Проволочная фантазия 36ч. 2 модуль ЭП (СЗ)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
Принята на заседании
педагогического/методического совета
от 28.05. 2024 г
Протокол № 4 Егорова Дарья

Александровн
а

Утверждаю
Директор МБУДО «СЮТ»
Приказ № 79 от 28.05.2024
__________ Д.А. Егорова

Подписан: Егорова Дарья Александровна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""СТАНЦИЯ
ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""", СНИЛС=13845218165,
ИНН=340960448770, E=mboudodsutprim.aht@mail.ru,
G=Дарья Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова
Дарья Александровна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-05-28 17:02:07
Foxit Reader Версия: 9.7.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПРОВОЛОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 36 часов (2 модуль) (4,5 месяца; 19 недель)
Возрастная категория: 7 до 14 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID- номер Программы в Навигаторе: 66403

Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
Стуканова Наталья Леонидовна

г. Приморско-Ахтарск
2024 год

1

Содержание
Нормативно-правовая база

3

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Направленность
1.2.

5
5

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

5

1.3. Формы обучения

7

1.4. Режим занятий

7

1.5. Особенности организации образовательного процесса

8

1.6. Цель и задачи программы

11

1.7. Учебный план

12

1.8. Содержание учебного плана

14

1.9. Планируемые результаты

15

Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2

Календарный учебный график

17
18

2.1 Раздел программы «Воспитание»

23

2.2. Условия реализации программы

24

2.3. Формы контроля и аттестации

25

2.4. Оценочные материалы

26

2.5.

Методические материалы

27

Список литературы

28

2

Введение
Бисероплетение - создание художественных двумерных и трёхмерных
композиций с использованием бисера.
1.Нормативно-правовая база
Нормативно-правовой базой создания программы послужили
следующие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 13 июля 2020г. №189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
3. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
5. План мероприятий до 2030 года по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 года.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №
996-р.
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва,
2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года.
10. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06545 «О направлении информации» (Информационно-методическое письмо
об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации
дополнительных общеобразовательных программ)
11. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
12. Краевые методические рекомендации по проектированию
общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год).
3

Цели,
содержание
и
условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в
следующих нормативных документах:
1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа утверждается локальным нормативным правовым актом
Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов,
оценочных и методических материалов.
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на
Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом
руководителя учреждения.

4

РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Проволочная фантазия» имеет техническую направленность.
1.2. Актуальность программы, новизна, педагогическая
целесообразность, отличительные особенности
Новизна. Изучение программы нацелено на достижение ребёнком
собственных достижений, которые позволят ему самостоятельно создавать
художественные изделия используя знакомые техники бисероплетения. Эта
работа предусматривает дифференцированный подход к детям разного
возраста как при выборе материала (бисер разного размера, качества; бусины,
фурнитура), так и при выборе схем изделий (дети более старшего возраста
могут выбрать более сложные и трудоемкие изделия).
Актуальность программы. Определяется запросом со стороны детей
и их родителей на программы технической направленности, материально технические условия для реализации которой имеются на базе МБУДО
«СЮТ». Занятия по обучению бисероплетению создают благоприятные
условия для развития воображения, познавательной и творческой активности,
интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
Процесс выполнения изделий из проволоки и бисера требует от детей
развитой мелкой моторики, а в ходе систематического труда рука
приобретает уверенность и точность, пальцы становятся гибкими, что
оказывает решающее воздействие на становление красивого и ровного
почерка. Такой труд способствует развитию сенсомоторики
согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации
движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние
оказывает работа с проволокой и бисером на умственное развитие учащихся,
на развитие их мышления, воображения и внимания, сосредоточенности.
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Проволочная
фантазия» объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы
обучения
(индивидуальность,
доступность,
преемственность,
результативность); формы (групповое и индивидуальное обучение; занятия,
беседа, практическое занятие, выставка и т.д.) и методы обучения
(словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
игровой, практический); методы контроля и управления деятельностью детей
(анализ результатов занятий, конкурсов и др.) и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, мотивация и др.); средства обучения доступные для
детей (необходимые наглядные материалы) действенны в формировании и
развитии умений обучающихся создавать конструктивный образ, а
используемые приемы и методы воспитания способствуют формированию
гражданского сознания и морально - этических норм поведения, воспитания
5

положительного отношения к людям их культуре, традициям.
Отличительная особенность заключается в том, что программа
нацелена не только на обучение азам бисероплетения, но и на достижение
ребёнком такого уровня мастерства, который позволит ему создавать
художественные изделия. Программа позволяет развивать ключевые
компетентности ребенка средствами дополнительного образования;
концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах
учащегося,
своевременно
идентифицировать
проблемы
обучения;
осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении
им поставленных образовательных целей.
При ознакомлении с материалами (бисер, стеклярус, синельная
проволока и т.д.), «техникой» работы, ребята приобретают навыки
графического и пластического изображения предметов, овладевают умением
конструирования и 3-Д моделирования.
Программа включает разновозрастной принцип представления
содержания и построения учебного плана.
Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми
в возрасте от 7 до 14 лет, с любым видом и типом психофизиологических
особенностей (в том числе и с детьми ОВЗ, талантливыми детьми, детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации), с разным уровнем
интеллектуального
развития,
имеющими
разную
социальную
принадлежность, вне зависимости от национальности и не имеющих
медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности.
Начало школьного обучения (7-9 лет) означает переход от игровой
деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного
возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
Основной, ведущей деятельностью становится обучение, а это
серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий
ребёнка,
мобилизации
внимания,
интеллектуальной
активности,
самоограничений.
Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и
учете психологических особенностей младших школьников в обучении и
воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми,
используя различные игры, задания, упражнения.
Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте
- от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято
называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление
независимости детей от взрослых, негативизм - стремление противостоять, не
поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам
взрослых. Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил
бы на все его сомнения. Занятия в объединении помогут обучающимся найти
себя, поверить в свои силы и возможности.
6

Дети 13-17 лет проявляют тревогу, беспокойство, дискомфорт, ссоры
со сверстниками, эгоцентризм, закрытость, нежелание и неумение говорить о
себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром
спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки
проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически
переживают ситуации невключенности в группу сверстников, бравируют
своей независимостью. Занятия с педагогом в объединении помогут ребятам
расширить мир их увлечений, проявлять способность понимать,
сочувствовать, корректно выражать свои эмоции, радоваться своим и чужим
победам.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья
характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или
раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании.
При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения
задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное
беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и
гримасничать.
Программа «Проволочная фантазия» составлена таким образом, что
позволяет поддержать выявление одарённых и мотивированных детей и
создать условия для их дальнейшего совершенствования. Поэтому, не
зависимо от предмета и источника одарённости ребёнка программа
ориентирована
на
формирование
навыков
самоорганизации
и
самоуправления, достижение самостоятельно поставленных целей и задач.
Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование,
направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной
деятельности.
1.3.Форма обучения: очная. В программе предусмотрено
использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в
образовательном процессе.
1.4.Режим занятий:
Запланированное количество часов для реализации программы - 36 часов
(4,5 месяца; 18 недель)
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий- 45 минут.
Перерыв - 15 минут.
Наполняемость группы: до 10 человек
Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень освоения программы - ознакомительный.
Сроки реализации программы «Проволочная фантазия» - 36 часов (4,5
месяца; 18 недель)
Регламент образовательного процесса: занятия в учреждении могут
начинаться не ранее 9.00 часов и заканчиваться не позднее 20.00 часов.
Продолжительность учебной недели - 6 дней.
7

Занятия в учебных группах дошкольников составляют 30 минут, (в
дошкольных образовательных учреждениях допускается корректировка
продолжительности занятий в соответствии с режимом работы Учреждения),
10 минут перерыв и снова 30 минут занятий, 1 или 2 раза в неделю.
Для учащихся 6,5-7 лет продолжительность занятия составляет:
-с сентября по декабрь - 35 минут;
- с января по май - 40 минут.
Перерыв между занятиями - 15 мин.
Для учащихся 8-18 лет продолжительность занятия составляет 45 минут,
перерыв между занятиями - 15 мин.
В смешанных разновозрастных группах продолжительность занятий
корректируется педагогом с учетов возрастных особенностей учащихся.
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором
МБУДО «СЮТ».
1.5.Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста
или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся
основным составом объединения; состав групп постоянный.
Виды занятий по программе определяются ее содержанием и
предусматривают проведение мастер-классов, выставок и т.д. Разделы
программы взаимосвязаны друг с другом и объединены единой целью
дополнительной
образовательной
общеразвивающей
программы.
Содержание каждого модуля формируется с учетом сохранения
преемственности образовательных частей. В программе учитываются
возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от
простого к сложному.
Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в
мероприятиях, выставках; могут быть включены дополнительные задания:
соответствующие тематике определенной выставки или конкурса; при работе
над междисциплинарными проектами. Некоторые из заданий (по выбору
педагога или обучающихся) могут быть изменены в ходе экспериментальнопоисковой работы. При организации образовательного процесса педагог
учитывает специфику конкретной учебной группы (успеваемость, творческая
активность, предпочтения детей и т.д.).
При возникновении обоснованной необходимости, например, в период
режима «повышенной готовности», программа «Проволочная фантазия»
может реализовываться с использованием дистанционных технологий или с
использованием электронного обучения.
Занятия могут иметь различные формы проведения: беседа,
практическое занятие, мастер-класс.
Структура практического занятия:
1.Оргмомент (1 мин.)
2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.)
8

3.Изучение нового материала (5 мин.)
4.Пробные упражнения (2 мин.)
5.Выполнение практического задания (20 мин.)
6.Подведение итогов (5 мин.)
Структура комбинированного занятия:
1.Оргмомент (1 мин.)
2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа,
устный опрос) (3 мин.)
3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.).
4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.)
5. Упражнения по образцам (5мин.)
6. Самостоятельная работа (20 мин.)
7. Подведение итогов (2 мин.)
8. Домашнее задание (1 мин.)
Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные
формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено
использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические и
семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, тренинги
и т.д.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть разработан для
разных категорий обучающихся с ООП в соответствии со специальными
потребностями,
возрастными
и индивидуальными
особенностями,
состоянием психического и соматического здоровья, а также с учётом
реальных возможностей учреждения дополнительного образования.
Условия
приема
учащихся:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/.
Учащиеся, поступившие в объединение, проходят собеседование,
направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной
деятельности.
Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая
диагностика (входной контроль), с целью выявления уровня готовности
ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений
и навыков, мотивации для занятий).
Доступность программы для различной категорий учащихся.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
“Проволочная фантазия”, (плетение из бисера) можно использовать в работе
с детьми с ООП посредством разработки индивидуального образовательного
маршрута, обеспечивающим освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
9

При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми
проводится разработка индивидуального образовательного маршрута,
обеспечивающие освоение образовательной программы на основе
индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей.
При реализации программы «Проволочная фантазия» допускается
применение электронного обучения и использование дистанционных
образовательных технологий.
Использование дистанционных и (или) комбинированных форм
реализации программы
При реализации данной программы предусмотрено использование
дистанционных
и
(или)
комбинированных
форм
организации
образовательного процесса:
-индивидуальная;
-групповая.
Виды занятий:
- видео-занятие в записи;
-мастер-класс;
-презентации с текстовыми и голосовыми комментариями;
-консультации.
Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями
СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При реализации данных форм обучения будет использоваться
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть
«ВКонтакте».
При реализации программы возможно сетевое взаимодействие в рамках
проведения совместных специализированных мероприятий. Сетевыми
партнерами являются образовательные организации, с которыми заключен
договор о сотрудничестве.
Виды проведения сетевого взаимодействия:
- семинары, консультации;
- мастер-классы;
- образовательные проекты;
- совместные выставки и т.д.
Социально-экономический эффект программы
Социально-экономический эффект
от реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Проволочная
фантазия» включает в себя несколько аспектов:
1.Раскрытие творческого потенциала обучающихся повышает их
интерес к народному творчеству, истокам родного края, что способствует
сохранению традиционных ценностей.
2.Программа способствует расширению представлений об
окружающем мире, развитию пространственного мышления, креативности,
10

развивает умение работать в команде.
3.Одним из главных социальных эффектов программы является
проведение выставок, не только на уровне учреждения, но и района, что
позволяет привлечь внимание к народному творчеству.
1.6. Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для формирования и развития творческих
способностей учащихся, социально значимых ценностно-смысловых
установок, развитие способности к творческому самовыражению и
самореализации через теоретическое и практическое знакомство с
конструированием из проволоки и бисера.
Задачи программы:
Образовательные (ориентированы на предметный результат):
- ознакомление с историей бисера, бисероплетения, изделий из бисера
и проволоки страны, края, района;
- обучение изготовлению цветов, плоских фигур из бисера и проволоки
и составлению композиций;
- обучению изготовлению изделий по собственному замыслу;
- формировать основы безопасных трудовых навыков; приемы работы с
различными инструментами (иглы, ножницы, проволока и т.д.);
Развивающие (ориентированы на метапредметный результат):
- развивать моторные навыки;
- сформировать эстетический и художественный вкус;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности,
внимание;
- повышать общий интеллектуальный уровень;
-способствовать обогащению навыков общения и умений совместной
деятельности;
- способствовать расширению кругозора;
- содействовать адаптации, обучающихся к жизни в обществе.
Воспитательные (ориентированы на личностный результат):
- прививать интерес к культуре, истокам народного творчества;
- обеспечить доведение начатого дела до конца;
- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;
-воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость,
внимательность;
- формировать общую культуру обучающихся;
- содействовать организации содержательного досуга;
-воспитание
духовно-нравственных,
гражданско-патриотических
ценностей обучающихся.

11

1.7.Учебный план программы
Программа
«Проволочная
фантазия»
состоит
из
одного
образовательного модуля: «Конструирование цветов и объёмных фигурок
животных из бисера и проволоки.
№

Наименование раздела, темы
Всего

1
2
3
4

5

Количество часов
Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

Модуль:2 «Конструирование цветов и объёмных фигурок животных из бисера и проволоки»
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2
2
Собеседование,
Знакомство детей с целями и задачами
Наблюдение,
объединения, демонстрация изделий.
текущий контроль
Изучение
техники
французского
8
4
4
Наблюдение,
плетения. Изучение и зарисовка схем.
Текущий контроль
Конструирование объёмных цветов из
бисера и проволоки. Техника плетения
цветов по схеме.
Конструирование объёмных фигурок
животных из бисера и проволоки.
Техника плетения объёмных фигурок
по схеме.
Подведение
итогов.
Выставка
творческих работ.

12

4

10

Наблюдение,
текущий контроль

12

4

8

Наблюдение,
текущий контроль

Итого

36

Итоговый контроль
Выставка
творческих
работ

2

12

12

24

Образец индивидуального образовательного ООП *
№
1

2

3

4

5

8

Название раздела
Введение в образовательную
программу. Инструктаж по ТБ.
Знакомство детей с целями и
задачами
объединения,
демонстрация изделий.
Основные приёмы
бисероплетения, используемые
для изготовления цветов:
параллельное, петельное.
Выполнение отдельных
элементов цветов.
Техника выполнения серединки,
лепестков,
чашелистиков,
тычинок,
листьев.
Анализ
моделей.
Зарисовка
схем.
Сборка изделий.
Плетение объёмного цветка из
бисера.
Анализ
моделей.
Зарисовка
схем.
Подбор
материала.
Оформление
и
сборка
объёмного цветка из бисера.
Составление композиции.
Подведение итогов.
Выставка творческих работ.
Итого

Количество часов
Всего Теория Практика

Форма
аттестации/контроля
Собеседование
Наблюдение
Текущий контроль

2

2

10

4

6

Наблюдение
Текущий контроль

6

2

4

Наблюдение
Текущий контроль

10

2

8

Наблюдение
Текущий контроль

6

2

4

Наблюдение
Текущий контроль

2

-

2

Творческая выставка

36

12

24

*ИОМ может быть разработан для разных категорий обучающихся с ООП в соответствии со
специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием психического
и соматического здоровья, а также с учётом реальных возможностей учреждения дополнительного
образования.

13

Образец индивидуального образовательного маршрута
(талантливые, одаренные дети)
№
п/п
1

2

3

4

5

6

7

Название раздела

Количество часов
Всего Теория Практика

Введение в образовательную программу.
Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с
целями
и
задачами
объединения,
демонстрация изделий.
Основные приёмы бисероплетения,
используемые для изготовления цветов:
параллельное, петельное, игольчатое
плетение, низание дугами. Выполнение
отдельных элементов цветов.
Техника
выполнения
серединки,
лепестков,
чашелистиков,
тычинок,
листьев. Анализ моделей. Зарисовка
схем. Сборка изделий. Составление
композиций.
Основные
приемы
бисероплетения,
используемые для изготовления плоских
фигур животных из бисера и проволоки
на плоской основе. Анализ моделей.
Выполнение
отдельных
элементов
фигурок животных из бисера и проволоки
на основе изученных приёмов.
Основные
приёмы
бисероплетения,
используемые для изготовления фигур
плоских насекомых из бисера и
проволоки. Техника выполнения. Анализ
образцов. Выбор материалов. Цветовое и
композиционное решение.
Основные
приёмы
бисероплетения,
используемые
для
изготовления
объемных фигур насекомых и животных
из бисера и проволоки. Техника
выполнения. Анализ образцов. Выбор
материалов. Цветовое и композиционное
решение.
Подведение итогов.
Выставка творческих работ.
Итого

2

2

-

8

2

6

6

2

4

8

4

4

6

2

4

6

2

4

-

-

-

36

14

22

Форма
аттестации/ко
нтроля
Собеседование
Наблюдение
Текущий
контроль
Наблюдение
Текущий
контроль
Наблюдение
Текущий
контроль
Наблюдение
Текущий
контроль

Наблюдение
Текущий
контроль

Наблюдение
Текущий
контроль

Творческая
выставка

В программу могут вноситься необходимые коррективы, может
изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их
последовательность в рамках конкретного модуля.
1.8. Содержание учебного плана
1.Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.
Знакомство детей с целями и задачами объединения, демонстрация изделий
(2 ч.)
Теоретическая часть: Введение в образовательную программу.
Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и задачами объединения,
14

демонстрация изделий из бисера и синельной проволоки. Составление картсхем: «Безопасное поведение при работе с материалами»
2.Изучение техники французского плетения. Изучение и зарисовка схем.
(8 ч.)
Теоретическая часть: Разбор и зарисовка схем французского плетения.
Практическая часть: выполнение отдельных элементов техникой
французского плетения.
3.Конструирование объёмных цветов из бисера и проволоки. Техника
плетения цветов по схеме. (12ч)
Теоретическая часть: рассматривание, показ, обсуждение и зарисовка
схем, цветочной композиции. Проведение анализа и обсуждение моделей
фигур животных и способов плетения, изучение и зарисовка схем.
Практическая часть: изготовление отдельных элементов объёмного
цветка из бисера и проволоки, работа по выбранной схеме (параллельного,
петельного и французского плетения.) Техника выполнения серединки,
лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Сборка объёмных цветов.
Составление цветочной композиции.
4.Конструирование объёмных фигур животных из бисера и проволоки.
Техника плетения объемных фигурок по схеме. (12ч.)
Теоретическая часть: рассматривание объёмных фигур животных из
бисера и проволоки. Проведение анализа и обсуждение моделей и способов
плетения, изучение и зарисовка схем.
Практическая часть: изготовление отдельных элементов фигурок
животных из бисера и проволоки на основе изученных приемов. Проведение
индивидуальных консультаций.
5. Подведение итогов. Выставка творческих работ. (2ч.)
1.9. Планируемые результаты
Личностные результаты:
-развитие
познавательной
активности
и
самостоятельной
мыслительной деятельности;
-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других;
- формирование уверенности в собственных силах.
Предметные результаты:
-знание истории бисера, бисероплетения, изделий из бисера и проволки
страны, края, района;
- умение делать цветы, плоские фигуры из бисера и проволоки и
составлять композиции;
- умение делать изделия по собственному замыслу;
- знать основы безопасных трудовых навыков; приемы работы с
различными инструментами (иглы, ножницы, проволока и т.д.);
15

Метапредметные результаты освоения образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель своей деятельности с
помощью педагога;
- умение проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться отличать выполненное задание от неверного;
- умение работать индивидуально и в группе.
Познавательные УУД:
-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью педагога;
- развитие творческого мышления;
- развитие навыка решения нестандартных задач.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

16

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических
включающий формы аттестации»

условий,

Календарный учебный график
Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждой
учебнойгруппы.

17

Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Проволочная фантазия»
(36 часов, 2 модуль, 4,5 месяца)*
№
п/п

Дата
занятия

Модули, разделы и темы занятий

Кол-во
часов

Время
проведения
занятий

Форма занятий

1

14.01.2025

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

14.00-14.45

Учебное занятие

2

14.01.2025

1

15.00-15.45

Учебное занятие

3

21.01.2025

Знакомство детей с целями и задачами объединения,
демонстрация изделий.
Изучение техники французского плетения. Разбор схем.

1

14.00-14.45

Учебное занятие

4

21.01.2025

Изучение техники французского плетения. Разбор схем.

1

15.00-15.45

5

28.01.2025

Изучение техники французского плетения. Разбор схем.

1

6

28.01.2025

Изучение техники французского плетения. Разбор схем.

7

04.02.2025

8

Место
проведения
занятий

Форма контроля

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31
МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31
МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Собеседование
Наблюдение
Текущий
контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

14.00-14.45

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

1

15.00-15.45

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

Изучение техники французского плетения. Разбор схем.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

04.02.2025

Изучение техники французского плетения. Разбор схем.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

9

11.02.205

Изучение техники французского плетения. Разбор схем.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

10

11.02.2025

Изучение техники французского плетения. Разбор схем.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

18

11

18.02.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

14.00-14.45

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

12

25.02.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

15.00-15.45

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

13

04.03.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

14.00-14.45

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

14

04.03.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

15.00-15.45

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

15

11.03.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

16

11.03.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

17

18.03.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

18

18.03.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

19

25.03.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

20

25.03.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

19

21

01.04.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

22

01.04.2025

Конструирование объемных цветов из бисера и
проволоки. Техника плетения цветов по схеме.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

23

08.04.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий
контроль,
наблюдение

24

08.04.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

15.00-15.45

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

25

15.04.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

14.00-14.45

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

26

15.04.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

15.00-15.45

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

27

22.04.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

14.00-14.45

Учебное занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

28

22.04.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

29

29.04.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

30

29.04.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

20

31

06.05.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

32

06.05.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

33

13.05.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

34

13.05.2025

Конструирование объемных фигурок животных из
бисера и проволоки. Техника плетения объемных
фигурок по схеме.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

35

20.05.2025

Подведение итогов. Выставка творческих работ.

1

14.00-14.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

36

20.05.2025

Подведение итогов. Выставка творческих работ.

1

15.00-15.45

Практическое занятие

МБОУ СОШ №5
Кабинет №2.31

Текущий контроль,
наблюдение

*Дата и время проведения занятий утверждается локальным актом на педагогическом совете и может изменяться в виду объективных
причин

21

2.1. Раздел программы «Воспитание»
План воспитательной работы
Цель: формирование духовно-культурных ценностей обучающихся
через овладение искусством бисероплетения.
Задачи:
- прививать интерес к культуре своей Родины, края, района; к истокам
народного творчества;
-создать условия для интеллектуального, эстетического, коммуникативного,
самовыражения личности обучающихся;
- прививать основы культуры труда;
- воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения,
доброе отношение друг к другу);
- развивать активную жизненную позицию обучающихся.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1

Название раздела, темы

Сроки

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Знакомство детей с целями и задачами
объединения, демонстрация изделий.

Январь

2

Изучение техники французского
плетения. Изучение и зарисовка схем.

Январь
Февраль

3

Конструирование объемных цветов из
бисера и проволоки. Техника плетения
цветов по схеме.
Конструирование объемных фигурок
животных из бисера и проволоки.
Техника плетения цветов по схеме.

Февраль
Март

Подведение итогов. Выставка творческих
работ.

Май

4

5

Апрель
Май

Форма проведения
Беседа-рассуждение: «Дружба крепкая не
сломается…»
Просмотр презентации: «Виды
бисероплетения на Руси»
Беседа-рассуждение: «Особенности
российского бисеропления»
Диспут: «Будущее бисероплетения»
Рассматривание открыток «Цветы
Кубани»
Беседа: «Полевые цветы Кубани»
Информационная пятиминутка:
«Животные Красной книги
Краснодарского края»
Беседа: «Отличительные особенности
кубанских животных»
Рассуждение на тему: «Выставки
мастеров – польза или вред?»

Планируемые результаты реализации программы воспитания
-развитие потребности в самообразовании и творческой реализации;
- развитие самосознания учащихся;
-формирование у них положительного самовосприятия и чувства
своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни
и других людей;
- развитие свойств и качеств личности,
необходимых
для
полноценного межличностного взаимодействия;
- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры,
навыков разрешения межличностных конфликтов;
- укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в
отношении к реальности;
23

-проявление
уважения
к
народному
искусству
России,
Краснодарского края;
- приобретение опыта художественной деятельности как социально
значимой деятельности.
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
В процессе реализации программы овладеть необходимыми
знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства
обучения. Для успешного учебного процесса в наличии имеются:
- помещение (кабинет);
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья;
- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
- канцелярские принадлежности;
-учебная доска;
- книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных
материалов.
Для реализации данной программы имеются инструменты и
материалы для бисероплетения, а именно:
- бисер, бусины, рубка, стеклярус разных цветов и размеров;
- проволока для бисероплетения (0,2–0,4 мм) разных цветов;
- леска или мононить для бисероплетения (0,2–0,4 мм);
- ножницы;
- линейка;
- лоскуты однотонной ткани разных цветов;
- цветной картон или бархатная бумага;
- иглы для бисера (№10);
- нитки капроновые разных цветов;
- нитки «Ирис» разных цветов;
- фурнитура для бижутерии (швензы, застежки, пуссеты);
- клей ПВА;
- шпатлевка;
- краски;
- кисточки;
- тетрадь в клетку (для зарисовок схем);
- цветные карандаши или фломастеры.
Информационное обеспечение: схемы, готовые изделия, книги,
журналы, альбомы с образцами, подборки рисунков, фотографий
различных изделий и описания их изготовления, видео, интернет
источники (ВК - сферум, ВК)
Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий
осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его
должностных обязанностей. Педагог дополнительного образования имеющей
24

профессиональное высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки" или высшее образование либо
среднее профессиональное образование в рамках направления подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования
при
условии
его
соответствия
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе (Профессиональный
стандарт №513).
Образование (профессиональная переподготовка, курсы повышения
квалификации, направленность (профиль) должно соответствовать
направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому курсу,
дисциплине (модулю).
2.3.Формы контроля и аттестации
Оценка образовательных результатов, учащихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный
характер.
Для оценки результативности применяется входной, текущий,
промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль: диагностика имеющихся знаний и умений
обучающихся.
Формы оценки: устный опрос, собеседование.
Текущий контроль: наблюдение, помощь учащимся.
Форма оценки: выполнение практических заданий различных уровней
сложности; умение использовать приобретенные знания на практике.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и
выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня (районных и
городских).
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время
обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение
комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой
предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам
использованием различных материалов.
Формы отслеживания образовательных результатов: беседа,
наблюдение, текущий контроль, тесты, конкурсы, открытые и итоговые
занятия, олимпиады, конкурсы.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы,
протоколы диагностики, фото, свидетельство (сертификаты).
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: отчеты, олимпиады, конкурсы.
25

Форма отслеживания результатов усвоения программы
предполагает:
- педагогическое наблюдение при выполнении практических приемов
обучающимися;
- ежедневное краткое подведение итогов;
- опрос;
- собеседование;
- наблюдение;
- практическое задание;
- ведение журнала посещаемости.
Время проведения
По факту зачисления в
объединение
В течение учебного
процесса

В конце каждого
образовательного
модуля (с занесением
результатов в
диагностическую карту)

Цель проведения

Формы мониторинга

Начальная или входная диагностика
Диагностика стартовых
Беседа, опрос, тестирование.
возможностей
Текущий контроль
Определение степени усвоения
Педагогическое наблюдение,
учащимися учебного материала. устный опрос, викторины,
Определение готовности детей к конкурсы, олимпиады,
восприятию нового материала.
самостоятельная работа и т.д.
Повышение ответственности и
заинтересованности в обучении.
Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения.
Итоговая диагностика
Определение степени усвоения
Творческая работа,
учебного материала.
презентация творческих
Определение результатов
работ, тестирование.
обучения.

2.4.Оценочные материалы
Мониторинг предметных результатов. В соответствии с целями и
задачами программы предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований учащихся.
Проведение диагностики позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента
программы. В диагностических таблицах фиксируются требования, которые
предъявляются к ребенку в процессе освоения им программы.
Результаты оцениваются по трехбалльной шкале: 3 балла - высокий
уровень; 2 балла - средний уровень; 1 балл - низкий уровень.
Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные
по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень
определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на
количество отслеживаемых параметров.
Система контроля знаний и умений учащихся представляется в
26

виде учёта результатов по итогам выполнения заданий отдельных
диагностических кейсов по каждому модулю.
Мониторинг оценки личностных результатов осуществляется
педагогом дополнительного образования преимущественно на основе
наблюдений во время образовательной деятельности, результаты которого
обобщаются в конце каждого образовательного модуля и фиксируются в
диагностической карте.
Мониторинг метапредметных результатов. Система внутренней
оценки метапредметных результатов включает в себя следующие
процедуры: решение задач творческого и поискового характера: творческие
задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания
вариативного повышенного уровня.
2.5.Методические материалы.
Для обучения собран весь необходимый обучающий материал, как для
педагога, так и для обучающихся, а именно:
- информационная и справочная литература по технике выполнения
различных методов низания и плетения из бисера;
- наглядные пособия по темам;
- образцы схем выполнения различных изделий из бисера;
- образцы изделий с различными видами низания и способами плетения
из бисера;
- образцы изделий различного направления: игрушки, панно,
украшения, сувениры, цветы, вышивка и пр.;
- инструкции по технике безопасности;
-индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (схемы,
иллюстрации, фото и т.д.);
-электронные презентации.
При реализации программы предусмотрено использование
дидактических материалов:
1. Конспекты занятий по темам: Плетение объёмного цветка из бисера
на
проволоке «Цветик- семицветик».
2. Методические рекомендации в помощь педагогу: Методические
рекомендации для работы в кружке по бисероплетению в учреждениях
дополнительного образования. Автор - составитель: Родькина М.А.
Презентации на тему: «Цветик - семицветик».
3. Виды дидактических материалов:
- Готовые изделия к разделам учебного плана: «Основные элементы
плетения», Плетение объемного цветка «Цветик -семицветик».
- Схемы к разделам учебного плана: «Основные техники плетения
бисером на проволоке», Плетение объемного цветка «Цветиксемицветик».
27

Алгоритм учебного занятия:
Организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
Основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного
запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при
усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые
активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми
самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
Контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их
коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и
задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского).
Список литературы
Список литературы, использованной педагогом при написании
образовательной программы:
1. Жукова О.Г. “Бисерное рукоделие”
2. Божко Л.А. “Бисер”
3. Божко Л.А. “Бисер. Уроки мастерства”
4. Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.
28

5. Доуэлп К. Б. Цветы из бисера// Композиции для интерьера, одежды,
прически. «Никола 21-й век», 2006.
6. Верена Симон. Игрушки из синельной проволоки. «Контэнт», 2015
7. Интернет ресурсы
Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной
программе:
1. Лиско Н. Л. Цветы из бисера. Минск, 2011.
2. Стародуб К. И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера// Плетение на
проволоке. Ростов-на-Дону, 2005.
3. Шнуровозова Т. Новые цветы и деревья из бисера// Уроки для
начинающих. Ростов-на-Дону, 2012.
4. Гусева Н.А. “365 фенечек из бисера”
5. Верена Симон. Игрушки из синельной проволоки. «Контэнт», 2015

29

Предметные результаты

Диагностическая карта
мониторинг результативности обучения
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Проволочная фантазия»
Показатели (оцениваемые
параметры)
I. Теоретическая
подготовка
обучающихся:
1.1 Теоретические знания
(по основным разделам
учебного плана
программы)
1.2 Владение
специальной
терминологией

II. Практическая
подготовка ребенка:

Критерии
Соответствия
теоретических знаний
обучающегося
программным
требованиям.
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Соответствие
практических умений
и навыков
2.1. Практические умения программным
и навыки,
требованиям.
предусмотренные
программой (по

Степень выраженности оцениваемого
Возможное колкачества
во баллов
-минимальный уровень (ребенок
1
овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой);
2
- средний уровень (объем усвоенных
знаний составляет более 1/2);
-максимальный уровень (ребенок
3
усвоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период);
-минимальный уровень (ребенок, как
1
правило избегает употреблять
специальные термины);
- средний уровень (ребенок сочетает
2
специальную терминологию с бытовой);
-максимальный уровень (специальные
3
термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием).
- минимальный уровень (ребенок
1
овладел менее чем 1/2 предусмотренных
умений и навыков);
2
- средний уровень (объем усвоенных
умений и навыком
3
- максимальный уровень (ребенок
овладел практически всеми умениями и
30

Методы
диагностики
Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос

Контрольное
задание

основным разделам
учебного плана
программы)
2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением.

2.3. Творческие навыки

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения.

Креативность в
выполнении
практических заданий

навыками, предусмотренными
программой за конкретный период.)
-минимальный уровень умений
(ребенок испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием);
- средний уровень(работает с
оборудованием с помощью педагога);
-максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей);
-начальный (элементарный) уровень
развития креативности (ребенок в
состоянии выполнить лишь простейшие
практические задания педагога);
-репродуктивный уровень (выполняет
в основном задания на основе образца);
-творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества)

31

1

2
3

1

2
3

Сводная диагностическая таблица
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Проволочная фантазия»
За 20__- 20___ учебный год
Наименование модуля______________________________________Группа №___
№

Ф.И.О. ребенка

I. Теоретическая подготовка учащихся:
Теоретические
знания (по основным
разделам
образовательного
модуля

Владение
специальной
терминологией

II. Практическая подготовка ребенка
Практические умения и
навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
образовательного
модуля)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Минимальный уровень 1 балл
Средний уровень 2 балла
Максимальный уровень 3 балл

32

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением.

Творческие
навыки

Оценочные материалы.
Тесты по программе «Проволочная фантазия».
Тест «Техника безопасности»
1. Как должны быть расположены ножницы на столе во время работы!
а) справа кольцами к себе;
б) слева кольцами от себя;
в) на полу.
2. Передавать ножницы следует:
а) острием в перед;
б) кольцами вперед сомкнутыми концами;
в) броском через голову.
3. Куда необходимо вкалывать иголки при работе?
а) в игольницу;
б) одежду;
в) клубок ниток.
4. Как следует поступить со сломанной иглой?
а) выбросить в мусорную корзину;
б) отдать руководителю;
в) вколоть в игольницу.
5. Как следует заготавливать проволоку (леску)?
а) отрывать руками;
б) отрезать ножницами;
в) перекусить зубами.
Ответы: 1) – а; 2) – б; 3) – а; 4) – б; 5) – б.
Тест: «Из истории бисероплетения»
Вопросы:
1. Что означает бисер в переводе с арабского языка?
а) «драгоценный камень»;
б) «фальшивый жемчуг»;
в) стекло.
2. Первые упоминания о бисере приходятся на...?
а) первые тысячелетия до н.э.;
б) средние века;
в) начало 19 века.
3. Кто является автором этого стихотворения?
«…Так в бисере стекло, подобно жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу,
Им красится народ в полуношных степях,
Им красится Арап на южных берегах…»
а) А.С. Пушкин;
33

б) М.Ю. Лермонтов;
в) М.В. Ломоносов.
4. Что такое бисер?
а) мелкие круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы,
кости со сквозными отверстиями для низания;
б) мелкие шарики, предназначенные для украшений;
в) бусинки средней величины со сквозными отверстиями.
Ответы:
1. б 3.в
2. а 4.а
Тест: «Материалы и инструменты для бисероплетения»
Вопросы:
1. Какой бисер бывает?
Ответ: мелкий, крупный, средний, шестигранный, трехгранный.
2. Что такое стеклярус?
Ответ: трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды
и интерьеров.
3. Какие инструменты нужны для работы с бисером?
Ответ: ножницы, иглы, плоскогубцы, кусачки, станки.
4. Что такое фурнитура?
Ответ: вспомогательный материал, для изготовления украшений из
бисера.
5. Что относится к фурнитуре?
Ответ: замочки и крючки, колокольчики разных размеров, колечки,
заготовки для клипс, брошей и заколок для волос.
Тест «Виды плетения бисера»
Обведи ручкой, какие виды плетения бисером ты знаешь.
1. Параллельное;
2. Волнистое;
3. Пепельное;
4. Зубчатое;
5. Игольчатое;
6. Круговое;
7. Французское;
Ответ:1,3,5,6,7.
Тест «Этапы изготовления плоских фигурок из бисера»
Расположить номера в соответствии с последовательностью изготовления
игрушки из бисера.
1. Плетение деталей;
2. Оформление;
34

3. Подбор материала;
4. Сборка изделия;
Ответ: 3,1,4,2.
Тест по теме: «Цветоведение»
1. Выделите теплый цвет:
а) черный;
б) красный;
в) синий;
г) белый.
2. К хроматическим цветам относятся:
а) синий;
б) белый;
в) серый;
г) черный.
3. Выберите холодные цвета:
а) зелёный;
б) фиолетовый;
в) красный;
г) голубой.
4. Продолжите фразу:
а) Хроматические цвета – это….
б) Ахроматические цвета – это….
Ответы:
1. б).
2. б), в), г).
3. а), б), г).
4. а)…это цвета и их оттенки, их мы различаем в спектре. Они отличаются
друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота или
яркость.
б) …. оттенки серого – от белого до черного.
Итоговый тест «Проволочная фантазия»
1. Бисер, в переводе с арабского языка это:
а) «драгоценный камень»;
б) «фальшивый жемчуг»;
в) стекло.
2. Первые упоминания о бисере, приходятся на:
а) первое тысячелетие до н.э.;
б) средние века;
в) начало 19 века.
3. Что такое бисер?
35

а) мелкие круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы,
кости со сквозными отверстиями для низания;
б) мелкие шарики, предназначенные для украшений;
в) бусинки средней величины со сквозными отверстиями.
4. К хроматическим цветам относят:
а) черный, серый, белый;
б) желтый и синий, красный и зеленый, оранжевый и голубой;
в) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
5. Что такое композиция?
а) творчески обдуманное соединение различных элементов узора
орнаментов, складывающихся из простого чередования отдельных фигур,
расположенных по горизонтали, вертикали, и диагонали.
б) чередование и повторение элементов изделия: повторяющихся фигур,
цветочных пятен или форм, отделяющихся друг от друга интервалами,
промежутками.
Ответы:
1. б, 2. а, 3. а, 4. б, 5. а

36

Аттестация
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Проволочная фантазия»
за 20__- 20___ учебный год
№

Виды контроля
аттестации

Определение
эффективности и
результативности навыков
учащихся

Входной контроль
аттестации
Текущий контроль
аттестации

диагностика имеющихся знаний и
умений учащихся
Наблюдение, помощь учащимся

3

Промежуточный контроль
аттестации

Выполнение практических заданий
различных уровней сложности.
Умение использовать
приобретенные знания на
практике.

4

Итоговый контроль
аттестации

Проводится по сумме показателей
за всё время обучения в
творческом объединении

1
2

37

Форма оценки

Устный опрос, собеседование
Тест «Техника безопасности»
Тест «Материалы и
инструменты для
бисероплетения»
Тест по теме: «Цветоведение»
Тест «Виды плетения бисера»
Тест «Этапы изготовления
игрушек из бисера»
Тест «Этапы изготовления
скульптур из бисера»
Тест «.По цветоведенью»
Тест «Вышивка бисером»
Итоговый тест
Творческая работа учащихся

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».