УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» Принята на заседании педагогического/методического совета от 28.05. 2024 г Протокол № 4 Егорова Дарья Александровн а Подписан: Егорова Дарья Александровна DN: C=RU, S=Краснодарский край, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""", СНИЛС=13845218165, ИНН=340960448770, E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова Дарья Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2024-05-28 16:53:54 Foxit Reader Версия: 9.7.0 Утверждаю Директор МБУДО «СЮТ» Приказ № 79 от 28.05.2024 __________ Д.А. Егорова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАСТЕРОК» Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 36 часов (1 модуль) (4 месяца, 17 недель) Возрастная категория: от 6 до 17 лет Состав группы: до 10 человек Форма обучения: очная Вид программы: модифицированная Программа реализуется на бюджетной основе ID- номер Программы в Навигатор: 66465 Автор - составитель: педагог дополнительного образования Супрун Ирина Викторовна г. Приморско-Ахтарск 2024 год 1 Содержание Нормативно-правовая база 5 Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1. Направленность 1.2. 5 5 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 5 1.3. Формы обучения 6 1.4. Режим занятий 6 1.5. Особенности организации образовательного процесса 6 1.6. Цель и задачи программы 9 1.7. Учебный план 10 1.8. Содержание учебного плана 11 1.9. Планируемые результаты 14 Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий, включающих формы аттестации» 2 Календарный учебный график 15 16 2.1 Раздел программы «Воспитание» 18 2.2. Условия реализации программы 19 2.3. Формы контроля и аттестации 20 2.4. Оценочные материалы 21 2.5. Методические материалы 21 Список литературы 22 2 Введение Начальное техническое моделирование - это первые шаги учащихся в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов, познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений. Нормативно-правовая база Нормативно-правовой базой создания программы послужили следующие документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 14 апреля 2023г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 13 июля 2020г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 4. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. 6. План мероприятий до 2030 года по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. 7. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 года. 9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 3 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва, 2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года. 13. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016). 14. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06545 «О направлении информации» (Информационно-методическое письмо об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации дополнительных общеобразовательных программ) 15. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года. 16. Краевые методические рекомендации по проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год). Цели, содержание и условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в следующих нормативных документах: 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа утверждается локальным нормативным правовым актом Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов. 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом руководителя учреждения. 4 РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования» 1.1. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерок» имеет техническую направленность. 1.2. Актуальность программы, новизна, педагогическая целесообразность, отличительные особенности Новизна программы заключается в интеграции целого ряда учебных предметов таких, как черчение, изобразительное искусство, технология, физика, история, что является средством всестороннего развития способностей детей. Интеграций в программе является не просто сложение знаний по нескольким дисциплинам, а объединение знаний, их систематизация, расширение, что служит основой развития познавательного интереса. Программа дает возможность не только изучить различные виды технического моделирования и способы декорирования, но и применить их на практике, используя комплексно, в своей творческой деятельности. Актуальность программы Начальное техническое моделирование - это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; познавательный процесс формирования у школьников начальных политехнических знаний и умений. В век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (фанера, бросовый материал и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества. Искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом, целью которых является создание условий развития личности через занятия в техническом объединении, и в настоящее время не потеряло своей актуальности. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы на различном материале, доступном детям школьного возраста, можно формировать навыки изобретательского мышления, способность к нестандартным решениям и создавать мотивацию к научнотехническому творчеству. В данной программе учтены знания и умения обучающихся, которые они получают на уроках математики, трудового обучения, рисования, природоведения и на которые надо опираться в процессе занятий начальным техническим моделированием. Отличительная особенность данной программы. В данной образовательной программе включены разделы из программ художественно-эстетической направленности, что содействует успешному участию обучающихся в выставках, конкурсах как технической 5 направленности, так и художественно-эстетической, что способствует разностороннему развитию ребёнка. Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми в возрасте 6-17 лет, с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности. Начало школьного обучения (6-9 лет) означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Основной, ведущей деятельностью становится обучение, а это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения. Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте - от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на все его сомнения. Занятия в объединении помогут обучающимся найти себя, поверить в свои силы и возможности. Дети 13-17 лет проявляют тревогу, беспокойство, дискомфорт, ссоры со сверстниками, эгоцентризм, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников, бравируют своей независимостью. Занятия с педагогом в объединении помогут ребятам расширить мир их увлечений, проявлять способность понимать, сочувствовать, корректно выражать свои эмоции, радоваться своим и чужим победам. Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения 6 задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать. Программа «Мастерок» составлена таким образом, что позволяет поддержать выявление одарённых и мотивированных детей и создать условия для их дальнейшего совершенствования. Поэтому, не зависимо от предмета и источника одарённости ребёнка программа ориентирована на формирование навыков самоорганизации и самоуправления, достижение самостоятельно поставленных целей и задач. Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). 1.3. Форма обучения Форма обучения очная. В программе предусмотрено использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе. Так же программа пригодна для использования в сетевой и комбинированной формах реализации. 1.4. Режим занятий Запланированное количество часов для реализации программы - 2 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий для детей 6-17 лет не более 45 минут. Между занятиями предусмотрен перерыв не более 10 минут. Наполняемость группы: до 10 человек. Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень освоения программы - ознакомительный. Сроки реализации программы «Мастерок» - 36 часов. 1.5. Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения; состав групп постоянный. Разделы программы взаимосвязаны друг с другом и объединены единой целью дополнительной образовательной общеразвивающей программы. Содержание каждого раздела формируется с учетом сохранения преемственности образовательных частей. В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному. 7 Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в конкурсах, выставках и т.д.; могут быть включены дополнительные задания. Некоторые из заданий (по выбору педагога или обучающихся) могут быть изменены в ходе экспериментально-поисковой работы. При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей и т.д.). Большинство предлагаемых поделок рассчитано на одно занятие. Работа над изделием, которая не может быть выполнена за одно занятие, учащиеся могут закончить самостоятельно дома или продолжить её на следующих занятиях. Материал, форма, конструкция, технология изготовления поделок соответствуют конкретной теме, задачам и возрасту учащихся. Занятия могут иметь различные формы проведения: беседа, практическое занятие, мастер-класс. Структура практического занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.) 3.Изучение нового материала (5 мин.) 4.Пробные упражнения (2 мин.) 5.Выполнение практического задания (20 мин.) 6.Подведение итогов (5 мин.) Структура комбинированного занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа, устный опрос) (3 мин.) 3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.). 4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.) 5. Упражнения по образцам (5мин.) 6. Самостоятельная работа (20 мин.) 7. Подведение итогов (2 мин.) 8. Домашнее задание (1 мин.) При возникновении обоснованной необходимости, например, в период режима «повышенной готовности», программа «Мастерок» может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения. Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, тренинги и т.д. Условия приема учащихся: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется 8 через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/. Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). Доступность программы для различной категорий учащихся Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мастерок», можно использовать в работе с детьми с ОВЗ посредством разработки индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающим освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми проводится разработка индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающие освоение образовательной программы на основе индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей. При реализации программы «Мастерок» допускается применение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий. Использование дистанционных и (или) комбинированных форм реализации программы При реализации данной программы предусмотрено использование дистанционных и (или) комбинированных форм организации образовательного процесса: -индивидуальная; -групповая. Виды занятий: - видео-занятие в записи; -мастер-класс; -презентации с текстовыми и голосовыми комментариями; -консультации. Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При реализации данных форм обучения будет использоваться информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть 9 «ВКонтакте». При реализации программы возможно сетевое взаимодействие в рамках проведения совместных специализированных мероприятий. Сетевыми партнерами являются образовательные организации, с которыми заключен договор о сотрудничестве. Виды проведения сетевого взаимодействия: - семинары; - мастер-классы; - образовательные проекты; - консультации и т.д. Социально-экономический эффект программы Социально-экономический эффект от реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерок» включает в себя несколько аспектов: -обеспечение гармоничного, социального, интеллектуального и физического развития обучающихся; -закрепление познавательных принципов, позволяющих в будущем осуществить профессиональный выбор ребенка (эколог); - развитие интереса к снижению загрязнения окружающей среды края, района, страны. 1.6. Цель и задачи программы Цель: создание благоприятных условий для развития устойчивого интереса к снижению загрязнений окружающей среды через формирование глубокого интереса к техническому моделированию и развитие элементарных навыков конструкторского мышления. Задачи программы: Образовательные (ориентированы на предметный результат): -формирование умений и навыков начального технического моделирования и конструирования, умения работать по предложенным инструкциям; -знакомство с элементами художественного конструирования и декоративным оформления изделий; Развивающие (ориентированы на метапредметный результат): -способствовать развитию интереса к технике, конструированию, моделированию; -развитие внимания, памяти, воображения, мышления (логического, творческого); -развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности; -развитие умений организации учебного труда. Воспитательные (ориентированы на личностный результат): -формирование дисциплины труда, коллективизма, культуры общения, толерантности; 10 -формирование качеств творческой личности с активной жизненной позицией; -привитие у учащихся любви к труду. 1.7. № Учебный план Название раздела Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. Понятия о материалах и инструментах. 1 1 - 2 Мастерим бумажный мир 9 1 8 3 8 1 7 9 1 8 5 Конструирование подарков и сувениров Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей Аппликация 8 1 7 6 Итоговая аттестация 1 1 - 36 6 30 4 Итого Форма аттестации/контроля Собеседование Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль Собеседование Наблюдение Текущий контроль Индивидуальный образовательный маршрут (ОВЗ) № Название раздела Всего Теория Практика Форма аттестации/контроля 1 Вводное занятие. Понятия о материалах и инструментах. 1 Собеседование 1 Наблюдение Текущий контроль 2 Мастерим бумажный мир 3 Конструирование подарков и сувениров 11 4 Аппликация 11 5 Итоговая аттестация 12 1 11 Наблюдение Текущий контроль 1 10 Наблюдение Текущий контроль 1 10 Наблюдение Текущий контроль 1 Собеседование 1 Наблюдение Текущий контроль Итого 36 5 31 В программу могут вноситься необходимые коррективы, может изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их последовательность в рамках конкретного модуля. 11 1.8. Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Понятие о материалах и инструментах - 1 ч. Теоретическая часть: Задачи объединения. Показ готовых моделей. Обсуждение плана работы. Правила поведения учащихся во время занятий. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение по рабочим местам. Общие сведения о бумаге. Рассказ о свойствах и применении бумаги, картона, древесины, жести, проволоки и других металлов. Инструменты и способы обработки указанных материалов, назначение инструментов, правила пользования ими, правила техники безопасности. Демонстрация инструментов, применяемых при обработке различных материалов. 2. Мастерим бумажный мир - 9 ч. Теоретическая часть: беседа о свойствах бумаги, рабочие операции с бумагой: сгибание, складывание, сминание, резание, склеивание. Практическая часть: складывание по схемам. 3. Конструирование подарков и сувениров - 8 ч. Практическая часть: изготовление открыток, поделок из коробочек различной формы. Изготовление поделки по образцу. 4. Изготовление поделок, моделей технических объектов из плоских деталей - 9 ч. Теоретическая часть: понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение понятий о геометрических фигурах: различные прямоугольники, треугольники, круг, половина круга и т.д. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Практическая часть: изготовление поделок из плотной бумаги. Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, самолёта, светофора, весов и т.д.) из элементов «Геометрического конструктора» способом манипулирования. Изготовление контурных моделей (якоря, ракеты, самолёта, парохода и т.д.) из картона по образцу, рисунку, шаблону, представлению, воображению и собственному замыслу. 5. Аппликация. 8 ч. Теоретическая часть: беседа «О значении и происхождении слова «аппликация»». Виды аппликации (из волокнистых материалов, бумаги, листьев, ткани, перьев и т.д.). Приемы разметки деталей криволинейной формы по шаблону и на глаз. Приемы разметки нескольких симметричных деталей по половинке шаблона и на гофрированной заготовке. Аппликация торцеванием. Виды мозаичных аппликаций - плоские и выпуклые. Геометрическая и тематическая аппликация на жесткой основе. 12 Практическая часть: изготовление аппликации по замыслу. Выполнение аппликации наложением деталей внахлест, мозаичная аппликация на конверте. 6. Итоговая аттестация - 1 ч. Теоретическая часть: беседа с учащимися 1.9. Планируемые результаты Личностные результаты: - развитие коммуникативной компетентности во взаимодействии с другими и в процессе совместной творческой деятельности; - развитие познавательной активности и любознательности; - развитие навыков последовательных и скоординированных действий. Предметные результаты: -расширение знаний обучающихся об истории родного края, страны; -знание основ начального технического моделирования; -формирование основ укрепления здоровья человека. Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; -различать способ и результат действия. Познавательные УУД: -расширение знаний об особенностях экосистемы родного края; -формирование гражданственности, уважения к Родине; -развитие творческого мышления; -развитие навыка решения нестандартных задач. Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; -умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 13 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» Календарный учебный график Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждойучебнойгруппы 14 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерок» на 202 - 202 учебный год Группа__________________________ Год обучения № п/п Дата начала обучения по программе 01.09.2024 Дата занятия Дата окончания обучения по программе 31.12.2024 Всего учебных недель Тема занятия Модуль 1. «Первоначальные конструкторско - технологические понятия» 1.1 Вводное занятие. Понятие о материалах и инструментах. 1.2 Мастерим бумажный мир Кол-во часов Количество учебных часов Режим занятий 36 1 раз в неделю 2 часа Время проведения занятий Место проведения занятий Форма занятий Форма контроля каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 Беседа Вводная диагностика Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Текущий контроль каб. №4 каб. Практическое занятие Практическое Текущий контроль 36 1ч. 1 ч. 1.3 Мастерим бумажный мир 1 ч. 1.4 Мастерим бумажный мир 1 ч. 1.5 Мастерим бумажный мир 1 ч. 1.6 Мастерим бумажный мир 1 ч. 1.7 Мастерим бумажный мир 1 ч. 1.8 Мастерим бумажный мир 1 ч. 1.9 Мастерим бумажный мир 1 ч. 1.10 Мастерим бумажный мир 1 ч. 15 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20 1.21 1.22 Конструирование подарков и сувениров. Конструирование открыток Конструирование подарков и сувениров. Конструирование открыток Конструирование подарков и сувениров. Конструирование открыток Конструирование подарков и сувениров. Конструирование рамок для фотографий Конструирование подарков и сувениров. Конструирование рамок для фотографий Конструирование подарков и сувениров. Конструирование рамок для фотографий Конструирование подарков и сувениров. Конструирование коробочек для подарка Конструирование подарков и сувениров. Конструирование коробочек для подарка Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей №4 каб. №4 занятие Практическое занятие 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1ч. 16 Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. каб. №4 Практическое занятие Текущий контроль 1 ч. 1.32 Выпуклая аппликация 1 ч. 1.33 Сюжетная аппликация 1 ч. 1.34 Сюжетная аппликация 1 ч. 1.35 Сюжетная аппликация 1 ч. 1.36 Итоговая аттестация 1 ч. каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Теория Текущий контроль 1.31 Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей Аппликация наложение деталей внахлёст Аппликация наложение деталей внахлёст Аппликация наложение деталей внахлёст Выпуклая аппликация 1.23 1.24 1.25 1.26 1.27 1.28 1.29 1.30 Итого 1 ч. 1 ч. 1 ч. 36 ч. 17 Готовое изделие Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Беседа 2.1. Раздел программы «Воспитание» План воспитательной работы Цель: формирование экологических представлений обучающихся через овладение начально - техническим моделированием. Задачи: - прививать интерес к экологическим проблемам своей Родины, края, района; -создать условия для интеллектуального, эстетического, коммуникативного, самовыражения личности обучающихся; - прививать основы культуры труда; -воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу); - развивать активную жизненную позицию обучающихся. Календарный план воспитательной работы № п/п Название раздела, темы Сроки проведения Форма проведения Беседа о безопасном поведении при работе с ножницами. Проведение первичного инструктажа по безопасному поведению. Беседа «Познай самого себя» Информационная пятиминутка: «Понятие ООПТ. Причины появления» Диспут: «Экология начинается с нас» Рассуждение: «Вторичная переработка мусора: сложности, с которыми мы столкнулись» Просмотр презентации: «Как правильно производить раздел мусора» Беседа «Воображение и мышление» Информационная пятиминутка: «Истоки подарков на Кубани» Диспут: «Декорирование сувениров бросовым материалом» Просмотр презентации: «Сувенирные истории Эрмитажа» Предложить самостоятельно выбрать схемы для работы, создать свою. Просмотр альбомов: «Схемы технических объектов из плоских деталей» 1 Вводное занятие. Понятия о материалах и инструментах. сентябрь 2 Мастерим бумажный мир октябрь 3 Конструирование подарков и сувениров ноябрь 4 Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей ноябрь 18 5 Аппликация декабрь Просмотр презентации: «Как сделать собственную схему макета» Рассуждение: «Сделали поделку: дальнейшая судьба?» Беседа по предложенной тематике обучающимися. Предложить работы в парах для обмена полученного опыта Беседа-рассуждение: «Дружба крепкая не сломается…» Беседа: «Вторая жизнь бумаги» Диспут: «Вторичная переработка мусора в России и Японии. Сходства и различия» Планируемые результаты реализации программы воспитания -проявление интереса к экологическим проблемам своей Родины, края, района; - развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия; -формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов; -развитие потребности в самообразовании и творческой реализации; 2.2. Условия реализации программы В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для успешного учебного процесса в наличии имеются: - помещение (кабинет); - качественное электроосвещение; - столы и стулья; - шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; - канцелярские принадлежности; -учебная доска; - книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Для реализации данной программы имеются инструменты и материалы, а именно: - ножницы; - линейка; - лоскуты однотонной ткани разных цветов; - цветной картон или бархатная бумага; - клей ПВА; - краски; - кисточки; - тетрадь в клетку (для зарисовок схем); - ватман; 19 - канцелярские ножи; - шило, кнопки; - скрепки; - бумага писчая; - бумага чертежная; - картон разной толщины; - бумага цветная; - копировальная бумага; - шаблоны, трафареты; - цветные карандаши или фломастеры. Информационное обеспечение: схемы, готовые изделия, книги, журналы, альбомы с образцами, подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их изготовления, видео, интернет источники (ВК – сферум, ВК) Интернет-источники: -https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края -https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» - http://knmc.kubannet.ru/Краснодарский НМЦ -http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования - http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр -http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном внешкольном образовании Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. 2.3. Формы контроля и аттестации Контроль за освоением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Мастерок» предусматривает ведение текущего контроля, итоговая аттестация предусматривается. Форма отслеживания результатов усвоения программы предполагает: - педагогическое наблюдение при выполнении практических приемов обучающимися; - ежедневное краткое подведение итогов; - опрос; - собеседование; - наблюдение; - практическое задание; - ведение журнала посещаемости. 20 Время проведения По факту зачисления в объединение В течение всего учебного процесса В конце учебного года (с занесением результатов в диагностическую карту Цель проведения Начальная или входная диагностика Диагностика стартовых возможностей Текущий контроль Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Педагогическое наблюдение, устный опрос, самостоятельная работа, индивидуальные проекты и т.д. Итоговая диагностика Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения. Формы мониторинга Беседа, опрос, тестирование Педагогическое наблюдение, устный опрос, самостоятельная работа, индивидуальные проекты и т.д. Защита индивидуальных проектов. 2.4. Оценочные материалы. В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований учащихся. В качестве критериев диагностики в программе запланировано применение метода оценки знаний и умений. (Приложение № 1) Мониторинг оценки личностных результатов осуществляется педагогом дополнительного образования преимущественно на основе наблюдений во время образовательной деятельности, результаты которого обобщаются в конце каждого образовательного модуля и фиксируются в диагностической карте (Приложение № 2) Мониторинг метапредметных результатов. Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры: педагогическое наблюдение и анализ выполнения творческих работ (Приложение № 3) 2.5. Методические материалы. Методы обучения: словесные методы обучения, практические методы обучения, метод распознавания и определения признаков. Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочномодульного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии. 21 Формы организации учебного занятия. В соответствии с содержанием учебного плана и поставленным для данного занятия задачами (функциями) определяется вид занятия (диагностическое занятие, вводное занятие, практическое занятие, практикум и т.д.) и выбирается форма организации образовательного процесса (коллективная, групповая, парная, индивидуальная форма или одновременное их сочетание). Дидактические материалы. - различные специализированные пособия, оборудование, чертежи, технические рисунки, плакаты моделей; - инструкционные материалы, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий, наглядный и раздаточные материалы. Алгоритм учебного занятия: Организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). Основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. Контрольный. 22 Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Список литературы для педагога. 1. 1. А.П. Журавлёва, Л.А.Болотина. Начальное техническое моделирование.-М.Просвещение, 1987г. 2. 2.П.Н.Андрианов, М.А.Галагузова и др. Развитие технического творчества младших школьников.М .Просвещение, 1990г. 3. Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. СПб: Сфинкс, 2007г. - 224 с. 4. Энциклопедия, Москва, АСТ-Пресс книга, 2009г. - 224 с.: ил. 5. Журнал «Юный техник» Издательство: "Молодая Гвардия"; 2013 2014 года. 90 с. -: ил. 6. П.Н.Андрианов, М.А.Галагузова и др. Развитие технического творчества младших школьников.М .Просвещение, 1990г. 7. Г.И. Перевертень. Самоделки из различных материалов. М.Просвещение, 1985г. 8. В.В. Выгонов. Воздушные змеи, летающие модели оригами, самолёты. М. Издательский Дом МСП 2004. 9. Джек Ботермэнс. Модели из бумаги. Мир Книги. Москва 2002. 10. Журнал «Дети. Техника. Творчество» 2007-2011. 11. Приложение журнала «Юный техник» - «Левша» 2006-2011. 12. Журнал «Юный техник» 2005-2011. Литература для учащихся 1. Автомобили. М.: Астрель-Аст, 2002. 2. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. Большая энциклопедия изобретений / научно – популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РостэнПресс», 2007. 3. Балдина Н.А., Козлов Б.И., Майоров А.А. Техника вокруг нас / научно - популярное издание ля детей - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2005. 4. Барнби Р. Как сделать и запустить бумажную модель самолета. - М.: Центрополиграф, 2002. 5. Большая детская энциклопедия. - М.: Астрель-Аст,2003. 6. Брандербург Т. Автомобили / Пер. с нем. – М.6 ООО «Астрель-Аст», 2002. 7. Бубровская Н. Рисунки, спрятанные в пальчиках. - М.: Детство пресс, 2003. 8. Данилов А.В., Золотов А.В., Шугуров Л.М. Легковые автомобили. – М.: «Росмэн», 2007. 9. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение". [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/234959/ 10. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – 2-е изд., - М.: 23 Просвещение, 1980. 11. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. – М.: Патриот, 1990. 12. Заворотов В.А. От идеи до модели. Кн. для учащихся. – 2 изд-е, переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 1988. 13. Игнащенко Г.Г. Ребятам о Луне и путешествиях в космос. – Нижний Тагил, МБОУ ДОД Городская станция юных техников, 2011. 14. Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона. Пер. с польского. – Л.: Судостроение,1990. 15. Кординович О.П. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. М.: Энергоатомиздат,1992. 16. Мараховский С.Д. Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. – М.:"Машиностроение". [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/1299313/ 17. Маркуша А.М. Все цвета радуги. - Минск: Народная асвета, 1993. 18. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 2001. 19. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Айрис Пресс Рольф, 2001. 20. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР. [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/670638/ 21. Петрович Н.Т., Цуриков В.М. Путь к изобретению. – М.: Молодая гвардия,1986. 22. Пипер А. Потешные фигурки из всякой всячины. – М.: Айрис-Пресс, 2006. 23. Сержантова Т. Оригами. Новые модели. – М.: Айрис-Пресс, 2004. 24. Соколова С. Театр оригами. М.: Айрис-Пресс, 2006. 25. Столярова С.В. Я машину смастерю, папе с мамой подарю. – Ярославль: Академия – Холдинг, 2000. 26. Техническое моделирование. – СПб: Корона Принт, 1997. 27. Транковский С.Д. Техника будущего / научно-популярное издание длядетей.–М.:ЗАО«Ростэн-Пресс. 24 Приложение № 1 Предметные результаты Диагностическая карта мониторинг результативности обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерок» Показатели (оцениваемые параметры) I. Теоретическая подготовка обучающихся: 1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) 1.2 Владение специальной терминологией Критерии Соответствия теоретических знаний обучающегося программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности оцениваемого качества Возможное кол-во баллов -минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); -максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); -минимальный уровень (ребенок, как правило избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); -максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 1 2 3 1 2 3 25 Методы диагностики Наблюдение, тестирование, контрольный опрос II. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. 2.3. Творческие навыки - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыком - максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.) -минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); - средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога); -максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); -начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); -репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); -творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) Креативность в выполнении практических заданий 1 2 3 1 2 3 1 2 3 26 Контрольное задание Приложение № 2 Сводная диагностическая таблица по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерок» За 20__- 20___ учебный год Наименование модуля______________________________________Группа №___ № Ф.И.О. ребенка I. Теоретическая подготовка учащихся: Теоретические Владение знания (по специальной основным разделам терминологией образовательного модуля 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Минимальный уровень 1 балл Средний уровень 2 балла Максимальный уровень 3 балл 27 II. Практическая подготовка ребенка Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам образовательного модуля) Владение специальным оборудованием и оснащением. Творческие навыки Приложение № 3 Учебно-методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерок» № 1.1 Модуль/тема Дидактические материалы Техническое программы оснащение Модуль 1. « Первоначальные конструкторско - технологические понятия» Презентация . «Введение в НТМ» Вводное Мультимедийное занятие. Понятия о материалах и инструментах. https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyuvvedenie-v-programmu-nachalnoe-tehnicheskoemodelirovanie-1564057.html Презентация «Чем отличаются инструменты от материалов» оборудование. Проектор Компьютер. Сеть Интернет. https://infourok http://900igr.net/prezentacija/informatika/naznachenieinstrumentov-203160/chem-otlichaetsja-material-ot-instrumentov7.html Презентация «Кем быть» https://infourok.ru/prezentaciya-po-vospitatelnoy-rabote-professii-kembit-1817117.html 1.2 Некоторые технические понятия. .А.П .Журавлёва, Л.А. Болотина. Начальное техническое моделирование .-М. Просвещение, 1987г. Компьютер. Сеть Интернет. Обучающие плакаты, демонстрационные таблицы, магнитные картинки. Раздаточный материал. 1.3 Первоначальные Обучающие плакаты, демонстрационные таблицы, магнитные картинки. графические знания и умения. Презентация «Обучение графической грамотности» https://present5.com/download/presentacia.php?url=https://vk.com/doc 210729801_441601977?hash=17b0957b7dc31456c7&dl 1.4 Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей. Папка с шаблонами и чертежами. Обучающие плакаты. Демонстрационные таблицы. Магнитные картинки. П .Журавлёва, Л.А.Болотина. Начальное техническое моделирование .-М.Просвещение, 1987г. Мастер класс «Изготовление кораблика из картона» https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId= 11540778241520519923&text=мастер%20класс%20изго товление%20технических%20объектов%20из%20плоск их%20деталей%20картона&path=wizard&parentreqid=159828984429791628 Мультимедийное оборудование. Проектор Компьютер. Сеть Интернет. Компьютер. Сеть Интернет. 1.5 Полуобъёмные игрушки. 1430044473934742374600184-production-app-hostman-web-yp-239&redircnt=1598289967.1 Папка с развёртками, шаблонами, чертежами. Образцы игрушек, журналы. Конспекты занятий. Компьютер. Сеть Интернет. Мастер класс «Поделка из конусов -лисёнок» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=138669925325 6361116&text=мастер+класс+изготовление+игрушек+ из+конуса%2C+цилиндраполу+объемной+игрушки+из +бумаги 1.6 Аппликация. Презентация «Что такое аппликация» http://filedigger.pro/?r=48&q=Презентация+Что+такое+ аппликация&l=https%3A%2F%2Fprezentacii.org%2F Презентация « Виды аппликации» https://klassnye-chasy.ru/prezentaciiprezentaciya/tehnologiya-trud/v-1-klasse/vidy-applikaciy М.А.Гусакова Аппликация. Москва «Просвещение»1987г. Мастер класс , объёмная аппликация «Осенний лес» https://tratatuk.ru/applikatsii/obemnaya-applikatsiyaosennij-les.html 29 Мультимедийное оборудование. Проектор Компьютер. Сеть Интернет.