивацию к занятию электротехнической деятельностью.
Личностные:
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного
поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми
при конструировании электронных плат;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду
других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в
команде, малой группе (в паре).
1.7. Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория
Практика

1

Вводное занятие. Введение в
образовательную программу. Демонстрация
электрических плат.

2

1

1

2

ТБ - беседы, инструктаж.

1

1

-

3

Материалы и инструменты. Понятие что
такое электрическая цепь.

3

1

2

4

Начальные
графические
понятия.
Технические термины, применяемые в
конструировании. Изготовление различных
электронных плат по схеме.
Игры и игрушки

6

1

5

6

1

5

5

Формы
аттестации,
контроля
Собеседование
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение

12

6

Имитаторы звуков

5

1

4

7

Охранные сигнализации

6

1

3

8

Логические элементы

4

1

3

9

Автоматические осветители

6

1

5

10

Музыкальные звонки

4

1

3

11

Радиоприемники

5

1

4

12

Автоматические приемники

7

1

6

13

Сборка простейших электронных схем

8

1

7

14

Сборка сложных электронных схем

4

-

4

15

Азбука Морзе

5

1

4

Итого:

72

14

58

Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль

Индивидуальный образовательный маршрут (ОВЗ)
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория
Практика

1

Вводное занятие. Введение в
образовательную программу. Демонстрация
электрических плат.

2

1

1

2

ТБ - беседы, инструктаж.

1

1

-

3

Материалы и инструменты. Понятие что
такое электрическая цепь.

3

1

2

Формы
аттестации,
контроля
Собеседование
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий

13
6

1

5

5

Начальные
графические
понятия.
Технические термины, применяемые в
конструировании. Изготовление различных
электронных плат по схеме.
Игры и игрушки

6

1

5

6

Имитаторы звуков

5

1

4

7

Охранные сигнализации

8

1

7

9

Автоматические осветители

8

1

7

10

Музыкальные звонки

4

1

3

11

Радиоприемники

5

1

4

12

Автоматические приемники

7

1

6

13

Сборка простейших электронных схем

8

1

7

14

Сборка сложных электронных схем

9

-

9

Итого:

72

14

58

4

контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль

В программу могут вноситься необходимые коррективы, может
изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их
последовательность в рамках конкретного модуля.
1.8.Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу.
Теоретические занятия. Правила по технике безопасности. Знакомство с
электронным конструктором «Знаток». Знакомство со схемами. Задачи и
план работы учебной группы. Выставка готовых собранных плат по схемам.
Правила поведения на занятиях. Практическая работа. Дидактическая игра
«Назови деталь». Сборка схем на свободную тему с целью выявления
умений, навыков и интересов воспитанников. Проверка схем на
работоспособность.

14

2. Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности во
время учебного процесса.
3. Материалы и инструменты. Понятие что такое электрическая цепь.
Теоретические занятия. Введение понятия. Виды электронных схем. Правила
работы. Условное обозначение на схеме, код, маркировка. Практическая
работа. Самостоятельная работа в обозначении деталей на схемах,
составление схем с опорой на детали. Дидактическая игра «Найди
правильную деталь для схемы»
4. Технические термины. Начальные графические понятия.
Теоретические занятия. Введение понятия. Историческая справка. Условное
обозначение на схеме, код, маркировка. Микросхемы электронного
конструктора.
Практическая
работа.
Чтение
адаптированных
принципиальных схем. Работа с использованием сигнальной микросхемы.
Испытание собранных электронных плат на работоспособность.
5. Игры и игрушки Теоретические занятия: Введение понятия
последовательное и параллельное соединение. Условное обозначение на
схеме, код, маркировка. Практическая работа. Последовательное и
параллельное соединение резисторов. Последовательное и параллельное
включение ламп. Смешанное включение элементов. Чтение адаптированных
принципиальных схем.
6. Имитаторы звуков Теоретические занятия: Введение понятия
громкоговорители. Условное обозначение на схеме, код, маркировка.
Практическая
работа:
Проверка
работоспособности
динамика.
Воспроизведение
различных
звуков.
Чтение
адаптированных
принципиальных схем. Игра: «Собери электронную схем по памяти».
7. Охранные сигнализации Теоретические занятия: Введение понятия
охранная сигнализация. Историческая справка. Условное обозначение на
схеме, код, маркировка. Микросхемы электронного конструктора.
Практическая работа: Последовательное и параллельное включение
переключателей. Музыкальный дверной звонок, управляемый сенсором.
Охранная сигнализация. Чтение адаптированных принципиальных схем.
Игра на память: «Назови детали, использованные в схеме»
8. Логические элементы Теоретические занятия: Введение понятия
микромоторчик. Техника безопасности. Условное обозначение на схеме, код,
маркировка. Практическая работа: Изменение скорости вращения
микромоторчика.
Микромоторчик
в
качестве
электрогенератора.
Потребление
тока
микромоторчика.
Чтение
адаптированных
принципиальных схем. Игры с собранными схемами. (Летающий
вентилятор).
9. Автоматические осветители Теоретические занятия: Введение
понятия последовательное и параллельное соединение. Условное
обозначение на схеме, код, маркировка. Практическая работа: Основные
схемы включения. Попеременное включение лампы и светодиода.
Последовательное и параллельное включение ламп. Смешанное включение
элементов. Чтение адаптированных принципиальных схем. Игры с

15

собранными схемами.
10. Музыкальные звонки Теоретические занятия: Введение понятия.
Условное обозначение на схеме, код, маркировка. Практическая работа:
Воспроизведение различных звуков. Усиление звука с помощью транзистора.
Чтение адаптированных принципиальных схем. Игры на слух: «Угадай
мелодию»
11. Радиоприемники. Чтобы услышать телеграфные сигналы, в
приемник следует ввести второй гетеродин — телеграфный. Он представляет
собой генератор колебаний с частотой, близкой к промежуточной. Сигнал
второго гетеродина подают на один из каскадов тракта промежуточной
частоты. В результате смещения обоих сигналов на детекторе выделяется
разностный сигнал звуковой часто ты, хорошо слышимый в
громкоговорителе. Теперь каждому излучению любительского передатчика
будет соответствовать тональный сигнал разности частот тракта ПЧ
приемника и телеграфного гетеродина.
12. Автоматические приемники. Приемники прямого усиления.
Структурная схема и условная формула приемника прямого усиления.
Входной колебательный контур и связь его с усилителем радиочастоты.
Магнитная антенна, ее направленные свойства. Усилитель радиочастоты.
Понятие о чувствительности, селективности и полосе пропускания
радиочастотного
тракта приемника прямого
усиления.
Нагрузка
детекторного каскада.
13.Сборка простейших электронных схем. Сборка электронных схем на
печатных платах; изготовление простейшего, сглаживающего фильтра.
Создание простейшей схемы с делителем напряжения. Расчёт электрических
параметров цепи. Применения керамических конденсаторов при
создании схем с использованием микроконтроллера.
14. Сборка сложных электронных схем. Сборка электронных схем на
печатных платах; изготовление простейшего, сглаживающего фильтра.
Создание сложной схемы с делителем напряжения. Расчёт электрических
параметров цепи. Применения керамических конденсаторов при
создании схем с использованием микроконтроллера.
15. Азбука Морзе. Азбука Морзе - неравномерный телеграфный код,
где каждая буква - знак представлены определенной комбинацией коротких
посылок и посылок утроенной продолжительности. В радиотелеграфе
единица времени - это длительность одной точки, а эталонное соотношение
по длительности звучания - тире равно трем точкам.
1.9.Планируемые результаты
Личностные результаты:
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя; - уметь работать в паре и в коллективе;
- развитие ценностного отношения к собственному труду, труду других

16

людей и его результатам.
Предметные результаты:
- знание первичных представлений о электронике, ее значении в жизни
человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством
технических средств;
-развитие продуктивной деятельности: освоение детьми основных
приёмов сборки и программирования электронных схем.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других субъектов;
-различать способ и результат действия.
Познавательные УУД:
-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью педагога;
- расширение знаний о развитии российской электроники;
- формирование гражданственности, уважения к Родине;
- развитие творческого мышления;
- развитие навыка решения нестандартных задач.
Коммуникативные УУД:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

17

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических
включающий формы аттестации»

условий,

Календарный учебный график
Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждой
учебной группы

18

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Электроника»

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Вводное занятие. Введение в образовательную
программу. Демонстрация электрических плат.

1

Учебное
занятие

2

Вводное занятие. Введение в образовательную
программу. Демонстрация электрических плат.

1

Учебное
занятие

3

ТБ - беседы, инструктаж.

1

Учебное
занятие

4

Материалы и инструменты.
электрическая цепь.

Понятие

что

такое

1

Практическое
занятие

5

Материалы и инструменты.
электрическая цепь.

Понятие

что

такое

1

Практическое
занятие

6

Материалы и инструменты.
электрическая цепь.

Понятие

что

такое

1

Практическое
занятие

7

Начальные графические понятия.

2

Практическое
занятие

8

Начальные графические понятия.

2

Практическое
занятие

9

Технические
термины,
конструировании.

2

Практическое
занятие

применяемые

в

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение

19

2

Практическое
занятие

Изготовление различных электронных плат по схеме.

2

Практическое
занятие

12

Изготовление различных электронных плат по схеме.

2

Практическое
занятие

13

Игры и игрушки

1

Практическое
занятие

14

Игры и игрушки

1

Практическое
занятие

15

Игры и игрушки

1

Практическое
занятие

16

Игры и игрушки

1

Практическое
занятие

17

Игры и игрушки

1

Практическое
занятие

18

Игры и игрушки

1

Практическое
занятие

19

Имитаторы звуков

2

Практическое
занятие

20

Имитаторы звуков

2

Практическое
занятие

10

Технические
термины,
конструировании.

11

применяемые

в

Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение

20

21

Имитаторы звуков

1

Практическое
занятие

22

Охранные сигнализации

2

Практическое
занятие

23

Охранные сигнализации

2

Практическое
занятие

24

Охранные сигнализации

2

Практическое
занятие

25

Логические элементы

2

Практическое
занятие

26

Логические элементы

2

Практическое
занятие

27

Автоматические осветители

2

Практическое
занятие

28

Автоматические осветители

2

Практическое
занятие

29

Автоматические осветители

2

Практическое
занятие

30

Музыкальные звонки

2

Практическое
занятие

31

Музыкальные звонки

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение

21

32

Радиоприемники

3

Практическое
занятие

33

Радиоприемники

2

Практическое
занятие

34

Автоматические приемники

2

Практическое
занятие

35

Автоматические приемники

2

Практическое
занятие

36

Автоматические приемники

3

Практическое
занятие

37

Сборка простейших электронных схем

2

Практическое
занятие

38

Сборка простейших электронных схем

2

Практическое
занятие

39

Сборка простейших электронных схем

2

Практическое
занятие

40

Сборка простейших электронных схем

2

Практическое
занятие

41

Сборка сложных электронных схем

2

Практическое
занятие

42

Сборка сложных электронных схем

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение

22

43

Азбука Морзе

3

Практическое
занятие

44

Азбука Морзе

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение

23

2.1. Раздел программы «Воспитание»
План воспитательной работы
Цель: формирование личностного самоопределения учащихся в
профессиональном
выборе
на
основе
понимания
значения
электротехнических знаний в жизни российского общества.
Задачи:
- формирование положительного личностного отношения детей к
занятиям электротехникой;
- создание условий для самореализации творческих идей; оказание
всесторонней поддержки в проектировании и достижении цели;
-воспитывать
в
детях
взаимоуважение
(взаимопомощь,
взаимоотношения, доброе отношение) друг к другу;
- прививать интерес к научным достижениям России, края, района.
Целевые ориентиры:
- воспитание уважения к здоровью и безопасности жизни своей и
других людей;
- воспитание уважения к труду, результатам труда своего и других
людей;
-осознание ценности российских достижений в сфере развития
электротехники;
-воспитывать основы профессионального самоопределения на основе
ознакомления с достижениями страны, края, района.
Формы и методы воспитания:
Решение задач информирования детей, создания и поддержки
воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования
межличностных отношений на основе российских традиционных духовных
ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы
является организация их взаимодействий в упражнениях в работе в парах,
в подготовке и проведении календарных праздников с участием родителей
(законных представителей), проведение конкурсов и соревнований
выступлений в учреждении МБУДО «СЮТ».
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности;
методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки
детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации

24

программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных конкурсах, площадках, мероприятиях в других организациях
с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые
исследования результатов реализации программы за учебный период,
учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов,
интервью - используются только в виде агрегированных усреднённых и
анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название раздела, темы

Сроки
проведения
Сентябрь

1

Вводное занятие. Введение в
образовательную программу.
Демонстрация электрических плат.

2

ТБ - беседы, инструктаж.

Сентябрь

3

Материалы и инструменты. Понятие
что такое электрическая цепь.

Октябрь

4

Начальные
графические
понятия.
Технические термины, применяемые в
конструировании.
Изготовление
различных электронных плат по схеме.

Октябрь

5

Игры и игрушки

Ноябрь

6

Имитаторы звуков

Ноябрь

Форма проведения
Беседа о безопасном поведении при
работе с электротехникой.
Проведение первичного инструктажа по
безопасному поведению.
Информационная пятиминутка: «История
развития электроники в России»
Просмотр презентации: «Электрическая
катастрофа»
Беседа-рассуждение: «Электрик
профессия или призвание?»
Повторение общих сведений об основах
электромонтажа.
Создание проблемной ситуации:
«Заменят ли роботы человека»
Рассуждение на тему: «Технические
термины. Почему так назвали?»
Информационная пятиминутка:
«Знаменитые инженеры Краснодарского
края»
Просмотр слайдов: «Робот будущего»
Предложить работы в парах для обмена
полученного опыта
Беседа-рассуждение: «Звуковая волна: от
Аристотеля до наших дней»
Информационная пятиминука: «Значение
громкоговорителей во время ВОВ»

25

7

Охранные сигнализации

Декабрь

8

Логические элементы

Декабрь

9

Автоматические осветители

Январь

10

Музыкальные звонки

Февраль

11

Радиоприемники

Февраль

12

Автоматические приемники

Март

13

Сборка простейших электронных схем

Апрель

14

Сборка сложных электронных схем

Апрель

15

Азбука Морзе

Май

Беседа: «Значение роботов в жизни
человека»
Предложить самостоятельно выбрать
схемы для работы, создать свою.
Беседа: «Плюсы и минусы работы
электриком»
Викторина: «Что мы знаем о тебе,
робот?»
Рассуждение: «Профессия электрика и
дальтонизм. В чем связь?»
Просмотр презентации: «Знамениты
личности мира – электрики»
Просмотр альбома: «Виды профессий
электрика: разнообразен»
Беседа: «Процесс электрофикации всей
страны. Прошлое и настоящее»
Беседа: «Значение радиоприемников в
ВОВ»
Просмотр презентации: «Юрий Левитан знаменитый голос радио в ВОВ»
Беседа: «Борусевич Э.Я. создатель
первых радиоприемников»
Рассуждение: «Почему Попов, а не
Маркони?»
Рассказ: «Достижения России в
микроэлектронике»
Рассуждение: «Будущее российской
микроэлектроники»
Беседа: «Новости технологий будущего»
Диспут: «Профессия электрика: выбор
будущего или пережиток прошлого?»
Викторина: «Азбука Морзе: отправь – я
расшифрую»
Просмотр презентации: «Морзянка и
пилоты самолетов: что общего?»

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение - освоение программы
«Электроника» требует наличия учебного кабинета. Помещение кабинета
должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и
нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым
оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью,
необходимой для организации занятий, хранения и показа, и средствами
обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
-электронный конструктор «Знаток»;
- доска магнитно-меловая, стеллажи для демонстрации работ, схемы,
инструменты, радиодетали;
-инструменты для электромонтажа;
-источники питания, батареи, аккумуляторы, блоки питания;
-измерительные приборы.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, компьютер,

26

сеть Интернет, посредством которых участники образовательного процесса
могут просматривать визуальную информацию по учебной дисциплине.
Информационное обеспечение:
Интернет-источники:
-https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Краснодарского края
-https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования
детей Краснодарского края».
-http://knmc. kubannet.ru/ Краснодарский НМЦ
-http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы
дополнительного образования
-http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр
-http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном вне
школьном образовании
-http://ilyukhm.ru/articles/artide.php?id=42 — сайт журнала “Иссле
овательская работа школьников”
-http://www.researcher.ru — портал развития исследовательской
деятельности учащихся.
-http://news.redu.ru -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие
исследовательской деятельности учащихся в России”
-http://www.redu.ru - сайт Центра развития исследовательской де
ятельности учащихся.
Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий
осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его
должностных обязанностей. Педагог дополнительного образования имеющей
профессиональное высшее образование или средние профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки" или высшее образование либо
среднее профессиональное образование в рамках направления подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования
при
условии
его
соответствия
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе (Профессиональный
стандарт №513).
2.3. Формы контроля и аттестации
Форма отслеживания результатов усвоения программы предполагает:
- педагогическое наблюдение при выполнении практических приемов
обучающимися;
- ежедневное краткое подведение итогов;
- опрос;
- собеседование;
- наблюдение;
- практическое задание;
- ведение журнала посещаемости.

27

Время проведения
По факту
объединение

зачисления

Цель проведения
Формы мониторинга
Начальная или входная диагностика
в Диагностика стартовых возможностей
Беседа, опрос, тестирование.

Текущий контроль
В течение всего учебного года Определение
степени
усвоения Педагогическое наблюдение, устный
обучающимися
учебного
материала. опрос,
викторины,
конкурсы,
Определение готовности детей к восприя- олимпиады, самостоятельная работа
тию нового материала. Повышение и т.д.
ответственности и заинтересованности в
обучении. Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств обучения.
Итоговая диагностика
В конце каждого
Определение степени усвоения учебного Творческая работа, презентация
образовательного модуля (с материала. Определение результатов
творческих работ, тестирование.
занесением результатов в
обучения.
диагностическую карту)

2.4. Оценочные материалы.
Мониторинг предметных результатов. В соответствии с целями и
задачами программы предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований учащихся. В качестве критериев диагностики в программе применена классификация образовательных компетенций по А.В.
Хуторскому. (Приложение № 2)
Проведение диагностики позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента
программы. В диагностических таблицах фиксируются требования, которые
предъявляются к ребенку в процессе освоения им программы.
Результаты оцениваются по трехбалльной шкале: 3 балла - высокий
уровень; 2 балла - средний уровень; 1 балл - низкий уровень.
Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные
по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень
определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на
количество отслеживаемых параметров (Приложение № 3).
Система контроля знаний и умений учащихся представляется в
виде учёта результатов по итогам выполнения заданий отдельных
диагностических кейсов по каждому модулю.
Мониторинг оценки личностных результатов осуществляется
педагогом дополнительного образования преимущественно на основе
наблюдений во время образовательной деятельности, результаты которого
обобщаются в конце каждого образовательного модуля и фиксируются в
диагностической карте (Приложение № 4).
Мониторинг метапредметных результатов. Система внутренней
оценки метапредметных результатов включает в себя следующие
процедуры: решение задач творческого и поискового характера: творческие
задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания

28

вариативного повышенного уровня, решение открытых задач А. А. Гина.
Формы отслеживания образовательных результатов: беседа,
наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия, олимпиады,
конкурсы.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты,
дипломы, протоколы диагностики, фото, свидетельство (сертификаты).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчеты, олимпиады, конкурсы.
2.4. Методические материалы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:
- объяснительно иллюстрированный;
- методы мотивации и стимуляции обучающего контроля;
- познавательная игра, экскурсии;
- альбомы о электронных схемах, знаменитых инженеров, виды
элетросхем, и т.д.;
- набор презентаций.
Методы обучения: словесные методы обучения, практические методы обучения начальному естествознанию, метод распознавания и определения признаков, метод «Моделирование», метод «Эксперимент или опыты»,
наглядные методы обучения.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного
обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной
деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации учебного занятия. В соответствии с содержанием учебного плана и поставленным для данного занятия задачами (функциями) определяется вид занятия (диагностическое занятие, вводное занятие,
практическое занятие, практикум, тематическое занятие и т.д.) и выбирается
форма организации образовательного процесса (коллективная, групповая,
парная, индивидуальная форма или одновременное их сочетание).
Теоретические занятия могут проходить в дистанционном формате.
Дидактические материалы. Учебно-методический комплекс по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Электроника» представлен в Приложении № 4 к программе.
Алгоритм учебного занятия:
Организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.

29

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
Основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного
запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при
усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые
активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми
самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
Контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их
коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и
задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского).
2.5. Список литературы
Список литературы, использованной педагогом при написании
образовательной программы:
1.
Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов
обучения
в
дошкольном
образовании
http://detsadjournal.narod.ru/20042/Savenkov.doc
2.
Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников
http://www.koipkro.kostroma.m/Sharva/imc/DocLib25/Материалы%20лекций%
20Савенкова%20АИ/02.pdf
3.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников.
Самара,
Издательство
«Учебная
литература»,
2006file:///C:/Users/Диана/Downloads/1savenkov a i programma issledovatel s
kogo obucheniya mladshi.pdf
4. Опаленко Л.А. Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". http://festival.1september.ru/articles/633253/
5. Камынина И.Г. «Диагностические материалы к дополнительным
образовательным
программам»
http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-

30

dou/2013/04/02/diagnosticheskie-materialy-k-dopolnitelnym-obrazovatelnym
6. ЛеонтьеваА.В.
Критерииоценивания
проектноисследовательских
работшкольников
http://festival.1september.ru/articles/522753/
7. Соколова В.М. Проектная деятельность в воспитательном процессе
как
способ
развития
познавательного
интереса
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/26/opyt raboty sokolovoy v.m..doc
8. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во
внеурочной деятельности // Народное образование, № 7, 2000.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: учеб. пособие / сост. Е. С. Полат. - М.: Изд. Центр «Академия»,
2002.
10. Пахомова Н. Ю., Проектирование в образовании, учебное и ученическое. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. - М.: МИОО, 2005.
11. Пахомова Н. Ю., Учебные проекты: методология поиска // Учитель, № 1, 2000.
12. Пахомова Н. Ю., Что такое метод проектов? // Школьные технологии, № 4, 2004.
13. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред.-сост. З.И. Невдахина.- Вып. З.-М.: Народное образование; Илекса;
Ставрополь: Сервисшкола,2007.416с.
14. Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План- программа.
Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева
И.Б., Комбарова Г.Н. и др. - СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2009.-304с.
15. Марк Хьюиш. Юный исследователь. Пер. Е.В. Комиссарова. Москва: «Росмэн», 94 .
16. Физика без формул / Ал. А. Леонович; художник Ар. А.
Леонович - Москва : Издательство АСТ.- 2018. - 223, [1] с.: ил.- (Простая
наука для детей)
17. Занимательная химия / Л. А. Савина; Худож. О. М. Войтенко Москва: Издательство АСТ- 2018. - 223, [1] с.: ил.- (Простая наука для детей)
18. Физика/ П. М. Волцит. - Москва: Издательство АСТ, 2017. 47,
[1]с .: ил. - (Тетрадь научная)
19. Химия/ П. М. Волцит. - Москва: Издательство АСТ, 2018. 47, [1]с
.: ил. - (Тетрадь научная)
Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для
освоения данного вида деятельности.
1.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. - Самара, Издательство «Учебная литература», 2006
2.
Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на
уроках разной целевой направленности. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005
3.
Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников»

31

издательство «Аркти» Москва 2002г.
4.
Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
5.
Семенова Н.А. «Исследовательская деятельность
учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
6.
Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
7.
Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2003г. № 12.
8.
Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г.№2.
9.
Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. - 2005г.
10. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе
«Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2004г.
Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность
младшихшкольников (рекомендации, проекты). Волгоград: Учитель, 2012г.
11.
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. «Исследовательская деятельность
младших школьников» (программа, занятия, работы учащихся). Волгоград:
Учитель, 2012г.
12. Играем в науку. Открываем для себя мир / Джилл
Франкель Хаузер;
Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 48 с
13. Дневник наблюдений : Гуляем в лесу и изучаем
природу/ Барбара
Вернзинг ; Пер. с нем. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 48 с.: ил.
Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной
программе:
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника
приобретать знания. - Ярославль, 2002..
2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006..
3. В. Г. Борисов, В. В. Фролов Измерительная лаборатория начинающего
радиолюбителя. М. 1976
4. В. И. Ринский Измерительная лаборатория радиолюбителя. М.1983г.
5. А. Т. Власенков, В. А. Солдатенков Основные измерения в практике
радиолюбителя. М. 1978г.
6. Б. С. Иванов Осциллограф – ваш помощник. Как работать с
осциллографом. М. «Патриот», МП «Символ – Р» и ред. Журнала
«Радио» 1991г.
7. Б. С. Иванов Осциллограф – ваш помощник. Приставки к
осциллографу. М. «Патриот», МП «Символ – Р» и ред. Журнала
«Радио» 1991г.
8. В. В. Фролов Радиолюбительская технология. М. «ДОСААФ» 1975г.
М.Ванюшин «Занимательная электроника и электротехника

Диагностическая карта мониторинг результативности обучения
32
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Электроника»
Показатели
(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

I. Теоретическая
Соответствия
-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем /
подготовка
теоретических знаний объема знаний, предусмотренных программой);
обучающихся:
обучающегося
про- - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет
1.1 Теоретические
граммным
требова- более 1/2);
знания (по основным ниям.
-максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь
разделам учебного плана
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
программы)
конкретный период);

Методы

Возможное
кол-во
баллов

диагностики

1

Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос

2
3

Предметные результаты

1
1.2 Владение
специальной терминологией Осмысленность
и
правильность
использования
специальной терминологии

II. Практическая
подготовка ребенка:
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по основным разделам
учебного плана программы)
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.

2.3. Творческие
навыки

Соответствие практических умений и
навыков программным требованиям.

Отсутствие затруднений в
использовании специального оборудования и оснащения.

Креативность в выполнении практических заданий

-минимальный уровень (ребенок, как правило избегает
употреблять специальные термины);
- средний уровень (ребенок сочетает специальную
терминологию с бытовой);
-максимальный уровень (специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием).

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем
1/2 предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень (объем усвоенных умений и навы
ком
- максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.)

2
3

1
2
3

-минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
- средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога);
-максимальный уровень (работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

1

-начальный (элементарный) уровень развития

1

креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь
простейшие практические задания педагога);
-репродуктивный уровень (Выполняет в основном
задания на основе образца);
-творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

2

2
3

3

Контрольное
задание

33

Сводная диагностическая таблица по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Электроника»
За 20 - 20__ учебный год
Наименование модуля
Группа №
№

Ф.И.О. ребенка

I. Теоретическая подготовка обучающихся:

II. Практическая подготовка ребенка

Теоретические знания (по Владение

спе- Практические умения Владение

спе-

Творческие

основным разделам
циальной
образовательного модуля) минологией

тер-

обои

навыки

и навыки,
предусмотренные

циальным
рудованием

программой (по

оснащением.

основным разделам
образовательного
модуля)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Минимальный уровень 1 балл
Средний уровень 2 балла
Максимальный уровень 3 балла

34

Учебно-методический комплекс к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Электроника»
№ Модуль/ тема программы

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Модуль 1. «Занимательные науки»
1.

Современная электроника

Мультимедийное оборудование.
Статья https://procompsoft.ru/stati/elektronika-i-sovremennyeПроектор. Компьютер.
ustrojstva.html
2.https://zen.yandex.ru/media/id/5d6c539a4735a600adbdd40c/20-tehnologii- Сеть Интернет.
buduscego-kotorye-izmeniat-mir-v-blijaishie-30-let5d6d05b30ef8e700ad04513b
3. https://go-radio.ru/technology.html
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Электроника

2.

Электричество

Статья https://wiki2.net/Электричество
2. https://diodov.net/chto-takoe-elektrichestvo-i-kak-ono-voznikaet/
3. https://venusian.ru/elektrichestvo/

Мультимедийное оборудование.
Проектор. Компьютер.
Сеть Интернет.

3.

Постоянный ток

Статья. https://ru.wikipedia.org/wiki/Постоянный_ток
2. https://zaochnik.com/spravochnik/fizika/postojannyj-elektricheskijtok/postojannyj-elektricheskij-tok-opredelenie/

Мультимедийное оборудование.
Проектор. Компьютер.
Сеть Интерне.

4.

Переменный ток

Статья https://ru.wikipedia.org/wiki/Переменный_ток
2. https://meanders-ru.turbopages.org/s/meanders.ru/peremen_tok.shtml

Мультимедийное оборудование.
Проектор. Компьютер.
Сеть Интерне.

5.

Источники питания

Статья https://ru.wikipedia.org/wiki/Источник_питания
2. https://helpiks.org/9-31327.html
3. https://eltechbook.ru/blok_pitanija.html
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зарядное_устройство
5. https://tehpribory.ru/glavnaia/oborudovanie/zariadnoe-ustroistvo.html

Мультимедийное оборудование.
Проектор. Компьютер.
Сеть Интерне.

35

6.

Измерительные приборы

7.

Проводники

8.

Диэлектрики

Статьи https://ru.wikipedia.org/wiki/Измерительный_прибор
2. https://suplicio.ru/sredstva-izmerenij/498-izmeritelnye-pribory.html
3. https://vse-elektrichestvo.ru/elektromontazh/kipia/vidy-kontrolnoizmeritelnyx-priborov.html
4.Видеоурок
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=qSGlSnsF6QA&featur
e=emb_logo
Статья https://ru.wikipedia.org/wiki/Проводник_(физика)

Мультимедийное оборудование.
Проектор. Компьютер.
Сеть Интерне.

Мультимедийное оборудование.
Проектор. Компьютер.
Сеть Интерне.

2. https://zen.yandex.ru/media/energofiksik/chto-takoe-provodnikpoluprovodnik-i-dielektrik-soglasno-zonnoi-teorii5c11422a220e2000ab355e80
3. https://blog.tutoronline.ru/luchshie-provodniki-jelektricheskogo-toka
4. Видеоурок
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=BenC3uXVVaQ&featu
Мультимедийное оборудование.
Статья https://ru.wikipedia.org/wiki/Диэлектрик
Проектор. Компьютер.
re=emb_logo
2. https://zaochnik.com/spravochnik/fizika/elektricheskoe-pole/dielektriki/
Сеть Интерне.

9.

Виды электрических схем

10. Схематическое
изображение деталей

https://220.guru/electroprovodka/provoda-kabeli/elektroizolyacionnyematerialy.html
3. Видеоурок
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2391775086839394090&url=http%3
A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DIicsGFTd5YU&text=%D0
Мультимедийное оборудование.
Статья https://ru.wikipedia.org/wiki/Электрическая_схема
Проектор. Компьютер.
%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%
2. https://samelectrik.ru/kakie-byvayut-elektricheskie-sxemy.html
Сеть Интерне.
D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B8%D1%8D%D0%B
3. https://tyt--sxemi-ru.turbopages.org/s/tyt-sxemi.ru/chitat-ehlektricheskieB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8.%20
skhemy/
Мультимедийное оборудование.
Статья
https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронные_компоненты
%20%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%2010%20
Проектор. Компьютер.
2.
http://www.radiochip.ru/fabrra/det1.html
%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=sharelink
Сеть Интерне.
3. https://zen.yandex.ru/media/id/5edd0a4d722cbb13baea52cd/osnovnyeelementy-elektroniki-i-ih-oboznachenie-na-sheme5ee28ffab0200314ab97f25c

36

11. Техника безопасности

12. Инструменты

13. Приемы монтажа

14. Сборка электрических схем

Статья https://diy.obi.ru/articles/tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-selektrichestvom-20875/
2. https://rusenergetics.ru/novichku/texnika-bezopasnosti-elektrika-pri-r
3. https://svarkaipayka.ru/oborudovanie/payalniki/tehnika-bezopasnosti-prirabote-s-payalnikom.html
Статья
https://svaring.com/soldering/instrumenty/oborudovanie-dlja-pajki
2. https://www.ixbt.com/live/topcompile/podborka-poleznostey-dlya-payki-iremonta-elektroniki.html
3. https://masterkit.ru/blog/lessons/urok-1-instrument-radiolyubitelya
Статья https://zen.yandex.ru/media/id/5b2e9e4e3acfb800a8af7382/kakpravilno-paiat-paika-dlia-nachinaiuscih-5b3b3deb04251900aa53224a
2. Видеоурок
https://www.youtube.com/watch?v=YBewGUkwWfk&feature=emb_logo
3. https://www.youtube.com/watch?v=ng_PM9tNJRg
Сборка
схем проводится на базе электронного конструктора «Знаток»

Мультимедийное оборудование.
Проектор. Компьютер.
Сеть Интерне.

Мультимедийное оборудование.
Проектор. Компьютер.
Сеть Интерне.

Мультимедийное оборудование.
Проектор. Компьютер.
Сеть Интерне.

Мультимедийное оборудование.
Проектор. Компьютер.
Сеть Интерне.
Электронный конструктор «Знаток»

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».