УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» Принята на педагогическом/методическом совете МБУДО «СЮТ» Протокол № 4 от 28.05.2024 г Егорова Дарья Алексан дровна Утверждаю Приказ № 79 от 28.05.2024 Директор МБУДО «СЮТ» __________ Д.А. Егорова Подписан: Егорова Дарья Александровна DN: C=RU, S=Краснодарский край, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""", СНИЛС=13845218165, ИНН=340960448770, E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова Дарья Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2024-05-28 16:56:29 Foxit Reader Версия: 9.7.0 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ» Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 36 часов (1 модуль) (4 месяца, 17 недель) Возрастная категория: от 6 до 17 лет Состав группы: 15 человек Форма обучения: очная Вид программы: модифицированная Программа реализуется на бюджетной основе ID- номер Программы в Навигаторе: 66648 Автор - составитель: педагог дополнительного образования Павленко Елена Борисовна г. Приморско-Ахтарск 2024 год 1 Содержание Нормативно-правовая база 3 Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1. Направленность 1.2. 5 5 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 5 1.3. Формы обучения 6 1.4. Режим занятий 6 1.5. Особенности организации образовательного процесса 6 1.6. Цель и задачи программы 9 1.7. Учебный план 10 1.8. Содержание учебного плана 11 1.9. Планируемые результаты 13 Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий, включающих формы аттестации» 2 Календарный учебный график 15 15 2.1 Раздел программы «Воспитание» 18 2.2. Условия реализации программы 19 2.3. Формы контроля и аттестации 20 2.4. Оценочные материалы 21 2.5. Методические материалы 21 Список литературы 22 2 Введение Конструирование и моделирование одежды это конструктивные и художественные действия, с графическим построением базового чертежа, для получения желаемых линий и форм задуманного изделия, с его последующим изготовлением. Нормативно-правовая база Нормативно-правовой базой создания программы послужили следующие документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р (в редакции от 15.05.2023г). 3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 года. 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва, 2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года. 8. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403) 9. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06-545 «О направлении информации» (Информационно-методическое письмо об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации дополнительных общеобразовательных программ) 10. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года. 11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” 3 12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 13. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий” 14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «5» мая 2018г. № 298н «Профессиональный стандарт педагог дополнительного образования детей и взрослых» 15. Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 г. № 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере образования при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг на территории Краснодарского края» 16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.) 17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» 18. Краевые методические рекомендации по проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год). Цели, содержание и условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в следующих нормативных документах: 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа утверждается локальным нормативным правовым актом Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов. 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом руководителя учреждения. 4 РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Конструирование и моделирование одежды» техническая. 1.2. Актуальность программы, новизна, педагогическая целесообразность, отличительные особенности. Новизна программы заключается в интеграции конструирования, моделирования одежды и краеведения. У учащихся формируется глубокое погружение в историю и традиции наших предков, неотъемлемой частью которых является и одежда. Изучение одежды кубанских казаков позволяет лучше узнать историю своей малой Родины, а также развивать внимательность, ответственность и терпимость к окружающим. Занятия конструированием, моделированием и краеведением помогают в становлении личности, так как развивают волевые качества, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность и инициативу, решительность и смелость, выдержку и самообладание, способствуют профессиональному самоопределению учащихся. Актуальность программы заключается в том, что именно краеведение, во всех его формах, способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа; через практическое участие в конструировании и моделировании одежды определяет необходимость формирования у воспитанников понятия исторической характеристики края. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена возрастными способностями обучающихся: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Краеведческая деятельность способствует формированию культуры творческой личности, приобщению обучающихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через развитие их творчества и освоение ими художественного опыта прошлого. Конструирование и моделирование одежды способствует развитию способности обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. активному получению нового социального опыта. Отличительная особенность настоящей программы состоит в межпредметной связи: краеведение, изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития 5 способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса. Программа позволяет развивать ключевые компетентности ребенка средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах учащегося, своевременно идентифицировать проблемы обучения; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных образовательных целей. Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми в возрасте от 6 до 17 лет, с любым видом и типом психофизиологических особенностей (в том числе и с детьми ООП, талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации), с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, вне зависимости от национальности и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности. Начало школьного обучения (6-9 лет) означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Основной, ведущей деятельностью становится обучение, а это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения. Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте - от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на все его сомнения. Занятия в объединении помогут обучающимся найти себя, поверить в свои силы и возможности. Дети 13-17 лет проявляют тревогу, беспокойство, дискомфорт, ссоры со сверстниками, эгоцентризм, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников, бравируют 6 своей независимостью. Занятия с педагогом в объединении помогут ребятам расширить мир их увлечений, проявлять способность понимать, сочувствовать, корректно выражать свои эмоции, радоваться своим и чужим победам. Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать. Программа «Конструирование и моделирование одежды» составлена таким образом, что позволяет поддержать выявление одарённых и мотивированных детей и создать условия для их дальнейшего совершенствования. Поэтому, не зависимо от предмета и источника одарённости ребёнка программа ориентирована на формирование навыков самоорганизации и самоуправления, достижение самостоятельно поставленных целей и задач. 1.3. Форма обучения Форма обучения очная. В программе предусмотрено использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе. 1.4.Режим занятий Запланированное количество часов для реализации программы - 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий - 45 минут. Перерыв - 15 минут. Наполняемость группы:15 человек Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень освоения программы - ознакомительный. Сроки реализации программы - 4 месяца, 17 недель. Регламент образовательного процесса: занятия в учреждении могут начинаться не ранее 9.00 часов и заканчиваться не позднее 20.00 часов. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Занятия в учебных группах дошкольников составляют 30 минут, (в дошкольных образовательных учреждениях допускается корректировка продолжительности занятий в соответствии с режимом работы Учреждения, 15 минут перерыв и снова 30 минут занятий, 1 или 2 раза в неделю. Для учащихся 6,5-7 лет продолжительность занятия составляет: -с сентября по декабрь - 35 минут; - с января по май - 40 минут. Перерыв между занятиями - 15 мин. 7 Для учащихся 8-18 лет продолжительность занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями - 15 мин. В смешанных разновозрастных группах продолжительность занятий корректируется педагогом с учетов возрастных особенностей учащихся. Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МБУДО «СЮТ». 1.5.Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения; состав групп постоянный. Разделы программы взаимосвязаны друг с другом и объединены единой целью дополнительной образовательной общеразвивающей программы. Содержание каждого раздела формируется с учетом сохранения преемственности образовательных частей. В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу - изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения педагога по темам занятий с показом презентаций, дидактического материала и приёмов работы. При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей и т.д.). Занятия могут иметь различные формы проведения: беседа, практическое занятие, мастер-класс. Структура практического занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.) 3.Изучение нового материала (5 мин.) 4.Пробные упражнения (2 мин.) 5.Выполнение практического задания (20 мин.) 6.Подведение итогов (5 мин.) Структура комбинированного занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа, устный опрос) (3 мин.) 3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.). 8 4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.) 5. Упражнения по образцам (5мин.) 6. Самостоятельная работа (20 мин.) 7. Подведение итогов (2 мин.) 8. Домашнее задание (1 мин.) При возникновении обоснованной необходимости, например, в период режима «повышенной готовности», программа «Конструирование и моделирование одежды» может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения. Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, тренинги и т.д. Условия приема учащихся: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). Доступность программы для различной категорий учащихся Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Конструирование и моделирование одежды», можно использовать в работе с детьми с ОВЗ посредством разработки индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающим освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми проводится разработка индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающие освоение образовательной программы на основе индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей. При реализации программы «Конструирование и моделирование одежды» допускается применение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий. Использование дистанционных и (или) комбинированных форм реализации программы При реализации данной программы предусмотрено использование дистанционных и (или) комбинированных форм организации образовательного процесса: -индивидуальная; 9 -групповая. Виды занятий: - видео-занятие в записи; -мастер-класс; -презентации с текстовыми и голосовыми комментариями; -консультации. Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При реализации данных форм обучения будет использоваться информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть «ВКонтакте». При реализации программы возможно сетевое взаимодействие в рамках проведения совместных специализированных мероприятий. Сетевыми партнерами являются образовательные организации, с которыми заключен договор о сотрудничестве. Виды проведения сетевого взаимодействия: - семинары: «Сложности конструирования одежды», «Современный дизайн модниц» и т.д.; - мастер-классы: «Сувенир маме из ткани», «Медвежонок на память» и т.д.; -образовательные проекты: «Кубанская одежда современных мастеров» и т.д.; - конкурсы, показы готовых моделей и т.д. Социально-экономический эффект программы Социально-экономический эффект от реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Конструирование и моделирование одежды» включает в себя несколько аспектов: -обеспечение гармоничного, социального, интеллектуального и физического развития обучающихся; -закрепление познавательных принципов, позволяющих в будущем осуществить профессиональный выбор ребенка; - направление на обучение и формирование чувства патриотизма у детей, способствует их социальной адаптации; -удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах закройщика, портного, дизайнера одежды. 1.6. Цель и задачи программы Цель: развитие творческих способностей учащихся на основе освоения технологий конструирования и моделирования швейных изделий через ознакомление с историко-культурным наследием родного края. Задачи программы: Образовательные (предметные): 10 -систематизировать и расширять знания обучающихся об истории родного края; -формирование основ безопасного поведения; -обучить специальным навыкам моделирования, конструирования, технологии пошива одежды. Метапредметные: - создать благоприятные условия для достижения результатов в проектной деятельности; -развивать творческий потенциал личности средствами самореализации; -развивать мотивацию к занятию конструирования и моделирования одежды. Личностные: -формировать навык сотрудничества в коллективе; -совершенствовать нравственные потребности учащихся; -формировать патриотическое отношение к своей малой Родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край; -формировать условия для самоопределения в выборе будущей профессиональной деятельности. 1.7. № п/п 1 2 Учебный план Название раздела, темы Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения. Основы материаловедения Всего Количество часов Теория Практика 1 1 - Входящая диагностика 4 1 3 Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль 3 Ручные швейные работы. 6 4 Швейная машина: устройство и технология работы. Работа на швейной машине. Выбор модели, изготовление выкройки изделия, раскрой Пошив швейных изделий 5 1 4 5 - 5 14 - 14 Итоговое занятие. Выставка изделий. Итого: 1 36 3 1 33 5 6 7 Формы аттестации, контроля 6 Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль Итоговая диагностика Индивидуальный образовательный маршрут - образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей. В нормативных документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены образования с 11 получения знаний к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении по индивидуальным образовательным маршрутам. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: -поддерживать высокую мотивацию учащегося для занятий; -поощрять активность и самостоятельность ребенка, расширять возможности обучения и самообучения; -развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося; -формировать умение учиться-ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность; -содействовать индивидуализации воспитания и образования учащихся; -закладывать дополнительные предпосылки и возможности для социализации. Работа по индивидуальному образовательному маршруту в МБУДО «СЮТ» строится в соответствии с локальным актом и положением о индивидуальном образовательном маршруте учащегося. Пример индивидуального образовательный маршрута (ООП) № п/п 1 2 Название раздела, темы Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения. Основы материаловедения Всего 1 Количество часов Теория Практика 1 - 4 1 3 3 Ручные швейные работы. 9 5 Выбор модели, изготовление выкройки изделия, раскрой Пошив швейных изделий 7 - 7 14 - 14 1 - 1 36 2 34 6 7 Итоговое занятие. Выставка изделий. Итого: 9 Формы аттестации, контроля Входящая диагностика Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль Наблюдение Текущий контроль Итоговая диагностика *ИОМ может быть разработан для разных категорий обучающихся с ООП в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием психического и соматического здоровья, а также с учётом реальных возможностей учреждения дополнительного образования. В программу могут вноситься необходимые коррективы, может изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их последовательность в рамках конкретного модуля. 12 1.8. Содержание учебного плана 1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения. Теория: дисциплина на занятиях - основа безопасности; меры безопасности при проведении занятий в помещении; правила поведения при обращении с инструментами и швейными машинками. Знакомство детей с целями и задачи объединения. 2. Основы материаловедения. Теоретическая часть. Общие сведения о производстве тканей. Ткани животного происхождения и их свойства. Шерстяные и шелковые ткани. Положительные и отрицательные свойства тканей. Натуральные волокна животного происхождения. Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей. Лицевая и изнаночная стороны тканей. Свойства тканей. Саржа. Сатин. Атлас. Признаки образования саржевого, сатинового, атласного переплетения. Основные свойства ткани. Беседа о профессии закройщика и портного, особенности профессий на Кубани (раскрой, пошив одежды в зависимости от особенностей погоды). Ткацкий станок. Ткань кубанских казаков. Практическая часть. Сравнение волокон шерсти и натурального шелка. Создание макетов переплетений ткани. Определение долевой и поперечной нитей в тканях полотняного переплетения. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. 3. Ручные швейные работы. Теоретическая часть. Виды ручных стежков и строчек. Понятие «стежок». Знакомство с наиболее распространенными видами стежков. Строчки и их применение. Виды ручной обметки ткани кубанскими мастерицами. Практическая часть. Приемы выполнения ручных стежков и строчек. Изготовление альбома с образцами стежков. 4. Швейная машина: устройство и технология работы. Работа на швейной машине. Теоретическая часть. Назначение, виды, части и детали швейных машин. Правила посадки за швейной машиной. Техника безопасности. Холостой и рабочий ход машины. Подготовка машины к работе. Инструменты и приспособления для чистки и смазки швейной машины. Регуляторы длины стежка, натяжения верхней игольной нити, натяжения челночной нити. Характеристика качественной машинной строчки. Уход за швейной машиной. Регуляторы швейной машины. Устройства и установка машинной иглы. Подбор иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Виды машинных игл, их назначение. Правила и последовательность установки иглы в машину. Подбор иглы для шитья. Основные причины поломки иглы. 13 Виды машинных швов. Назначение швов (в зависимости от изделия, конструкции изделия, свойств ткани). Практическая часть. Шитье на швейной машине без ниток. Заправка верхней нити. Заправка нижней нити. Шитье на заправленной швейной машине. Выполнение образцов машинной строчки. Определение качества выполнения машинной строчки. Выявление причин некачественного выполнения машинной строчки (не отрегулировано натяжение верхней, или нижней нитей). Подбор номера игл и ниток для соответствующих образцов тканей. Установка иглы в иглодержатель. Выполнение машинных строчек. Соединительные, декоративные швы. Виды машинных швов: соединительные швы (стачной, настрочной, накладной); краевые (обтачной в кант; швы в подгибку); окантовочные (окантовочный с открытым срезом, окантовочный с двумя закрытыми срезами); отделочные швы (рельефные, настрочной, швы с кантом). 5. Выбор модели, изготовление выкройки изделия, раскрой Теоретическая часть. Выбор модели. Понятие «снятие мерок», «конструктивная линия», «моделирование». Правила снятия мерок для изготовления швейного изделия. Практическая часть. Снятие мерок. Расчет конструкций. Изготовление выкройки изделия. Создание технологии выкройки. 6. Пошив швейных изделий Теоретическая часть. Виды изделий и отделки, показ образцов. Практическая часть: Раскрой изделия. Пошив изделия по технологии: лоскутной мозаики, из полос, из квадратов, прихватка. 7. Итоговое занятие. Выставка изделий. Практическая часть. Итоговая аттестация. Обзор пройденного материала. Демонстрация изделий, выполненных за прошедший период. 1.9. Планируемые результаты Личностные результаты: - формирование гармонично развитой личности; - потребность в повышении нравственных потребностей учащихся; -умение бережно относиться к этнокультурному наследию родного края, развитие гражданского самосознания, воспитание чувства гордости за родной край. Предметные результаты: - расширение знаний обучающихся об истории родного края; -формирование основ безопасного поведения; -приобретение специального навыка моделирования, конструирования, технологии пошива одежды. Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: 14 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные УУД: - расширение знаний об особенности местности родного края; - формирование гражданственности, уважения к Родине; - развитие творческого мышления; - развитие навыка решения нестандартных задач. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; -умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 15 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических включающий формы аттестации» условий, Календарный учебный график Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждой учебнойгруппы. 16 Календарный учебный график по краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Конструирование и моделирование одежды» п/п Дата 1 03.09.24 2 3 4 Тема занятия Кол-во часов Время проведения занятия Форма занятия Место проведения Форма контроля Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. 10.09.24 Ткани животного происхождения и их свойства. Шерстяные и шелковые ткани. Положительные и отрицательные свойства тканей. 10.09.24 Натуральные волокна животного происхождения. Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей. Лицевая и изнаночная стороны тканей. 17.09.24 Свойства тканей. Саржа. Сатин. Атлас. Признаки образования саржевого, сатинового, атласного переплетения. Основные свойства ткани. Беседа о профессии закройщика и портного, особенности профессий на Кубани (раскрой, пошив одежды в зависимости от особенностей погоды). Ткацкий станок. Ткань кубанских казаков. 1 16.00-16.45 Учебное занятие МБОУ СОШ № 15 Входящая диагностика 1 17.00-17.45 Учебное занятие Беседа, опрос 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 МБОУ СОШ № 15 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 Сравнение волокон шерсти и натурального шелка. Создание макетов переплетений ткани. Определение долевой и поперечной нитей в тканях полотняного переплетения. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Виды ручных стежков и строчек. Понятие «стежок». 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 Текущий контроль, наблюдение 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, 5 17.09.24 6 24.09.24 7 24.09.24 Знакомство с наиболее распространенными видами стежков. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 8 01.10.24 Знакомство с наиболее распространенными видами стежков. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 17 Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Беседа, опрос 9 01.10.24 Строчки и их применение. Виды ручной обметки ткани кубанскими мастерицами. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 10 01.10.24 Приемы выполнения ручных стежков и строчек. Изготовление альбома с образцами стежков. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 11 08.10.24 Приемы выполнения ручных стежков и строчек. Изготовление альбома с образцами стежков. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 12 08.10.24 1 17.00-17.45 Учебное занятие МБОУ СОШ № 15 13 15.10.24 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 Текущий контроль, наблюдение 14 15.10.24 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 Текущий контроль, наблюдение 15 22.10.24 Назначение, виды, части и детали швейных машин. Правила посадки за швейной машиной. Техника безопасности. Холостой и рабочий ход машины. Подготовка машины к работе. Инструменты и приспособления для чистки и смазки швейной машины. Регуляторы длины стежка, натяжения верхней игольной нити, натяжения челночной нити. Характеристика качественной машинной строчки. Уход за швейной машиной. Регуляторы швейной машины. Устройства и установка машинной иглы. Подбор иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Виды машинных игл, их назначение. Правила и последовательность установки иглы в машину. Подбор иглы для шитья. Основные причины поломки иглы. Виды машинных швов. Назначение швов (в зависимости от изделия, конструкции изделия, свойств ткани). 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 16 22.10.24 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 17 29.10.24 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 Текущий контроль, наблюдение 18 29.10.24 Шитье на швейной машине без ниток. Заправка верхней нити. Заправка нижней нити. Шитье на заправленной швейной машине. Выполнение образцов машинной строчки. Определение качества выполнения машинной строчки. Выявление причин некачественного выполнения машинной строчки (не отрегулировано натяжение верхней, или нижней нитей). Подбор номера игл и ниток для соответствующих образцов тканей. Установка иглы в иглодержатель. Выполнение машинных строчек. Соединительные, декоративные швы. Виды машинных швов: соединительные швы (стачной, настрочной, накладной); краевые (обтачной в кант; швы в подгибку); окантовочные (окантовочный с открытым срезом, окантовочный с двумя закрытыми срезами); отделочные швы (рельефные, настрочной, швы с кантом). Выбор модели. Понятие «снятие мерок», «конструктивная линия», «моделирование». Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 Текущий контроль, 18 19 05.11.24 Правила снятия мерок для изготовления швейного изделия. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 20 05.11.24 Снятие мерок. Расчет конструкций. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 21 12.11.24 Изготовление выкройки изделия. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 22 12.11.24 Создание технологии выкройки. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 23 19.11.24 Виды изделий и отделки, показ образцов. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 24 19.11.24 Виды изделий и отделки, показ образцов. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 25 26.11.24 Раскрой изделия. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 26 26.11.24 Раскрой изделия. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 27 03.12.24 Пошив изделия по технологии: лоскутной мозаики. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 28 03.12.24 Пошив изделия по технологии: лоскутной мозаики. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 29 03.12.24 Пошив изделия по технологии: из полос. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 30 10.12.24 Пошив изделия по технологии: из полос. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 31 10.12.24 Пошив изделия по технологии: из квадратов. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 19 наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, 32 17.12.24 Пошив изделия по технологии: квадратов. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 33 17.12.24 Пошив изделия по технологии: прихватка. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 34 17.12.24 Пошив изделия по технологии: прихватка. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 35 24.12.24 Пошив изделия по технологии: прихватка. 1 16.00-16.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 36 24.12.24 Итоговая аттестация. Обзор пройденного материала. Демонстрация изделий, выполненных за прошедший период. 1 17.00-17.45 Практическое занятие МБОУ СОШ № 15 наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение *Дата и время проведения занятий утверждается локальным актом на педагогическом совете и может изменяться в виду объективных причин 20 2.1. Раздел программы «Воспитание» План воспитательной работы Цель: создание условий для совершенствования духовнонравственного воспитания учащихся путем ознакомления с историей своего края: одежда кубанских казаков. Задачи: - прививать интерес к культуре своей Родины, края, района; -способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; -воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу). Планируемые методы и формы воспитания: -диспут, дискуссия, соревнования, ситуационная игра; -игровые технологии; -гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Организационные условия: -создание дружелюбной атмосферы; -обеспечение психологического комфорта; -поддержка индивидуальности; -повышение мотивации; -вовлечение родителей (законных представителей); -поддержка позитивного общения. Календарный план воспитательной работы № п/ п Название раздела, темы Сроки Форма проведения 1 Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения. Сентябр ь Беседа: «История развития одежды кубанских казаков» 2 Основы материаловедения Сентяб рь Октябр ь Диспут: «Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков» Беседа-рассуждение: «Ткань для одежды кубанских казаков» Информационная пятиминутка: «Повседневная и праздничная одежда кубанских казаков и казачек» Информационная пятиминутка: «Красота кубанского костюма» 3 Ручные швейные работы. 4 Швейная машина: устройство и технология работы. Работа на швейной машине. Октябр ь 5 Выбор модели, изготовление выкройки изделия, раскрой Ноябрь 21 Просмотр слайдов: «Декоративные элементы кубанской одежды» 6 Пошив швейных изделий Ноябрь 7 Итоговое занятие. Выставка изделий. Декабр ь Беседа: «Будущее портных-от чего зависит?» Беседа-рассуждение: «Элементы одежды казаков в современной моде». Планируемые результаты реализации программы воспитания -проявление уважения к истории России, Краснодарского края. -активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; -проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; -оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы; -укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Освоение программы требует наличия учебного кабинета. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью, необходимой для организации занятий, хранения и показа, и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кв. Помещение имеет естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении применятся система общего освещения, которое равномерно светит. Светильники располагаются в виде прерывистых линий параллельно линии зрения работающих. Для занятий используется следующее оборудование: учебные столы, раскройный стол, швейное оборудование, гладильная доска, утюг, учебный материал. Необходимые принадлежности: портняжные ножницы, мелки, лекала, линейки, сантиметровая лента, наперстки, булавки, иглы, клей, цветная бумага. Материалы: ткань, нитки, фурнитура. 22 Информационное обеспечение: Интернет-источники: -https://kadrilshoes.ru/article/istoria-kazacej-odezdy-tradicii-donskih-ikubanskih-kazakov - https://ru.wikipedia.org/wiki/Казачья_одежда - https://kazakoved.ru/odezhda-kubanskih-kazakov/ -https://vsko.ru - https://filial-17.blogspot.com/2020/09/blog-post_74.html?m=1 - https://www.kuban.kp.ru/daily/26521/3538236/ - https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края - https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» - http://knmc.kubannet.ru/Краснодарский НМЦ - http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования - http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр - http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном внешкольном образовании Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. Педагог дополнительного образования имеющей профессиональное высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (Профессиональный стандарт №513). Образование (профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации, направленность (профиль) должно соответствовать направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому курсу, дисциплине (модулю). 2.3. Формы контроля и аттестации Контроль за освоением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Конструирование и моделирование одежды» предусматривает ведение текущего контроля, итоговая аттестация предусматривается. По окончанию обучения ребята предоставляют изделия на выставку. 23 Оценка образовательных результатов, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Для оценки результативности применяется входной, текущий и итоговый контроль. Входной контроль: диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: устный опрос, собеседование. Текущий контроль: наблюдение, помощь учащимся. Форма оценки: выполнение практических заданий различных уровней сложности; умение использовать приобретенные знания на практике. Итоговый контроль Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам использованием различных материалов. Формы отслеживания образовательных результатов: беседа, наблюдение, текущий контроль, тесты, конкурсы, открытые и итоговые занятия, олимпиады, конкурсы. Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, протоколы диагностики, фото, свидетельство (сертификаты). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчеты, олимпиады, конкурсы. Время проведения По факту зачисления в объединение В течение учебного процесса В конце каждого образовательного модуля (с занесением результатов в диагностическую карту) Цель проведения Формы мониторинга Начальная или входная диагностика Диагностика стартовых Беседа, опрос, тестирование. возможностей Текущий контроль Определение степени усвоения Педагогическое наблюдение, учащимися учебного материала. устный опрос, викторины, Определение готовности детей к конкурсы, олимпиады, восприятию нового материала. самостоятельная работа и т.д. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Итоговая диагностика Определение степени усвоения Творческая работа, учебного материала. презентация творческих Определение результатов работ, тестирование. обучения. 24 2.4. Оценочные материалы Система контроля знаний и умений учащихся представляется в виде учёта результатов по итогам выполнения заданий. Мониторинг осуществляется педагогом дополнительного образования преимущественно на основе наблюдений во время образовательной деятельности, результаты которого обобщаются по окончанию программы и фиксируются в диагностической карте. 2.5.Методические материалы. Для обучения собран весь необходимый обучающий материал, как для педагога, так и для обучающихся, а именно: - информационная и справочная литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера; - наглядные пособия по темам; - образцы готовых работ; - инструкции по технике безопасности; -индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (конспект, видеоролики, фото и т.д.); -электронные презентации. В процессе реализации программы используются: Методы обучения: - словесный; - наглядный; - практический; - игровой; - частично-поисковый; - объяснительно иллюстрированный; - методы мотивации и стимуляции обучающего контроля; - познавательная игра, экскурсии. Технологии обучения: - индивидуализация обучения; - групповое обучение; - развивающее обучение; -здоровьесберегающая технология. Формы организации учебного занятия: -беседа; -встреча с интересными людьми; -диспут; -мозговой штурм; -посиделки; -практическое занятие; -экскурсия; -соревнование. 25 В процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии личности. Теоретические занятия могут проходить в дистанционном формате. Дидактические материалы - различные специализированные пособия, оборудование, чертежи, технические рисунки; - образцы изделий, наглядный и раздаточные материалы. Алгоритм учебного занятия: Организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). Основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. Контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 26 Список литературы Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы: 1. Андреева И.А. и др. Шитье и рукоделие: Энциклопедия. - М: БРЭ, 1998. 2. Амирова Э.К., Сакулина Б.С., Труханова А.Т.: Конструирование одежды. - М.: Академия, 2012. 3. Ермилова В.В., Ермилов Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, Академия, Высшая школа, 2001. 4. Жислен Йон Моя энциклопедия вышивки: Техника хардангер/ Пер. с франц.-М.: «Контент», 2015. 5. Клара Гурович Основы материаловедения швейного мастерства: Учебник. - M.: Academia, 2014. 6. Конструирование мужской и женской одежды: Учебник для нач. проф. образования / Б.С. Саккулин, Э.К. Амирова, О.В. Сакулина, А.Т. Труханова. - М.: Академия, 2001. 7. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. - М.: Лег. Пром., 1981. 8. Литвинова И.Н., Шахова Я.А. Изготовление женской и детской верхней одежды. - М.: Легкая индустрия, 1981. 9. От стандарта до индивидуальности: Выкройки. - М.: Внешсигма, 2000. 10. Пармон, Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М.: Архитектура-С, 2005. 11. Стасенко-Закревская М.Г. Модели женской одежды: конструирование, моделирование, технология/М.Г. Стасенко-Загревскя, В.М Загревский.-Ростов н/Д: Феникс,2015. -287с. (Профессиональное мастерство). Литература для учащихся. 1. Всеобщая история костюма от древности до Нового времени. М.: Эксмо, 2007. 2. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. - М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. 3. Крючкова Г.А. Конструирование женской и мужской одежды: учебник для нач. проф. образования. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. 4. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль/ Глав. ред. В.А.Володин. - М.: Аванта+, 2002. 5. Школа шитья/ Пер. О.Озеровой. - М.: Эксмо, 2007. 6. Яицких В. Шьем со звездами кино, эстрады, телевидения. - М.: Эксмо, 2006. 7. Журналы «Burda». 27 8. 9. Журналы «Шитье и крой». Журналы«Ателье» 28 Сводная диагностическая таблица по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Конструирование и моделирование одежды» За 20__- 20___ учебный год Группа №___ № Ф.И.О. ребенка I. Теоретическая подготовка учащихся: Теоретические знания (по основным разделам образовательного модуля Владение специальной терминологией II. Практическая подготовка ребенка Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам образовательного модуля) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Минимальный уровень 1 балл Средний уровень 2 балла Максимальный уровень 3 балл 29 Владение специальным оборудованием и оснащением. Творческие навыки