УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» Принята на заседании педагогического/методического совета от 28.05. 2024 г Егорова Дарья Протокол № 4 Александровн а Подписан: Егорова Дарья Александровна DN: C=RU, S=Краснодарский край, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""", СНИЛС=13845218165, ИНН=340960448770, E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова Дарья Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2024-05-28 16:54:27 Foxit Reader Версия: 9.7.0 Утверждаю Директор МБУДО «СЮТ» Приказ № 79 от 28.05.2024 __________ Д.А. Егорова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАСТЕРОК» Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 36 часов (2 модуль) (4,5 месяца, 19 недель) Возрастная категория: от 6 до 17 лет Состав группы: до 10 человек Форма обучения: очная Вид программы: модифицированная Программа реализуется на бюджетной основе ID- номер Программы в Навигаторе: 66481 Автор – составитель: педагог дополнительного образования Супрун Ирина Викторовна г. Приморско-Ахтарск 2024 год 1 Содержание Нормативно-правовая база 3 Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1. Направленность 1.2. 5 5 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 5 1.3. Формы обучения 7 1.4. Режим занятий 7 1.5. Особенности организации образовательного процесса 7 1.6. Цель и задачи программы 10 1.7. Учебный план 11 1.8. Содержание учебного плана 12 1.9. Планируемые результаты 14 Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий, включающих формы аттестации» 2 Календарный учебный график 15 16 2.1 Раздел программы «Воспитание» 19 2.2. Условия реализации программы 20 2.3. Формы контроля и аттестации 21 2.4. Оценочные материалы 22 2.5. Методические материалы 22 Список литературы 24 2 Введение Начальное техническое моделирование - это первые шаги учащихся в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов, познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений. Нормативно-правовая база Нормативно-правовой базой создания программы послужили следующие документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 14 апреля 2023г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 13 июля 2020г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 4. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. 6. План мероприятий до 2030 года по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. 7. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 года. 9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3 12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва, 2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года. 13. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016). 14. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06545 «О направлении информации» (Информационно-методическое письмо об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации дополнительных общеобразовательных программ) 15. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года. 16. Краевые методические рекомендации по проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год). Цели, содержание и условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в следующих нормативных документах: 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа утверждается локальным нормативным правовым актом Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов. 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом руководителя учреждения. 4 Раздел 2 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерок» имеет техническую направленность. 1.2.Актуальность программы, новизна, педагогическая целесообразность, отличительные особенности Новизна программы заключается в интеграции целого ряда учебных предметов таких, как черчение, изобразительное искусство, технология, физика, история, что является средством всестороннего развития способностей детей. Интеграций в программе является не просто сложение знаний по нескольким дисциплинам, а объединение знаний, их систематизация, расширение, что служит основой развития познавательного интереса. Программа дает возможность не только изучить различные виды технического моделирования и способы декорирования, но и применить их на практике, используя комплексно, в своей творческой деятельности. Актуальность программы Начальное техническое моделирование - это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; познавательный процесс формирования у школьников начальных политехнических знаний и умений. В век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (фанера, бросовый материал и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества. Искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом, целью которых является создание условий развития личности через занятия в техническом объединении, и в настоящее время не потеряло своей актуальности. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы на различном материале, доступном детям школьного возраста, можно формировать навыки изобретательского мышления, способность к нестандартным решениям и создавать мотивацию к научнотехническому творчеству. В данной программе учтены знания и умения обучающихся, которые они получают на уроках математики, трудового обучения, рисования, природоведения и на которые надо опираться в процессе занятий начальным техническим моделированием. Отличительная особенность данной программы. В данной образовательной программе включены разделы из программ художественно-эстетической направленности, что содействует успешному участию обучающихся в выставках, конкурсах как технической 5 направленности, так и художественно-эстетической, что способствует разностороннему развитию ребёнка. Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми в возрасте 6-17 лет, с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности. Начало школьного обучения (6-9 лет) означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Основной, ведущей деятельностью становится обучение, а это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения. Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте - от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на все его сомнения. Занятия в объединении помогут обучающимся найти себя, поверить в свои силы и возможности. Дети 13-17 лет проявляют тревогу, беспокойство, дискомфорт, ссоры со сверстниками, эгоцентризм, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников, бравируют своей независимостью. Занятия с педагогом в объединении помогут ребятам расширить мир их увлечений, проявлять способность понимать, сочувствовать, корректно выражать свои эмоции, радоваться своим и чужим победам. Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное 6 беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать. Программа «Мастерок» составлена таким образом, что позволяет поддержать выявление одарённых и мотивированных детей и создать условия для их дальнейшего совершенствования. Поэтому, не зависимо от предмета и источника одарённости ребёнка программа ориентирована на формирование навыков самоорганизации и самоуправления, достижение самостоятельно поставленных целей и задач. Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). 1.3.Форма обучения Форма обучения очная. В программе предусмотрено использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе. Так же программа пригодна для использования в сетевой и комбинированной формах реализации. 1.4.Режим занятий Запланированное количество часов для реализации программы - 2 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий для детей 6-17 лет не более 45 минут. Между занятиями предусмотрен перерыв не более 10 минут. Наполняемость группы: до 10 человек. Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень освоения программы - ознакомительный. Сроки реализации программы «Мастерок» - 36 часов. 1.5.Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения; состав групп постоянный. Разделы программы взаимосвязаны друг с другом и объединены единой целью дополнительной образовательной общеразвивающей программы. Содержание каждого раздела формируется с учетом сохранения преемственности образовательных частей. В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному. Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в конкурсах, выставках и т.д.; могут быть включены дополнительные задания. Некоторые из заданий (по выбору педагога или обучающихся) могут быть 7 изменены в ходе экспериментально-поисковой работы. При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей и т.д.). Большинство предлагаемых поделок рассчитано на одно занятие. Работа над изделием, которая не может быть выполнена за одно занятие, учащиеся могут закончить самостоятельно дома или продолжить её на следующих занятиях. Материал, форма, конструкция, технология изготовления поделок соответствуют конкретной теме, задачам и возрасту учащихся. Занятия могут иметь различные формы проведения: беседа, практическое занятие, мастер-класс. Структура практического занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.) 3.Изучение нового материала (5 мин.) 4.Пробные упражнения (2 мин.) 5.Выполнение практического задания (20 мин.) 6.Подведение итогов (5 мин.) Структура комбинированного занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа, устный опрос) (3 мин.) 3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.). 4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.) 5. Упражнения по образцам (5мин.) 6. Самостоятельная работа (20 мин.) 7. Подведение итогов (2 мин.) 8. Домашнее задание (1 мин.) При возникновении обоснованной необходимости, например, в период режима «повышенной готовности», программа «Мастерок» может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения. Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, тренинги и т.д. Условия приема учащихся: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/. Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной 8 деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). Доступность программы для различной категорий учащихся Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мастерок», можно использовать в работе с детьми с ОВЗ посредством разработки индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающим освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми проводится разработка индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающие освоение образовательной программы на основе индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей. При реализации программы «Мастерок» допускается применение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий. Использование дистанционных и (или) комбинированных форм реализации программы При реализации данной программы предусмотрено использование дистанционных и (или) комбинированных форм организации образовательного процесса: -индивидуальная; -групповая. Виды занятий: - видео-занятие в записи; -мастер-класс; -презентации с текстовыми и голосовыми комментариями; -консультации. Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При реализации данных форм обучения будет использоваться информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть «ВКонтакте». При реализации программы возможно сетевое взаимодействие в рамках проведения совместных специализированных мероприятий. Сетевыми партнерами являются образовательные организации, с которыми заключен договор о сотрудничестве. Виды проведения сетевого взаимодействия: 9 - семинары; - мастер-классы; - образовательные проекты; - консультации и т.д. Социально-экономический эффект программы Социально-экономический эффект от реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерок» включает в себя несколько аспектов: -обеспечение гармоничного, социального, интеллектуального и физического развития обучающихся; -закрепление познавательных принципов, позволяющих в будущем осуществить профессиональный выбор ребенка (эколог); - развитие интереса к снижению загрязнения окружающей среды края, района, страны. 1.6. Цель и задачи программы Цель: создание благоприятных условий для развития устойчивого интереса к снижению загрязнений окружающей среды через формирование глубокого интереса к техническому моделированию и развитие элементарных навыков конструкторского мышления. Задачи программы: Образовательные (ориентированы на предметный результат): -формирование умений и навыков начального технического моделирования и конструирования, умения работать по предложенным инструкциям; -знакомство с элементами художественного конструирования и декоративным оформления изделий; Развивающие (ориентированы на метапредметный результат): -способствовать развитию интереса к технике, конструированию, моделированию; -развитие внимания, памяти, воображения, мышления (логического, творческого); -развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности; -развитие умений организации учебного труда. Воспитательные (ориентированы на личностный результат): -формирование дисциплины труда, коллективизма, культуры общения, толерантности; -формирование качеств творческой личности с активной жизненной позицией; -привитие у учащихся любви к труду. 10 1.7. № 1 2 Учебный план Название раздела Вводное занятие. Понятия о материалах и инструментах. Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Всего Теория Практика 1 1 - 9 1 8 Форма аттестации/контроля Собеседование Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль 3 Конструирование поделок из пластиковых бутылок 8 1 7 Наблюдение Текущий контроль 4 Конструирование поделок из коробочек различной формы 9 1 8 Наблюдение Текущий контроль 5 Конструирование поделок и создание собственной бумаги 8 1 7 Наблюдение Текущий контроль 6 Итоговая аттестация 1 1 - 36 6 30 Итого Собеседование Наблюдение Текущий контроль Индивидуальный образовательный маршрут (ОВЗ) № 1 2 Название раздела Всего Вводное занятие. Понятия о материалах и инструментах. Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Теория Практика 1 1 - 12 1 11 Форма аттестации/контроля Собеседование Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль 3 Конструирование поделок из пластиковых бутылок 11 1 10 Наблюдение Текущий контроль 4 Конструирование поделок из коробочек различной формы 11 1 10 Наблюдение Текущий контроль 5 Итоговая аттестация 1 1 - 36 5 31 Итого 11 Собеседование Наблюдение Текущий контроль Индивидуальный образовательный маршрут (талантливые дети) № 1 2 Название раздела Всего Вводное занятие. Понятия о материалах и инструментах. Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Теория Практика 1 1 9 1 8 Форма аттестации/контроля Собеседование Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль 3 Конструирование поделок из пластиковых бутылок 8 1 7 Наблюдение Текущий контроль 4 Конструирование поделок из коробочек различной формы 9 1 8 Наблюдение Текущий контроль 5 Конструирование поделок и создание собственной бумаги 8 1 7 Наблюдение Текущий контроль 6 Итоговая аттестация 1 1 36 6 Итого Собеседование Наблюдение Текущий контроль 30 В программу могут вноситься необходимые коррективы, может изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их последовательность в рамках конкретного модуля. 1.8. Содержание учебного плана Вводное занятие. Понятие о материалах и инструментах (1 ч.) Теоретическая часть: Задачи объединения. Показ готовых моделей. Обсуждение плана работы. Правила поведения учащихся во время занятий. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение по рабочим местам. Общие сведения о бумаге. Рассказ о свойствах и применении бумаги, картона, древесины, жести, проволоки и других металлов. Инструменты и способы обработки указанных материалов, назначение инструментов, правила пользования ими, правила техники безопасности. Демонстрация инструментов, применяемых при обработке различных материалов: ножниц, пилы, молотка, лобзика, плоскогубцев и т.д. 1. Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек (9 ч.) Теоретическая часть: рассматривание готовых поделок, альбомов схем, моделей. Просмотр презентации. Подготовка материалов и инструментов к работе. Практическая часть: изготовление поделок из пластиковых ложек и крышек по образцу или собственному замыслу, с использованием схем, макетов. 12 Поддержание порядка на рабочем месте. Свойства пластика, изготовление пластика, утилизация, переработка. Использование проволоки, клея, шила и т.д. Повторный инструктаж по безопасности. Создание собственных схем и макетов изделий. Оформление альбома. 2. Конструирование поделок из пластиковых бутылок (8 ч.) Теоретическая часть: рассматривание готовых поделок, альбомов схем, моделей. Просмотр презентации. Подготовка материалов и инструментов к работе. Практическая часть: изготовление поделок из пластиковых бутылок и крышек по образцу или собственному замыслу, с использованием схем, макетов. Поддержание порядка на рабочем месте. Свойства пластика, изготовление пластика, утилизация, переработка. Использование проволоки, клея, шила и т.д. Повторный инструктаж по безопасности. Создание собственных схем и макетов изделий. Оформление альбома. 3. Конструирование поделок из коробочек различной формы (9 ч.) Теоретическая часть: рассматривание готовых поделок, альбомов схем, моделей. Просмотр презентации. Подготовка материалов и инструментов к работе. Практическая часть: изготовление поделок из коробочек различной формы и по образцу или собственному замыслу, с использованием схем, макетов. Поддержание порядка на рабочем месте. Свойства картона, изготовление картона, утилизация, переработка. Использование проволоки, клея, шила и т.д. Повторный инструктаж по безопасности. Создание собственных схем и макетов изделий. Оформление альбома. 4. Конструирование поделок и создание собственной бумаги (8 ч.) Теоретическая часть: рассматривание готовой бумаги, альбомов схем, моделей. Просмотр презентации. Подготовка материалов и инструментов к работе. Практическая часть: изготовление бумаги из вторсырья, поделок из бумаги по образцу или собственному замыслу, с использованием схем, макетов. Поддержание порядка на рабочем месте. Свойства готовой бумаги, изготовление собственной бумаги, утилизация, переработка. Использование проволоки, клея, шила и т.д. Повторный инструктаж по безопасности. Создание собственных схем и макетов изделий. Оформление альбома. 5. Итоговая аттестация (1 ч.) Теоретическая часть: беседа с учащимися 13 1.9. Планируемые результаты Личностные результаты: - развитие коммуникативной компетентности во взаимодействии с другими и в процессе совместной творческой деятельности; - развитие познавательной активности и любознательности; - развитие навыков последовательных и скоординированных действий. Предметные результаты: -расширение знаний обучающихся об истории родного края, страны; -знание основ начального технического моделирования; -формирование основ укрепления здоровья человека. Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; -различать способ и результат действия. Познавательные УУД: -расширение знаний об особенностях экосистемы родного края; -формирование гражданственности, уважения к Родине; -развитие творческого мышления; -развитие навыка решения нестандартных задач. Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; -умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 14 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических включающий формы аттестации» условий, Календарный учебный график Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждойучебнойгруп 15 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерок» на 202 - 202 учебный год Год обучения 5 месяцев № п/п Дата занятия Дата начала обучения по программе 01.01.2025 Дата окончания обучения по программе 31.05.2025 Тема занятия Кол-во часов Всего учебных недель Время проведения занятий Место проведени я занятий Количество учебных часов 36 Форма занятий Режим занятий 1 раз в неделю 2 часа Форма контроля Модуль 1. «Конструирование поделок из бросового материала» -36 ч. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 Вводное занятие. Понятие о материалах и инструментах. Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек 1ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 16 Беседа Вводная диагностика Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20 1.21 1.22 1.23 1.24 1.25 1.26 1.27 1.28 Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Конструирование поделок из пластиковых бутылок Конструирование поделок из пластиковых бутылок Конструирование поделок из пластиковых бутылок Конструирование поделок из пластиковых бутылок Конструирование поделок из пластиковых бутылок Конструирование поделок из пластиковых бутылок Конструирование поделок из пластиковых бутылок Конструирование поделок из пластиковых бутылок Конструирование поделок из коробочек различной формы Конструирование поделок из коробочек различной формы Конструирование поделок из коробочек различной формы Конструирование поделок из коробочек различной формы Конструирование поделок из коробочек различной формы Конструирование поделок из коробочек различной формы Конструирование поделок из коробочек различной формы Конструирование поделок из коробочек различной формы Конструирование поделок из коробочек различной формы Конструирование поделок и создание собственной бумаги 1 ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 17 Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль 1.29 1.30 1.31 1.32 1.33 1.34 1.35 1.36 Конструирование поделок и создание собственной бумаги Конструирование поделок и создание собственной бумаги Конструирование поделок и создание собственной бумаги Конструирование поделок и создание собственной бумаги Конструирование поделок и создание собственной бумаги Конструирование поделок и создание собственной бумаги Конструирование поделок и создание собственной бумаги Итоговая аттестация Итого 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 каб. №4 36 ч. 18 Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Готовое изделие Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Текущий контроль Практическое занятие Теория Беседа 2.1. Раздел программы «Воспитание» План воспитательной работы Цель: формирование экологических представлений обучающихся через овладение начально - техническим моделированием. Задачи: - прививать интерес к экологическим проблемам своей Родины, края, района; -создать условия для интеллектуального, эстетического, коммуникативного, самовыражения личности обучающихся; - прививать основы культуры труда; -воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу); - развивать активную жизненную позицию обучающихся. Календарный план воспитательной работы № п/п Название раздела, темы Сроки проведен ия Форма проведения Беседа о безопасном поведении при работе с ножницами. Проведение первичного инструктажа по безопасному поведению. Беседа «Познай самого себя» Информационная пятиминутка: «Понятие экологичного пластика» Диспут: «Экология вокруг нас» Рассуждение: «Вторичная переработка пластика: проблема мирового масштаба» Просмотр презентации: «Как правильно производить раздел мусора» Беседа «Чем заменить пластиковую бутылку» Информационная пятиминутка: «Как изготовить цветной пластик» Диспут: «Пластиковая тара в России: умение заработать» Просмотр презентации: «Из чего сделано?» Предложить самостоятельно выбрать схемы для работы, создать свою. Просмотр альбомов: «Схемы технических объектов из коробочек различной формы» Просмотр презентации: «Как сделать собственную схему макета» Рассуждение: «Сделали поделку: дальнейшая судьба?» Беседа по предложенной тематике обучающимися. Предложить работы в парах для обмена полученного опыта Беседа-рассуждение: «Дружба крепкая не сломается…» Беседа: «Вторая жизнь бумаги» Диспут: «Первая бумага: история создания» 1 Вводное занятие. Понятия о материалах и инструментах. январь 2 Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек февраль 3 Конструирование поделок из пластиковых бутылок март 4 Конструирование поделок из коробочек различной формы апрель 5 Конструирование поделок и изготовление бумаги май 19 Планируемые результаты реализации программы воспитания -развитие потребности в самообразовании и творческой реализации; - развитие самосознания учащихся; -формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей; - развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия; - формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов; - укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности; - проявление уважения к народному искусству России, Краснодарского края. 2.2.Условия реализации программы В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для успешного учебного процесса в наличии имеются: - помещение (кабинет); - качественное электроосвещение; - столы и стулья; - шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; - канцелярские принадлежности; -учебная доска; - книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Для реализации данной программы имеются инструменты и материалы, а именно: - ножницы; - линейка; - лоскуты однотонной ткани разных цветов; - цветной картон или бархатная бумага; - клей ПВА; - краски; - кисточки; - тетрадь в клетку (для зарисовок схем); - ватман; - канцелярские ножи; - шило, кнопки; - скрепки; - бумага писчая; - бумага чертежная; 20 - картон разной толщины; - бумага цветная; - копировальная бумага; - шаблоны, трафареты; - цветные карандаши или фломастеры. Информационное обеспечение: схемы, готовые изделия, книги, журналы, альбомы с образцами, подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их изготовления, видео, интернет источники (ВК – сферум, ВК) Интернет-источники: -https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края -https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» - http://knmc.kubannet.ru/Краснодарский НМЦ -http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования - http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр -http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном внешкольном образовании Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. 2.3. Формы контроля и аттестации Контроль за освоением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Мастерок» предусматривает ведение текущего контроля, итоговая аттестация предусматривается. Форма отслеживания результатов усвоения программы предполагает: - педагогическое наблюдение при выполнении практических приемов обучающимися; - ежедневное краткое подведение итогов; - опрос; - собеседование; - наблюдение; - практическое задание; - ведение журнала посещаемости. 21 Время проведения По факту зачисления в объединение В течение всего учебного процесса В конце учебного года (с занесением результатов в диагностическую карту Цель проведения Формы мониторинга Начальная или входная диагностика Диагностика стартовых Беседа, опрос, тестирование возможностей Текущий контроль Определение степени усвоения Педагогическое наблюдение, обучающимися учебного материала. устный опрос, самостоятельная Определение готовности детей к работа, индивидуальные восприятию нового материала. проекты и т.д. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Педагогическое наблюдение, устный опрос, самостоятельная работа, индивидуальные проекты и т.д. Итоговая диагностика Определение степени усвоения Защита индивидуальных учебного материала. Определение проектов. результатов обучения. 2.4. Оценочные материалы. В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований учащихся. В качестве критериев диагностики в программе запланировано применение метода оценки знаний и умений. (Приложение № 1) Мониторинг оценки личностных результатов осуществляется педагогом дополнительного образования преимущественно на основе наблюдений во время образовательной деятельности, результаты которого обобщаются в конце каждого образовательного модуля и фиксируются в диагностической карте (Приложение № 2) Мониторинг метапредметных результатов. Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры: педагогическое наблюдение и анализ выполнения творческих работ (Приложение № 3) 2.5.Методические материалы. Методы обучения: словесные методы обучения, практические методы обучения, метод распознавания и определения признаков. Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающие технологии, информационнокоммуникационные технологии. 22 Формы организации учебного занятия. В соответствии с содержанием учебного плана и поставленным для данного занятия задачами (функциями) определяется вид занятия (диагностическое занятие, вводное занятие, практическое занятие, практикум и т.д.) и выбирается форма организации образовательного процесса (коллективная, групповая, парная, индивидуальная форма или одновременное их сочетание). Дидактические материалы. - различные специализированные пособия, оборудование, чертежи, технические рисунки, плакаты моделей; - инструкционные материалы, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий, наглядный и раздаточные материалы. Алгоритм учебного занятия: Организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). Основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. Контрольный. 23 Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Список литературы для педагога. 1. 1. А.П. Журавлёва, Л.А.Болотина. Начальное техническое моделирование.-М.Просвещение, 1987г. 2. 2.П.Н.Андрианов, М.А.Галагузова и др. Развитие технического творчества младших школьников.М .Просвещение, 1990г. 3. Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. СПб: Сфинкс, 2007г. - 224 с. 4. Энциклопедия, Москва, АСТ-Пресс книга, 2009г. - 224 с.: ил. 5. Журнал «Юный техник» Издательство: "Молодая Гвардия"; 2013 2014 года. 90 с. -: ил. 6. П.Н.Андрианов, М.А.Галагузова и др. Развитие технического творчества младших школьников.М .Просвещение, 1990г. 7. Г.И. Перевертень. Самоделки из различных материалов. М.Просвещение, 1985г. 8. В.В. Выгонов. Воздушные змеи, летающие модели оригами, самолёты. М. Издательский Дом МСП 2004. 9. Джек Ботермэнс. Модели из бумаги. Мир Книги. Москва 2002. 10. Журнал «Дети. Техника. Творчество» 2007-2011. 11. Приложение журнала «Юный техник» - «Левша» 2006-2011. 12. Журнал «Юный техник» 2005-2011. Литература для учащихся 1. Автомобили. М.: Астрель-Аст, 2002. 2. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. Большая энциклопедия изобретений / научно – популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РостэнПресс», 2007. 3. Балдина Н.А., Козлов Б.И., Майоров А.А. Техника вокруг нас / научно - популярное издание ля детей - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2005. 4. Барнби Р. Как сделать и запустить бумажную модель самолета. - М.: Центрополиграф, 2002. 5. Большая детская энциклопедия. - М.: Астрель-Аст,2003. 6. Брандербург Т. Автомобили / Пер. с нем. – М.6 ООО «Астрель-Аст», 2002. 7. Бубровская Н. Рисунки, спрятанные в пальчиках. - М.: Детство пресс, 2003. 8. Данилов А.В., Золотов А.В., Шугуров Л.М. Легковые автомобили. – М.: «Росмэн», 2007. 9. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение". 24 [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/234959/ 10. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1980. 11. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. – М.: Патриот, 1990. 12. Заворотов В.А. От идеи до модели. Кн. для учащихся. – 2 изд-е, переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 1988. 13. Игнащенко Г.Г. Ребятам о Луне и путешествиях в космос. – Нижний Тагил, МБОУ ДОД Городская станция юных техников, 2011. 14. Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона. Пер. с польского. – Л.: Судостроение,1990. 15. Кординович О.П. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. М.: Энергоатомиздат,1992. 16. Мараховский С.Д. Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. – М.:"Машиностроение". [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/1299313/ 17. Маркуша А.М. Все цвета радуги. - Минск: Народная асвета, 1993. 18. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 2001. 19. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Айрис Пресс Рольф, 2001. 20. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР. [Электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/670638/ 21. Петрович Н.Т., Цуриков В.М. Путь к изобретению. – М.: Молодая гвардия,1986. 22. Пипер А. Потешные фигурки из всякой всячины. – М.: Айрис-Пресс, 2006. 23. Сержантова Т. Оригами. Новые модели. – М.: Айрис-Пресс, 2004. 24. Соколова С. Театр оригами. М.: Айрис-Пресс, 2006. 25. Столярова С.В. Я машину смастерю, папе с мамой подарю. – Ярославль: Академия – Холдинг, 2000. 26. Техническое моделирование. – СПб: Корона Принт, 1997. 27. Транковский С.Д. Техника будущего / научно-популярное издание длядетей.–М.:ЗАО«Ростэн-Пресс.200 25 Предметные результаты Приложение № 1 Диагностическая карта мониторинг результативности обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерок» Показатели (оцениваемые Критерии Степень выраженности оцениваемого Возможное Методы диагностики параметры) качества кол-во баллов I. Теоретическая подготовка Соответствия -минимальный уровень (ребенок 1 Наблюдение, тестирование, обучающихся: теоретических овладел менее чем ½ объема знаний, контрольный опрос 1.1 Теоретические знания (по знаний предусмотренных программой); основным разделам учебного обучающегося - средний уровень (объем усвоенных плана программы) программным знаний составляет более 1/2); 1.2 Владение специальной требованиям. -максимальный уровень (ребенок 2 терминологией усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); 3 -минимальный уровень (ребенок, как Осмысленность правило избегает употреблять и правильность специальные термины); использования - средний уровень (ребенок сочетает специальной специальную терминологию с бытовой); терминологии -максимальный уровень (специальные 1 термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 2 3 26 II. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. 2.3. Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыком - максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.) -минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); - средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога); -максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); -начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); -репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); -творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) 1 2 3 1 2 3 1 3 27 Контрольное задание Приложение № 2 Сводная диагностическая таблица по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерок» За 20__- 20___ учебный год Наименование модуля______________________________________Группа №___ I. Теоретическая подготовка II. Практическая подготовка ребенка № Ф.И.О. учащихся: ребенка Теоретические знания (по основным разделам образовательно го модуля Владение специальной терминологие й 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Минимальный уровень 1 балл Средний уровень 2 балла Максимальный уровень 3 балл 28 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам образовательного модуля) Владение Творческие специальным навыки оборудованием и оснащением. Приложение № 3 Учебно-методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерок» № 1.1 Модуль/тема Дидактические материалы Техническое программы оснащение Модуль 1. «Конструирование поделок из бросового материала» Вводное занятие. Презентация . «Введение в НТМ» Мультимедийное Понятия о материалах и инструментах.. https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyuvvedenie-v-programmu-nachalnoe-tehnicheskoemodelirovanie-1564057.html Презентация «Чем отличаются инструменты от материалов» оборудование. Проектор Компьютер. Сеть Интернет. https://infourok http://900igr.net/prezentacija/informatika/naznachenie-instrumentov203160/chem-otlichaetsja-material-ot-instrumentov-7.html Презентация «Кем быть» https://infourok.ru/prezentaciya-po-vospitatelnoy-rabote-professii-kembit-1817117.html 1.2 Некоторые технические понятия. .А.П .Журавлёва, Л.А. Болотина. Начальное техническое моделирование .-М. Просвещение, 1987г. Компьютер. Сеть Интернет. Обучающие плакаты, демонстрационные таблицы, магнитные картинки. Раздаточный материал. Конструирование поделок из пластмассовых ложек и крышек Мастер-класс «Поделки из пластмассовых ложек» 1.4 Конструирование поделок из пластиковых бутылок Мастер класс «Поделки из пластиковых бутылок» https://youtu.be/6fCt ft ia0W4 Компьютер. Сеть Интернет. 1.5 Конструирование поделок из коробочек различной формы Мастер класс «Поделки из коробочек» https://youtu.be/Gf8GvljFOZk Компьютер. Сеть Интернет. 1.6 Конструирование поделок из лампочек Мастер класс «Поделки из лампочек» https://youtu.be/Ujt yliimHes Компьютер. Сеть Интернет. 1.3 https://youtu.be/KWJlDO3HdKo Компьютер. Сеть Интернет. Мастер-класс «Поделки из крышек от бутылок» https://youtu.be/4OU5FJqDAF8 29