Компьютерная грамотность 36ч. 2 модуль ЭП

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
Принята на
педагогическом/методическом совете
МБУДО «СЮТ»
Протокол № 4 от 28.05.2024 г Егорова

Дарья
Александ
ровна

Утверждаю
Приказ № 79 от 28.05.2024
Директор МБУДО «СЮТ»
__________ Д.А. Егорова

Подписан: Егорова Дарья Александровна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""",
СНИЛС=13845218165,
ИНН=340960448770,
E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья
Александровна, SN=Егорова,
CN=Егорова Дарья Александровна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-05-28 16:50:39
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 36 часов (2 модуль) (4,5 месяца, 19 недель)
Возрастная категория: 7 до 17 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID- номер Программы в Навигаторе: 66647

Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
Плутова Дарья Валерьевна

г. Приморско-Ахтарск
2024 год
1

Содержание
Нормативно-правовая база

3

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Направленность
1.2.

3

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

3

1.3. Формы обучения

5

1.4. Режим занятий

5

1.5. Особенности организации образовательного процесса

6

1.6. Цель и задачи программы

8

1.7. Учебный план

9

1.8. Содержание учебного плана
1.9. Планируемые результаты
Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2

Календарный учебный график

12

2.1 Раздел программы «Воспитание»

17

2.2. Условия реализации программы

18

2.3. Формы контроля и аттестации

19

2.4. Оценочные материалы

20

2.5.

Методические материалы

21

Список литературы

21

2

Введение
Компьютерная
грамотность-освоение
базовых
технических
особенностей стандартных компьютерных программ.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовой базой создания программы послужили
следующие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р (в редакции от 15.05.2023г).
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания
президиума при Президенте РФ.
4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 года.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №
996-р.
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва,
2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года.
8. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей
и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06-545
«О направлении информации» (Информационно-методическое письмо
об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации
дополнительных общеобразовательных программ)
10. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа
2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам”
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
3

13. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий”
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от «5» мая 2018г. № 298н «Профессиональный стандарт педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
15. Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023
г. № 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере
образования при формировании государственного социального заказа на
оказание государственных услуг на территории Краснодарского края»
16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3
сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от
21 апреля 2023 г.)
17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
18. Краевые методические рекомендации по проектированию
общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год).
Цели,
содержание
и
условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в
следующих нормативных документах:
1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа утверждается локальным нормативным правовым актом
Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов,
оценочных и методических материалов.
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на
Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом
руководителя учреждения.

4

РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность» имеет техническую направленность.
1.2. Актуальность программы, новизна, педагогическая
целесообразность, отличительные особенности
Новизна. Программа спроектирована с учетом образовательных
потребностей социума и готовит обучающихся к программно-технической
деятельности. Новизна программы заключается в том, что знания по теории
основ компьютерной грамотности учащиеся получают в контексте
практического применения, т.е программа дает возможность детям
школьного возраста стать уверенным пользователем персонального
компьютера. Практически на каждом занятии обучающиеся выполняют
технические и творческие задания.
Учебная деятельность обучающихся в области технического творчества
начинается с ознакомления и овладения начальных знаний работы
с компьютером. Компьютерные понятия вводятся и закрепляются во время
выполнения практических работ обучающимися.
Актуальность программы. Программа обусловлена тем, что
в настоящее время современные тенденции требуют более раннего внедрения
изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
Необходимо помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти
знания на практике.
Педагогическая целесообразность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность» объясняется тем, что предлагаемые
в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность,
преемственность, результативность); формы (групповое и индивидуальное
обучение; занятия, беседа, практическое занятие, выставка и т.д.) и методы
обучения
(словесный,
наглядный,
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, игровой, практический); методы контроля и управления
деятельностью детей (анализ результатов занятий, конкурсов и др.)
и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, мотивация и др.);
средства обучения доступные для детей (необходимые наглядные материалы)
действенны в формировании и развитии и умений, обучающихся создавать
конструктивный образ, а используемые приемы и методы воспитания
способствуют формированию гражданского сознания и морально - этических
норм поведения, воспитания положительного отношения к людям их
культуре, традициям.
Отличительная особенность данной образовательной программы
заключаются в том, что программные средства, используемые в программе,
5

обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже
второкласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что
позволяет легко и быстро их освоить.
Так как программы строятся по логическим законам, возможна
организация разнообразной, интересной обучающимся деятельности
с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными
указаниями, на что обратить внимание.
Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок
индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает
индивидуальный подход к каждому ребенку. В качестве базового стандарта
программного обеспечения рассматриваются: текстовый редактор WORD;
графический редактор PAINT; POWERPOINT; электронные таблицы EXCEL.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического
опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих
способностей, умения создавать проекты. Программа позволяет использовать
и нетрадиционные формы работы.
На занятиях большую роль играет демонстрационный материал,
который представлен в виде презентаций. Наглядный материал в виде
презентаций готовят и сами учащиеся. Это позволяет развивать у учащихся
творческие способности, умение работать коллективно, умение работать
с разными источниками информации, выступать перед аудиторией,
отстаивать свою точку зрения, защищая свои проекты.
Адресат программы В объединение входят дети в количестве
10 человек, состав группы разновозрастной от 7 до 17 лет, уровень
предварительной подготовки - не имеют или начальный, уровень
образования: дошкольное или начальное общее.
Начало школьного обучения (7-9 лет) означает переход от игровой
деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного
возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
Основной, ведущей деятельностью становится обучение, а это
серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий
ребёнка,
мобилизации
внимания,
интеллектуальной
активности,
самоограничений.
Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании
и учете психологических особенностей младших школьников в обучении
и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми,
используя различные игры, задания, упражнения.
Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте
- от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято
называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление
независимости детей от взрослых, негативизм - стремление противостоять, не
6

поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам
взрослых. Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил
бы на все его сомнения. Занятия в объединении помогут обучающимся найти
себя, поверить в свои силы и возможности.
Дети 13-17 лет проявляют тревогу, беспокойство, дискомфорт, ссоры
со сверстниками, эгоцентризм, закрытость, нежелание и неумение говорить о
себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром
спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки
проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически
переживают ситуации невключенности в группу сверстников, бравируют
своей независимостью. Занятия с педагогом в объединении помогут ребятам
расширить мир их увлечений, проявлять способность понимать,
сочувствовать, корректно выражать свои эмоции, радоваться своим и чужим
победам.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья
характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или
раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании.
При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения
задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное
беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать
и гримасничать.
Программа «Компьютерная грамотность» составлена таким образом,
что позволяет поддержать выявление одарённых и мотивированных детей и
создать условия для их дальнейшего совершенствования. Поэтому, не
зависимо от предмета и источника одарённости ребёнка программа
ориентирована
на
формирование
навыков
самоорганизации
и самоуправления, достижение самостоятельно поставленных целей и задач.
Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование,
направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной
деятельности.
Форма обучения: очная. В программе предусмотрено использование
дистанционных
и
комбинированных
форм
взаимодействия
в образовательном процессе.
Режим занятий:
Запланированное количество часов для реализации программы - 36
часов, 4,5 месяца, 18 недель.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий- 45 минут.
Перерыв - 15 минут.
Наполняемость группы: до 10 человек
Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень освоения программы - ознакомительный.
7

Сроки реализации программы «Компьютерная грамотность» - 36 часов,
4,5 месяца, 18 недель.
Регламент образовательного процесса: занятия в учреждении могут
начинаться не ранее 9.00 часов и заканчиваться не позднее 20.00 часов.
Продолжительность учебной недели - 5 дней.
Занятия в учебных группах дошкольников составляют 30 минут, (в
дошкольных образовательных учреждениях допускается корректировка
продолжительности занятий в соответствии с режимом работы Учреждения),
15 минут перерыв и снова 30 минут занятий.
Для учащихся 7 лет продолжительность занятия составляет 35 минут.
Для учащихся 8-18 лет продолжительность занятия составляет 45 минут,
перерыв между занятиями - 15 мин.
В смешанных разновозрастных группах продолжительность занятий
корректируется педагогом с учетов возрастных особенностей учащихся.
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором
МБУДО «СЮТ».
1.2. Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста
или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся
основным составом объединения; состав групп постоянный.
Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием
в мероприятиях, выставках; могут быть включены дополнительные задания:
соответствующие тематике определенной выставки или конкурса; при работе
над междисциплинарными проектами. Некоторые из заданий (по выбору
педагога или обучающихся) могут быть изменены в ходе экспериментальнопоисковой работы. При организации образовательного процесса педагог
учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая
активность, предпочтения детей и т.д.).
При возникновении обоснованной необходимости, например, в период
режима «повышенной готовности», программа «Компьютерная грамотность»
может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с
использованием электронного обучения.
Занятия могут иметь различные формы проведения: беседа,
практическое занятие, мастер-класс.
Структура практического занятия:
1.Оргмомент (1 мин.)
2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.)
3.Изучение нового материала (5 мин.)
4.Пробные упражнения (2 мин.)
5.Выполнение практического задания (20 мин.)
6.Подведение итогов (5 мин.)
Структура комбинированного занятия:
1.Оргмомент (1 мин.)
8

2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа,
устный опрос) (3 мин.)
3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.).
4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.)
5. Упражнения по образцам (5мин.)
6. Самостоятельная работа (20 мин.)
7. Подведение итогов (2 мин.)
8. Домашнее задание (1 мин.)
Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные
формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено
использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические и
семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, тренинги
и т.д.
При возникновении обоснованной необходимости, например, в период
режима «повышенной готовности», программа «Компьютерная грамотность»
может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с
использованием электронного обучения.
Условия
приема
учащихся:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/.
Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится входящая
диагностика, с целью выявления уровня готовности ребенка и его
индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков,
мотивации для занятий).
Доступность программы для различной категорий учащихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность» можно использовать в работе с детьми с ОВЗ
посредством разработки индивидуального образовательного маршрута,
обеспечивающим освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми
проводится разработка индивидуального образовательного маршрута,
обеспечивающие освоение образовательной программы на основе
индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей.
При реализации программы «Компьютерная грамотность» допускается
применение электронного обучения и использование дистанционных
образовательных технологий.
Использование дистанционных и (или) комбинированных форм
реализации программы
При реализации данной программы предусмотрено использование
9

дистанционных
и
(или)
комбинированных
форм
организации
образовательного процесса:
-индивидуальная;
-групповая.
Виды занятий:
- видео-занятие в записи;
-мастер-класс;
-презентации с текстовыми и голосовыми комментариями;
-консультации.
Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями
СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При реализации данных форм обучения будет использоваться
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть
«ВКонтакте».
При реализации программы возможно сетевое взаимодействие в рамках
проведения совместных специализированных мероприятий. Сетевыми
партнерами являются образовательные организации, с которыми заключен
договор о сотрудничестве.
Виды проведения сетевого взаимодействия:
- семинары, консультации;
- мастер-классы;
- образовательные проекты;
- совместные выставки и т.д.
Социально-экономический эффект программы
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Компьютерная
грамотность» включает в себя несколько аспектов:
1. Развитие компьютерной грамотности обучающихся повышает
их интерес к науке и технике, что способствует формированию будущих
кадров в сфере высоких технологий.
2.Программа способствует расширению представлений об
информационном пространстве, защите персональных данных, соблюдению
приватности в социальных сетях и т.д. развитию пространственного
мышления, креативности, развивает умение работать в команде.
1.6. Цель и задачи программы.
Задачи программы:
Цель: создание условий для формирования и развития творческих
способностей учащихся, социально значимых ценностно-смысловых
установок, развитие способности к творческому самовыражению
и самореализации через теоретическое и практическое знакомство
с компьютером.
10

Образовательные (ориентированы на предметный результат):
- познакомить учащихся с основными свойствами информации,
научить их приёмам организации информации и планирования деятельности,
в частности и учебной, при решении поставленных задач;
-дать учащимся представления о современном информационном
обществе, информационной безопасности личности и государства;
-дать учащимся первоначальное представление о компьютере и
современных информационных и коммуникационных технологиях;
-научить учащихся работать с программами WORD Pad, PAINT,
POWERPOINT;
-сформировать эмоционально-положительное отношение к
компьютерам.
Развивающие (ориентированы на метапредметный результат):
-развивать образное мышление, фантазию, творческие способности,
внимание;
- повышать общий интеллектуальный уровень;
-способствовать обогащению навыков общения и умений совместной
деятельности;
- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.
Воспитательные (ориентированы на личностный результат):
- прививать интерес к техническому творчеству;
- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;
-воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость,
внимательность.
1.7.Учебный план программы
№

Наименование раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория Практика

3

Модуль:2 «Практическая часть программы»
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2
2
Знакомство детей с целями и задачами
объединения, демонстрация изделий.
Создание творческих рисунков,
12
10
авторских поздравлений при помощи
Paint.
Работа с браузером. Интернет для детей.
10
12

4

Работа с уandex программами.

10

10

5

Подведение итогов.
Выставка творческих работ.
Итого

2

2

1

2

36

11

2

34

Формы
аттестации/контро
ля
Входная
диагностика
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Творческая выставка
Итоговая диагностика

Индивидуальный образовательный маршрут - образовательная
программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося,
направленная на развитие его индивидуальных способностей. В
нормативных документах, посвященных модернизации российского
образования, ясно выражена мысль о необходимости смены образования с
получения знаний к формированию универсальных способностей личности,
основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение
этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса,
что вполне осуществимо при обучении по индивидуальным образовательным
маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося является не
только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать
важные педагогические задачи:
-поддерживать высокую мотивацию учащегося для занятий;
-поощрять активность и самостоятельность ребенка, расширять
возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
-формировать умение учиться-ставить цели, планировать и
организовывать собственную деятельность;
-содействовать индивидуализации воспитания и образования учащихся;
-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для
социализации.
Работа по индивидуальному образовательному маршруту в МБУДО
«СЮТ» строится в соответствии:
- с локальным актом
-положением о индивидуальном образовательном маршруте учащегося.

12

Индивидуальный образовательный маршрут (ОВЗ)
№

1

2

3

Наименование раздела, темы

Количество часов
Всего
Теори Практик
я
а

Модуль:2 «Практическая часть программы»
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2
2
Знакомство детей с целями и задачами
объединения, демонстрация изделий.
Создание творческих рисунков,
12
10
авторских поздравлений при помощи
Paint.
Работа с браузером. Интернет для
10
12
детей.

4

Работа с уandex программами.

10

10

5

Подведение итогов.
Выставка творческих работ.
Итого

2

2

36

2

Формы
аттестации/контроля
Входная диагностика

Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Творческая выставка
Итоговая диагностика

34

*ИОМ может быть разработан для разных категорий обучающихся с ООП в соответствии со
специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием психического
и соматического здоровья, а также с учётом реальных возможностей учреждения дополнительного
образования.
Индивидуальный образовательный маршрут (талантливые дети)
№

1

2

3

Наименование раздела, темы

Количество часов
Всего
Теори Практик
я
а

Модуль:2 «Практическая часть программы»
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2
2
Знакомство детей с целями и задачами
объединения, демонстрация изделий.
Создание творческих рисунков,
12
10
авторских поздравлений при помощи
Paint.
Работа с браузером. Интернет для
10
12
детей.

4

Работа с уandex программами.

10

10

5

Подведение итогов.
Выставка творческих работ.
Итого

2

2

36

2

Формы
аттестации/контроля
Входящая диагностика

Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Наблюдение
Текущий контроль
Творческая выставка
Итоговая диагностика

34

В программу могут вноситься необходимые коррективы, может
изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их
последовательность.

13

1.8. Содержание учебного плана
1.Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство
детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий (2 ч.)
2. Создание творческих рисунков, авторских поздравлений при помощи
Paint. (12 часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
Практическая работа: освоение основных функций программы,
создание рисунков, замена цвета, выбор дизайна изображения; создание
несложных работ с применением программ.
3.Работа с браузером. Интернет для детей. (10 часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
Практическая работа: демонстрация видов браузера и их возможностей,
способы подключения компьютера к интернету; выполнение задание
педагога.
4.Работа с уandex программами. (10 часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
Практическая работа: наглядный показ функций программ; выполнение
задание педагога.
5.Создание интеллектуальной викторины. Опросников. Тестов. (10 часов)
Теоретическая часть: не предусмотрена.
Практическая работа: демонстрация и освоение программ для создания
тестов, опросов и викторин; выполнение задание педагога.
6.Scratch программирование. (10 часов)
Теоретическая часть: наглядный показ функций программ.
Практическая работа: Выполнение задание педагога.
7.Итоговое занятие. Подготовка и проведение показ творческих презентаций.
(2 часа)
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-развитие интереса к техническому творчеству;
-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других;
- формирование уверенности в собственных силах.
Предметные результаты:
- знание терминологии, используемой при обучении;
- умение соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- освоение технологии создания графических изображений;
- умение создавать презентации и текстовые документы;
- умение провести самоанализ своей работы;
1.9.

14

Метапредметные результаты освоения образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель своей деятельности с
помощью педагога;
- умение проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться отличать выполненное задание от неверного;
- умение работать индивидуально и в группе.
Познавательные УУД:
-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью педагога;
- развитие творческого мышления;
- развитие навыка решения нестандартных задач.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

15

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических
включающий формы аттестации»

условий,

Календарный учебный график
Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждой
учебнойгруппы.

16

№
п/п

Дата
Модули, разделы и темы занятий
занятия

Кол-во
часов

1. Практическая часть программы

Время Форма
прове занятий
дения
занят
ий

Место
проведения
занятий

Форма
контроля

36

Введение в образовательную программу.
Инструктаж по ТБ. Знакомство детей
с целями и задачами объединения,
демонстрация изделий.
Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

2

Учебное занятие

Беседа, опрос

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

2

Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

2

Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

2

Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

2

Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

2

Создание творческих рисунков, авторских
поздравлений при помощи Paint.

1

2

17

3

Работа с браузером. Интернет для детей.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

3

Работа с браузером. Интернет для детей.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

3

Работа с браузером. Интернет для детей.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

3

Работа с браузером. Интернет для детей.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

3

Работа с браузером. Интернет для детей.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

4

Работа с уandex программами.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

4

Работа с уandex программами.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

4

Работа с уandex программами.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

4

Работа с уandex программами.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

18

4

Работа с уandex программами.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

5

Подведение итогов.
Показ творческих презентаций.

2

Практическое
занятие

Текущий
контроль,
наблюдение

11

Итого

36

19

2.1. Раздел программы «Воспитание»
План воспитательной работы
Цель: формирование уверенности у обучающихся в преодолении
трудностей в учебе и профессионального определения.
Задачи:
- прививать интерес к науке и технике своей Родины, края, района;
-создать
условия
для
интеллектуального,
эстетического,
коммуникативного, самовыражения личности обучающихся;
- прививать основы информационной безопасности;
-воспитывать
в
детях
взаимоуважение
(взаимопомощь,
взаимоотношения, доброе отношение друг к другу);
- развивать активную жизненную позицию обучающихся.
Планируемые методы и формы воспитания:
-диспут, дискуссия, соревнования, ситуационная игра;
-игровые технологии;
-гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Организационные условия:
-создание дружелюбной атмосферы;
-обеспечение психологического комфорта;
-поддержка индивидуальности;
-повышение мотивации;
-вовлечение родителей (законных представителей);
-поддержка позитивного общения.
Календарный план воспитательной работы
№

Название раздела, темы

п/
п

Сроки
проведен
ия

Форма проведения

1

Создание творческих рисунков,
авторских поздравлений при
помощи Paint.

Январь

Диспут: «Почему российские программисты
лучшие?»
Предложить работы в парах для обмена
полученного опыта

2

Работа с браузером. Интернет для
детей.
Работа с уandex программами.

Февраль

Беседа: «Информационная безопасность».

Март

Информационная пятиминутка: «Программист
Аркадий Волож. Путь создания Яндекса»
Предложить работы в парах для обмена
полученного опыта

Создание интеллектуальной
викторины. Опросников. Тестов.

Апрель

Беседа: «Военные и гражданские
программисты-отличия и сходства»
Предложить работы в парах для обмена
полученного опыта.
Предложить самостоятельно выбрать тему для
создания опросников, тестов, викторин.

3

4

21

Планируемые результаты реализации программы воспитания
Планируемые результаты реализации программы воспитания
-развитие интереса к науке и технике своей Родины, края, района;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
- оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и
общие интересы
- знать основы информационной безопасности.
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Освоение программы требует наличия учебного кабинета. Помещение
кабинета
должно
удовлетворять
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью, необходимой для организации занятий, хранения и
показа, и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к
уровню подготовки обучающихся.
В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями,
умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для
успешного учебного процесса в наличии имеются:
- помещение (кабинет);
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья;
- компьютер;
- проектор;
- канцелярские принадлежности;
-учебная доска;
Для реализации данной программы имеются инструменты
и материалы для компьютерной грамотности, а именно:
- канцтовары (ручки, карандаши, линейки, текстовыделители);
- тетрадь в клетку (для записи конспекта);
Информационное обеспечение: схемы, образец готовой работы,
книги, журналы, подборки рисунков, фотографий, видео, интернет
источники (ВК - сферум, ВК)
Интернет-источники:
- https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Краснодарского края
- https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования
детей Краснодарского края»
22

- http://knmc.kubannet.ru/Краснодарский НМЦ
- http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы
дополнительного образования
- http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр
- http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном
внешкольном образовании
Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий
осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его
должностных обязанностей. Педагог дополнительного образования имеющей
профессиональное высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки" или высшее образование либо
среднее профессиональное образование в рамках направления подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования
при
условии
его
соответствия
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе (Профессиональный
стандарт №513).
Образование (профессиональная переподготовка, курсы повышения
квалификации, направленность (профиль) должно соответствовать
направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому курсу,
дисциплине (модулю).
2.3.Формы контроля и аттестации
Контроль за освоением краткосрочной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой «Компьютерная
грамотность» предусматривает ведение текущего контроля, итоговая
аттестация предусматривается. По окончанию обучения ребята
предоставляют творческие презентации.
Оценка образовательных результатов, учащихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный
характер.
Для оценки результативности применяется входной, текущий,
промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль: диагностика имеющихся знаний и умений
обучающихся.
Формы оценки: устный опрос, собеседование.
Текущий контроль: наблюдение, помощь учащимся.
Форма оценки: выполнение практических заданий различных уровней
сложности; умение использовать приобретенные знания на практике.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и
выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня (районных и
городских).
23

Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время
обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение
комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой
предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам
использованием различных материалов.
Формы отслеживания образовательных результатов: беседа,
наблюдение, текущий контроль, тесты, конкурсы, открытые и итоговые
занятия, олимпиады, конкурсы.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы,
протоколы диагностики, фото, свидетельство (сертификаты).
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: отчеты, олимпиады, конкурсы.
Время проведения
По факту зачисления в
объединение
В течение учебного
процесса

В конце каждого
образовательного
модуля (с занесением
результатов в
диагностическую карту)

Цель проведения

Формы мониторинга

Начальная или входная диагностика
Диагностика стартовых
Беседа, опрос, тестирование.
возможностей
Текущий контроль
Определение степени усвоения
Педагогическое наблюдение,
учащимися учебного материала. устный опрос, викторины,
Определение готовности детей к конкурсы, олимпиады,
восприятию нового материала.
самостоятельная работа и т.д.
Повышение ответственности и
заинтересованности в обучении.
Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения.
Итоговая диагностика
Определение степени усвоения
Творческая работа,
учебного материала.
презентация творческих
Определение результатов
работ, тестирование.
обучения.

2.4.Оценочные материалы
Система контроля знаний и умений учащихся представляется в
виде учёта результатов по итогам выполнения заданий. Мониторинг
осуществляется педагогом дополнительного образования преимущественно
на основе наблюдений во время образовательной деятельности, результаты
которого обобщаются по окончанию программы и фиксируются в
диагностической карте.
2.5.Методические материалы.
Для обучения собран весь необходимый обучающий материал, как для
педагога, так и для обучающихся, а именно:
24

- информационная и справочная литература по технике выполнения
различных методов низания и плетения из бисера;
- наглядные пособия по темам;
- образцы готовых работ;
- инструкции по технике безопасности;
-индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (конспект,
видеоролики, фото и т.д.);
-электронные презентации.
В процессе реализации программы используются:
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- игровой;
- частично-поисковый;
- объяснительно иллюстрированный;
- методы мотивации и стимуляции обучающего контроля;
- познавательная игра, экскурсии.
Технологии обучения:
- индивидуализация обучения;
- групповое обучение;
- развивающее обучение;
-здоровьесберегающая технология.
Формы организации учебного занятия:
-беседа;
-встреча с интересными людьми;
-диспут;
-мозговой штурм;
-посиделки;
-практическое занятие;
-экскурсия;
-соревнование.
В
процессе
обучения
учитывается
последовательность
и
систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии
личности.
Теоретические занятия могут проходить в дистанционном формате.
Алгоритм учебного занятия:
Организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

25

Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
Основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного
запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при
усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые
активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми
самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
Контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их
коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и
задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского).
Список литературы
Список литературы, использованной педагогом при написании
образовательной программы:
1. Авторская программа Горячева А. В. (Сборник программ
«Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.:
Баласс, 2011).
2. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики».
Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009
год.
3. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва,
«Просвещение. Учебная литература», 1997 год. Сборник «Задачи для
развития логики».
26

4. Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва.
Вита-Пресс, 2001год.
5. Левкович О. А. и др. "Основы компьютерной грамотности", Минск.
6. "Microsoft PowerPoint версия 2002", Москва, ЭКОМ, 2004г.
7. Рик Альтман и др. "Microsoft Office PowerPoint 2003", Москва, Питер,
2004г.
Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной
программе:
1.«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
2. Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.:
Издательство МГПУ, 2006
3.Новейшая энциклопедия персонального компьютера: ОЛМАПРЕСС,2003.

27

Сводная диагностическая таблица
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Компьютерная грамотность»
За 20__- 20___ учебный год
Группа №___
№

Ф.И.О. ребенка

I. Теоретическая подготовка учащихся:
Теоретические
знания (по основным
разделам
образовательного
модуля

Владение
специальной
терминологией

II. Практическая подготовка ребенка
Практические умения и
навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
образовательного
модуля)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

28

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением.

Творческие
навыки

Учебно-методический комплекс
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Компьютерная грамотность»
№

Модуль/тема
программы

Дидактические материалы

Техническое
оснащение

Модуль 1. «Вводное занятие. Освоение теоритической части программы с применением наглядными
демонстрациями»
Компьютер. Сеть
Первое знакомство с
Интернет.
https://derudo.ru/ustroystvo_kompyutera.html
ПК. Составные
части ПК
https://sky.pro/media/interfejs-kompyutera-chto-eto-takoe/
Компьютер. Сеть
Ознакомление с
Интернет.
интерфейсом ПК.
Клавиатура. Мышь.
Указатели, стрелка.
Щелчок, двойной
щелчок, создание
папок, копирование
файлов.
Программы Word
Pad, Word, Paint.
Интегрированное
занятие по чтению с
использованием ПК.

https://www.compera-online.ru/articles/howto_pcstudy/pcstudy_lesson_2.html

Компьютер. Сеть
Интернет.

https://videouroki.net/razrabotki/urok-informatiki-tekstovyy-redaktor-wordpad-1.html

Компьютер. Сеть
Интернет.

29

Вырезание,
копирование в Paint
и Word.
Практическая
работа в блокноте,
Word Pad.

https://www.youtube.com/watch?v=eWc72uteniM

Компьютер. Сеть
Интернет.

Программа
Microsoft
PowerPoint.
Создание
презентаций.

https://www.youtube.com/watch?v=6ZvvdILOK40

Компьютер. Сеть
Интернет.

Модуль 2. «Создание и защита авторских проектов полученных
https://www.youtube.com/watch?v=hmrmmPdwO98
Создание

видеороликов при
помощи утилит.
Scratch
программирование.

https://yandex.ru/video/preview/1080313196094747049

30

в ходе освоения практической части»
Компьютер. Сеть
Интернет.
Компьютер. Сеть
Интернет.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».