УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» Принята на заседании педагогического/методического совета от 28.05. 2024 г Протокол № 4 Егорова Дарья Александровн а Утверждаю Директор МБУДО «СЮТ» Приказ № 79 от 28.05.2024 __________ Д.А. Егорова Подписан: Егорова Дарья Александровна DN: C=RU, S=Краснодарский край, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""", СНИЛС=13845218165, ИНН=340960448770, E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова Дарья Александровна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2024-05-28 17:01:35 Foxit Reader Версия: 9.7.0 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПРОВОЛОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ» Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 36 часов (1 модуль) (4 месяца, 17 недель) Возрастная категория: 7 до 14 лет Состав группы: до 10 человек Форма обучения: очная Вид программы: модифицированная Программа реализуется на бюджетной основе ID- номер Программы в Навигаторе: 66400 Автор – составитель: педагог дополнительного образования Стуканова Наталья Леонидовна г. Приморско-Ахтарск 2024 год 1 Содержание Нормативно-правовая база 3 Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 1.1. Направленность 1.2. 5 5 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 5 1.3. Формы обучения 8 1.4. Режим занятий 8 1.5. Особенности организации образовательного процесса 8 1.6. Цель и задачи программы 11 1.7. Учебный план 12 1.8. Содержание учебного плана 15 1.9. Планируемые результаты 16 Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий, включающих формы аттестации» 2 Календарный учебный график 18 19 2.1 Раздел программы «Воспитание» 22 2.2. Условия реализации программы 25 2.3. Формы контроля и аттестации 25 2.4. Оценочные материалы 26 2.5. Методические материалы 27 Список литературы 28 2 Введение Бисероплетение - создание художественных двумерных и трёхмерных композиций с использованием бисера. 1.Нормативно-правовая база Нормативно-правовой базой создания программы послужили следующие документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 14 апреля 2023г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 13 июля 2020г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 4. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. 6. План мероприятий до 2030 года по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. 7. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 года. 9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва, 2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года. 3 13. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016). 14. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06545 «О направлении информации» (Информационно-методическое письмо об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации дополнительных общеобразовательных программ) 15. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года. 16. Краевые методические рекомендации по проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год). Цели, содержание и условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в следующих нормативных документах: 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа утверждается локальным нормативным правовым актом Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов. 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом руководителя учреждения. 4 РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования» 1.1. Направленность программы Круг интересов детей многообразен и широк. Приобщить ребенка к миру прекрасного и помочь найти свое призвание - задача педагога дополнительного образования. Данная краткосрочная программа позволяет познакомить обучающихся с древним искусством бисероплетения. На Руси бисер использовали уже в Х-ХП веках. Многое изменилось в жизни людей за сотни лет, но причудливые узорчатые изделия, собранные из мелких стеклянных, пластмассовых бусинок, и сегодня служат уникальными украшениями и великолепными деталями интерьера, которые своей красотой, игрой цвета и света поднимают настроение и подчеркивает индивидуальность. В настоящее время как никогда актуальна проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Данная программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Искусство-Человек-Предметная среда». Летняя краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проволочная фантазия», технической направленности, носит практико-ориентированный характер и направлена на ознакомление учащихся с основами бисероплетения. 1.2. Актуальность программы, новизна, педагогическая целесообразность, отличительные особенности Новизна. Изучение программы нацелено на достижение ребёнком собственных достижений, которые позволят ему самостоятельно создавать художественные изделия используя знакомые техники бисероплетения. Эта работа предусматривает дифференцированный подход к детям разного возраста как при выборе материала (бисер разного размера, качества; бусины, фурнитура), так и при выборе схем изделий (дети более старшего возраста могут выбрать более сложные и трудоемкие изделия). Актуальность программы. Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы технической направленности, материально технические условия для реализации которой имеются на базе МБУДО «СЮТ». Занятия по обучению бисероплетению создают благоприятные условия для развития воображения, познавательной и творческой активности, интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Процесс выполнения изделий из проволоки и бисера требует от детей развитой мелкой моторики, а в ходе систематического труда рука приобретает уверенность и точность, пальцы становятся гибкими, что 5 оказывает решающее воздействие на становление красивого и ровного почерка. Такой труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние оказывает работа с проволокой и бисером на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, воображения и внимания, сосредоточенности. Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Проволочная фантазия» объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы (групповое и индивидуальное обучение; занятия, беседа, практическое занятие, выставка и т.д.) и методы обучения (словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, практический); методы контроля и управления деятельностью детей (анализ результатов занятий, конкурсов и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, мотивация и др.); средства обучения доступные для детей (необходимые наглядные материалы) действенны в формировании и развитии умений обучающихся создавать конструктивный образ, а используемые приемы и методы воспитания способствуют формированию гражданского сознания и морально - этических норм поведения, воспитания положительного отношения к людям их культуре, традициям. Отличительная особенность заключается в том, что программа нацелена не только на обучение азам бисероплетения, но и на достижение ребёнком такого уровня мастерства, который позволит ему создавать художественные изделия. Учащиеся наряду с изучением народного декоративно-прикладного искусства и созданием изделий из бисера, также получат знания по основам дизайна интерьера. Программа позволяет развивать ключевые компетентности ребенка средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах учащегося, своевременно идентифицировать проблемы обучения; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных образовательных целей. При ознакомлении с материалами (бисер, стеклярус, синельная проволока и т.д.), «техникой» работы, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением конструирования и 3-Д моделирования. Программа включает разновозрастной, разноуровневый принципы представления содержания и построения учебного плана. Дифференциация по уровню сложности позволяет организовать образовательный процесс, учитывая интересы и способности обучающихся. Разноуровневый принцип реализуется посредством 6 мониторинга результатов обучающихся и распределение детей на группы в соответствии с индивидуальными достижениями. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов и использованием новейших методик. Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми в возрасте от 7 до 14 лет, с любым видом и типом психофизиологических особенностей (в том числе и с детьми ОВЗ, талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации), с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, вне зависимости от национальности и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности. Начало школьного обучения (7-9 лет) означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Основной, ведущей деятельностью становится обучение, а это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения. Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте - от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на все его сомнения. Занятия в объединении помогут обучающимся найти себя, поверить в свои силы и возможности. Дети 13-17 лет проявляют тревогу, беспокойство, дискомфорт, ссоры со сверстниками, эгоцентризм, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников, бравируют своей независимостью. Занятия с педагогом в объединении помогут ребятам расширить мир их увлечений, проявлять способность понимать, сочувствовать, корректно выражать свои эмоции, радоваться своим и чужим победам. Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или 7 раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать. Программа «Проволочная фантазия» составлена таким образом, что позволяет поддержать выявление одарённых и мотивированных детей и создать условия для их дальнейшего совершенствования. Поэтому, не зависимо от предмета и источника одарённости ребёнка программа ориентирована на формирование навыков самоорганизации и самоуправления, достижение самостоятельно поставленных целей и задач. Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). 1.3. Форма обучения: очная. В программе предусмотрено использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе. 1.4. Режим занятий: Запланированное количество часов для реализации программы - 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий- 45 минут. Перерыв - 15 минут. Наполняемость группы: до 10 человек Уровень программы, объем и сроки реализации Уровень освоения программы - ознакомительный. Сроки реализации программы «Проволочная фантазия» - 36 часов 1.5. Особенности организации образовательного процесса: Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения; состав групп постоянный. Виды занятий по программе определяются ее содержанием и предусматривают проведение мастер-классов, выставок и т.д. Разделы программы взаимосвязаны друг с другом и объединены единой целью дополнительной образовательной общеразвивающей программы. Содержание каждого модуля формируется с учетом сохранения преемственности образовательных частей. В программе учитываются 8 возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному. Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в мероприятиях, выставках; могут быть включены дополнительные задания: соответствующие тематике определенной выставки или конкурса; при работе над междисциплинарными проектами. Некоторые из заданий (по выбору педагога или обучающихся) могут быть изменены в ходе экспериментальнопоисковой работы. При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей и т.д.). При возникновении обоснованной необходимости, например, в период режима «повышенной готовности», программа «Проволочная фантазия» может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с использованием электронного обучения. Занятия могут иметь различные формы проведения: беседа, практическое занятие, мастер-класс. Структура практического занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.) 3.Изучение нового материала (5 мин.) 4.Пробные упражнения (2 мин.) 5.Выполнение практического задания (20 мин.) 6.Подведение итогов (5 мин.) Структура комбинированного занятия: 1.Оргмомент (1 мин.) 2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа, устный опрос) (3 мин.) 3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.). 4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.) 5. Упражнения по образцам (5мин.) 6. Самостоятельная работа (20 мин.) 7. Подведение итогов (2 мин.) 8. Домашнее задание (1 мин.) Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, тренинги и т.д. Условия приема учащихся: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/. Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование, 9 направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). Доступность программы для различной категорий учащихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Проволочная фантазия”, (плетение из бисера) можно использовать в работе с детьми с ОВЗ посредством разработки индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающим освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми проводится разработка индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающие освоение образовательной программы на основе индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей. При реализации программы «Проволочная фантазия» допускается применение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий. Использование дистанционных и (или) комбинированных форм реализации программы При реализации данной программы предусмотрено использование дистанционных и (или) комбинированных форм организации образовательного процесса: -индивидуальная; -групповая. Виды занятий: - видео-занятие в записи; -мастер-класс; -презентации с текстовыми и голосовыми комментариями; -консультации. Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При реализации данных форм обучения будет использоваться информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть «ВКонтакте». При реализации программы возможно сетевое взаимодействие в рамках проведения совместных специализированных мероприятий. Сетевыми партнерами являются образовательные организации, с которыми заключен договор о сотрудничестве. 10 Виды проведения сетевого взаимодействия: - семинары, консультации; - мастер-классы; - образовательные проекты; - совместные выставки и т.д. Социально-экономический эффект программы Социально-экономический эффект от реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Проволочная фантазия» включает в себя несколько аспектов: 1.Раскрытие творческого потенциала обучающихся повышает их интерес к народному творчеству, истокам родного края, что способствует сохранению традиционных ценностей. 2.Программа способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию пространственного мышления, креативности, развивает умение работать в команде. 3.Одним из главных социальных эффектов программы является проведение выставок, не только на уровне учреждения, но и района, что позволяет привлечь внимание к народному творчеству. 1.6. Цель и задачи программы. Цель: создание условий для формирования и развития творческих способностей учащихся, социально значимых ценностно-смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с конструированием из проволоки и бисера. Задачи программы: Образовательные (ориентированы на предметный результат): - ознакомление с историей бисера, бисероплетения, изделий из бисера и проволоки; - обучение изготовлению цветов, плоских фигур из бисера и проволоки и составлению композиций; - обучению изготовлению изделий по собственному замыслу; - формировать основы безопасных трудовых навыков; приемы работы с различными инструментами (иглы, ножницы, проволока и т.д.); Развивающие (ориентированы на метапредметный результат): - развивать моторные навыки; - сформировать эстетический и художественный вкус; - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание; 11 - повышать общий интеллектуальный уровень; -способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности; - способствовать расширению кругозора; - содействовать адаптации, обучающихся к жизни в обществе. Воспитательные (ориентированы на личностный результат): - прививать интерес к культуре, истокам народного творчества; - обеспечить доведение начатого дела до конца; - способствовать взаимопомощи при выполнении работы; -воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность; - формировать общую культуру обучающихся; - содействовать организации содержательного досуга; -воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся. 1.7.Учебный план программы № п/п 1 2 3 4 Наименование раздела, темы Модуль:1 «Конструирование цветов и плоских фигурок животных из бисера и проволоки» Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Изучение основных приёмов бисероплетения: петельное, круговое, параллельное плетение. Конструирование цветов из бисера и проволоки. Техника плетения цветов из бисера и проволоки Конструирование плоских фигурок животных из бисера и проволоки. Техника плетения плоских фигурок. Подведение итогов. Выставка творческих работ. Итого Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации, контроля Входная диагностика, итоговая аттестация Собеседование, Наблюдение, текущий контроль Наблюдение, Текущий контроль 2 - - 10 4 6 12 4 10 Собеседование, Наблюдение, текущий контроль 12 4 8 Собеседование, Наблюдение, текущий контроль Выставка творческих работ 36 12 24 12 Индивидуальный образовательный маршрут (ОВЗ) № 1 2 3 4 Название раздела Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное. Выполнение отдельных элементов цветов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Сборка изделий. Плетение объёмного цветка из бисера. Анализ моделей. Зарисовка схем. Подбор материала. Всего Теория 2 Практика Форма аттестации/контроля Собеседование 2 Наблюдение Текущий контроль 10 4 6 Собеседование Наблюдение Текущий контроль 6 2 4 Собеседование Наблюдение Текущий контроль 10 2 8 Собеседование Наблюдение Текущий контроль 5 8 Оформление и сборка объёмного цветка из бисера. Составление композиции. Подведение итогов. Выставка творческих работ. Итого 6 2 4 Собеседование 2 - 2 Творческая выставка 36 12 24 13 Индивидуальный образовательный маршрут (талантливые дети) № 1 2 3 4 5 6 7 Название раздела Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Выполнение отдельных элементов цветов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Сборка изделий. Составление композиций. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления плоских фигур животных из бисера и проволоки на плоской основе. Анализ моделей. Выполнение отдельных элементов фигурок животных из бисера и проволоки на основе изученных приёмов. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигур плоских насекомых из бисера и проволоки. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных фигур насекомых и животных из бисера и проволоки. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Подведение итогов. Выставка творческих работ. Итого Всего Теория Практика Форма аттестации/контроля 2 2 - Собеседование Наблюдение Текущий контроль 8 2 6 Собеседование Наблюдение Текущий контроль 6 2 4 Собеседование Наблюдение Текущий контроль 8 4 4 Собеседование Наблюдение Текущий контроль 6 2 4 Собеседование Наблюдение Текущий контроль 6 2 4 Собеседование Наблюдение Текущий контроль - - - 36 14 22 Творческая выставка В программу могут вноситься необходимые коррективы, может изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их последовательность в рамках конкретного модуля. 14 1.8. Содержание учебного плана 1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Теоретическая часть: Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий из бисера и синельной проволоки. Составление картсхем: «Безопасное поведение при работе с материалами» (2ч.) 2. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, круговое плетение. Выполнение отдельных элементов цветов. Теоретическая часть: рассматривание, показ, обсуждение схем, изучение приемов бисероплетения. Практическая часть: изготовление пробных вариантов петельного, параллельного, и кругового плетения. 3. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Теоретическая часть: рассматривание, показ, обсуждение схем, приемов бисероплетения. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Составление композиций. 4. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления плоских фигур животных из бисера и проволоки на плоской основе. Анализ моделей. Выполнение отдельных элементов фигурок животных из бисера и проволоки на основе изученных приёмов. (12 часов) Теоретическая часть: рассматривание плоских фигур животных из бисера и проволоки на плоской основе. Проведение анализа и обсуждение моделей и способов плетения. Практическая часть: изготовление отдельных элементов фигурок животных из бисера и проволоки на основе изученных приемов. Проведение индивидуальных консультаций. 5. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления плоских фигур насекомых из бисера и проволоки на плоской основе. Анализ моделей. Теоретическая часть: рассматривание плоских фигур насекомых из бисера и проволоки на плоской основе. Проведение анализа и обсуждение моделей и способов плетения, нахождение одинаковых схем плетения с ранее изученным материалом. Практическая часть: изготовление отдельных элементов фигурок насекомых из бисера и проволоки на основе изученных приемов. Проведение индивидуальных консультаций. 15 Выполнение отдельных элементов фигурок насекомых и животных из бисера и проволоки на основе изученных приёмов. Теоретическая часть: Проведение анализа и обсуждение моделей и способов плетения, нахождение одинаковых схем плетения с ранее изученным материалом. Предоставление самостоятельного выбора обучающимся схем плетения. Практическая часть: изготовление фигурок насекомых и животных из бисера и проволоки на основе изученных приемов. Проведение индивидуальных консультаций. 6. Итоговое занятие. Подготовка и проведение выставки. 1.9. Планируемые результаты Личностные результаты: -развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности; -формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других; - формирование уверенности в собственных силах. Предметные результаты: - знание терминологии, используемой при обучении; -знание особенностей выбора, подготовки инструмента и материала для конструирования из проволоки и бисера; - умение правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; -умение соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; - умение экономно расходовать материалы, разбираться в схемах, уметь подбирать бисер по размеру и цвету; - умение подбирать инструмент и материал; - освоение технологии низания бисер на проволоку; - освоение технологии конструирования из синельной проволоки; - умение оценить качество готового изделия; - умение провести самоанализ своих изделий. Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать цель своей деятельности с помощью педагога; - умение проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать свое предположение (версию); - учиться отличать выполненное задание от неверного; 16 - умение работать индивидуально и в группе. Познавательные УУД: -умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; - развитие творческого мышления; - развитие навыка решения нестандартных задач. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; -умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 17 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических включающий формы аттестации» условий, Календарный учебный график Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждой учебнойгруппы. 18 № п/п Дата Модули, разделы и темы занятий занятия Колво часов Время проведе ния занятий Форма занятий Место проведения занятий Форма контроля Учебное занятие Кабинет №2.31 Беседа Учебное занятия Практическ ие занятия Кабинет №2.31 Кабинет №2.31 Текущий контроль Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, 1.Конструирование цветов из бисера и проволоки. Техника плетения цветов из бисера и проволоки 1.1 Вводное занятие. Демонстрация поделок. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Изучение основных приёмов бисероплетения: петельное, круговое, параллельное. 1.2 Техника петельного плетения бисера на проволоке. Разбор схем. 1.3 Техника петельного плетения бисера на проволоке. Разбор схем. 36 1.4 Техника кругового плетения бисера на проволоке. Разбор схем. 2 Практическ ие занятия 1.5 Техника параллельного плетения бисера на проволоке. Разбор схем. 2 учебное занятия Кабинет №2.31 1.6 Техника параллельного плетения бисера на проволоке. Разбор схем. 2 учебное занятия Кабинет №2.31 19 2 10 2 2 наблюдение Конструирование цветов из бисера и проволоки. 1.7 Выбор техники плетения цветов из бисера и проволоки, подбор материала. Разбор и зарисовка схем. 1.8 Основные приёмы бисероплетения, для изготовления цветов: параллельное, петельное, круговое. Выполнение отдельных элементов цветов. 1.9 Плетение отдельных элементов цветов. 1.10 Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. 1.11 Сборка и оформление цветов из бисера и проволоки. Составление цветочной композиции. 2.Конструирование плоских фигурок животных из бисера и проволоки. 2.1 Выбор плоских фигурок животных из бисера и проволоки, подбор материала. Разбор и зарисовка схем. 20 12 2 Практическ ое занятия Кабинет №2.31 Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, наблюдение 2 Практическ ие занятия Кабинет №2.31 Практическ ие занятия Кабинет №2.31 Текущий контроль, наблюдение Учебное занятия Кабинет №2.31 Текущий контроль, наблюдение 4 2 2 12 2 2.2 2.3 2.4 2.5 Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления плоских фигур животных из бисера и проволоки на плоской основе. Анализ моделей. Плетение фигурок животных из бисера и проволоки. Плетение отдельных элементов фигурок животных из бисера и проволоки на основе изученных приёмов. 2 Сборка и оформление плоских фигурок животных из бисера и проволоки. 21 Учебное занятие Кабинет №2.31 Беседа, опрос 2 Практическ ое занятие Кабинет №2.31 Текущий контроль, наблюдение 2 Практическ ое занятие Кабинет №2.31 Текущий контроль, наблюдение 4 2.1. Раздел программы «Воспитание» План воспитательной работы Цель: формирование духовно-культурных ценностей обучающихся через овладение искусством бисероплетения. Задачи: - прививать интерес к культуре своей Родины, края, района; к истокам народного творчества; -создать условия для интеллектуального, эстетического, коммуникативного, самовыражения личности обучающихся; - прививать основы культуры труда; - воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу); - развивать активную жизненную позицию обучающихся. Календарный план воспитательной работы № п/п Название раздела, темы Форма проведения 1 Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий. Беседа о безопасном поведении при работе с бисером. Проведение первичного инструктажа по безопасному поведению. 2 Изучение основных приёмов бисероплетения: петельное, круговое, параллельное. Техника петельного плетения бисера на проволоке. Разбор схем. Информационная пятиминутка: «Истоки бисероплетения на Руси» Основные правила при работе с бисером. Беседа-рассуждение: «Особенности российского бисеропления» Повторение общих сведений о бисере (размере, форме, цвета, материал). Предложить самостоятельно выбрать схемы для работы, создать свою. Создание проблемной ситуации: «Как выполнить переход из петельного к круговому плетению бисером?» Предложить работы в парах для обмена полученного опыта Беседа-рассуждение: «Дружба крепкая не сломается…» 3 4 Техника петельного плетения бисера на проволоке. Разбор схем. 5 Техника кругового плетения бисера на проволоке. Разбор схем. 6 Техника параллельного плетения бисера на проволоке. Разбор схем. Техника параллельного плетения бисера на проволоке. Разбор схем. Рассуждение на тему: «Культурное наследие России» Просмотр презентации: «Виды бисероплетения» Беседа-диспут: «Особенности российского и бисероплетения» 8 Конструирование проволоки. 9 Выбор техники плетения цветов из бисера и проволоки, подбор материала. Разбор и зарисовка схем. Основные приёмы бисероплетения, для изготовления цветов: параллельное, Рассматривание открыток «Цветы Кубани» Рассуждение на тему: «Выставки мастеров – польза или вред?» Предложить самостоятельно выбрать схемы для создания цветочной композиции. 7 10 цветов из бисера и 23 Повторение общих сведений о бисере (размере, форме, цвета, материал), подбор проволоки. 11 12 13 14 15 16 17 18 19 петельное, круговое. Выполнение отдельных элементов цветов. Плетение отдельных элементов цветов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Сборка и оформление цветов из бисера и проволоки. Составление цветочной композиции. Конструирование плоских фигурок животных из бисера и проволоки. Выбор плоских фигурок животных из бисера и проволоки, подбор материала. Разбор и зарисовка схем. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления плоских фигур животных из бисера и проволоки на плоской основе. Анализ моделей. Плетение фигурок животных из бисера и проволоки. Плетение отдельных элементов фигурок животных из бисера и проволоки на основе изученных приёмов. Сборка и оформление плоских фигурок животных из бисера и проволоки. Зарисовка цветочной композиции Кубани. Беседа-диспут: «Особенности российского и бисероплетения» Рассуждение: «Растительный мир Кубани» Составление композиции «Цветы Кубани» Диспут: «Будущее бисероплетения - букет для кого…?» Информационная пятиминутка: «Животные Красной книги Краснодарского края» Беседа: «Отличительные особенности кубанских животных» Беседа-диспут: «Домашние животные» Фигурки домашних животных из бисера на проволоке. Беседа «Заповедники Кубани» Фигурки животных из бисера и проволоки, живущие на Кубани. Выставка плоских животных. Планируемые результаты реализации программы воспитания -развитие потребности в самообразовании и творческой реализации; - развитие самосознания учащихся; -формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей; - развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия; - формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов; - укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности; -проявление уважения к народному искусству России, Краснодарского края; - приобретение опыта художественной деятельности как социально значимой деятельности. 24 2.2.Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для успешного учебного процесса в наличии имеются: - помещение (кабинет); - качественное электроосвещение; - столы и стулья; - шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; - канцелярские принадлежности; -учебная доска; - книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Для реализации данной программы имеются инструменты и материалы для бисероплетения, а именно: - бисер, бусины, рубка, стеклярус разных цветов и размеров; - проволока для бисероплетения (0,2–0,4 мм) разных цветов; - леска или мононить для бисероплетения (0,2–0,4 мм); - ножницы; - линейка; - лоскуты однотонной ткани разных цветов; - цветной картон или бархатная бумага; - иглы для бисера (№10); - нитки капроновые разных цветов; - нитки «Ирис» разных цветов; - фурнитура для бижутерии (швензы, застежки, пуссеты); - клей ПВА; - шпатлевка; - краски; - кисточки; - тетрадь в клетку (для зарисовок схем); - цветные карандаши или фломастеры. Информационное обеспечение: схемы, готовые изделия, книги, журналы, альбомы с образцами, подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их изготовления, видео, интернет источники (ВК - сферум, ВК) Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. 2.3.Формы контроля и аттестации Контроль за освоением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Проволочная фантазия» предусматривает ведение текущего контроля, итоговая аттестация не 25 предусматривается. По окончанию обучения ребята предоставляют свои работы на общую выставку. Форма отслеживания результатов усвоения программы предполагает: - педагогическое наблюдение при выполнении практических приемов обучающимися; - ежедневное краткое подведение итогов; - опрос; - собеседование; - наблюдение; - практическое задание; - ведение журнала посещаемости. Время проведения По факту зачисления в объединение В течение учебного процесса В конце каждого образовательного модуля (с занесением результатов в диагностическую карту) Цель проведения Формы мониторинга Начальная или входная диагностика Диагностика стартовых Беседа, опрос, тестирование. возможностей Текущий контроль Определение степени усвоения Педагогическое наблюдение, учащимися учебного материала. устный опрос, викторины, Определение готовности детей к конкурсы, олимпиады, восприятию нового материала. самостоятельная работа и т.д. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Итоговая диагностика Определение степени усвоения Творческая работа, учебного материала. презентация творческих Определение результатов работ, тестирование. обучения. 2.4.Оценочные материалы Система контроля знаний и умений учащихся представляется в виде учёта результатов по итогам выполнения заданий. Мониторинг осуществляется педагогом дополнительного образования преимущественно на основе наблюдений во время образовательной деятельности, результаты которого обобщаются по окончанию программы и фиксируются в диагностической карте. Оценивание выполненных работ учащихся проводится по следующим критериям: -владение техникой: как учащийся пользуется художественными материалами, использует выразительные художественные средства в выполнении задания; воплощение художественного замысла. - умение работать с бисером. 26 - умение работать в технике: «параллельного» плетения. - умение изготавливать поделки согласно схеме. - эстетика выполненной работы. - творческий подход учащегося. - чувство меры и аккуратность в оформлении всей работы. 2.5.Методические материалы. Для обучения собран весь необходимый обучающий материал, как для педагога, так и для обучающихся, а именно: - информационная и справочная литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера; - наглядные пособия по темам; - образцы схем выполнения различных изделий из бисера; - образцы изделий с различными видами низания и способами плетения из бисера; - образцы изделий различного направления: игрушки, панно, украшения, сувениры, цветы, вышивка и пр.; - инструкции по технике безопасности; -индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (схемы, иллюстрации, фото и т.д.); -электронные презентации. При реализации программы предусмотрено использование дидактических материалов: 1. Конспекты занятий по темам: Плетение объёмного цветка из бисера на проволоке «Цветик- семицветик». 2. Методические рекомендации в помощь педагогу: Методические рекомендации для работы в кружке по бисероплетению в учреждениях дополнительного образования. Автор - составитель: Родькина М.А. Презентации на тему: «Цветик - семицветик». 3. Виды дидактических материалов: - Готовые изделия к разделам учебного плана: «Основные элементы плетения», Плетение объемного цветка «Цветик -семицветик». - Схемы к разделам учебного плана: «Основные техники плетения бисером на проволоке», Плетение объемного цветка «Цветиксемицветик». Алгоритм учебного занятия: Организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. 27 Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). Основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. Контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Список литературы Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы: 1. Жукова О.Г. “Бисерное рукоделие” 2. Божко Л.А. “Бисер” 3. Божко Л.А. “Бисер. Уроки мастерства” 4. Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна. 5. Доуэлп К. Б. Цветы из бисера// Композиции для интерьера, одежды, прически. «Никола 21-й век», 2006. 6. Верена Симон. Игрушки из синельной проволоки. «Контэнт», 2015 7. Интернет ресурсы Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной программе: 1. Лиско Н. Л. Цветы из бисера. Минск, 2011. 28 2. Стародуб К. И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера// Плетение на проволоке. Ростов-на-Дону, 2005. 3. Шнуровозова Т. Новые цветы и деревья из бисера// Уроки для начинающих. Ростов-на-Дону, 2012. 4. Гусева Н.А. “365 фенечек из бисера” 5. Верена Симон. Игрушки из синельной проволоки. «Контэнт», 2015 6. Интернет ресурсы 29