УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
Принята на внеочередном
педагогическом совете
МБУДО «СЮТ»
Протокол № 3 от 18.11.2024 г
Егорова
Дарья
Александр
овна
Утверждаю
Приказ № 177 от 18.11.2024
Директор МБУДО «СЮТ»
__________ Д.А. Егорова
Подписан: Егорова Дарья Александровна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ""",
СНИЛС=13845218165, ИНН=340960448770,
E=mboudodsutprim.aht@mail.ru, G=Дарья
Александровна, SN=Егорова, CN=Егорова
Дарья Александровна
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-11-18 17:06:09
Foxit Reader Версия: 9.7.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ТУРИСТ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации: 36 часов (1 модуль) (4 месяца, 17 недель)
Возрастная категория: от 7 до 17 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID- номер Программы в Навигаторе: 66668
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Штык Владимир Юрьевич
г. Приморско-Ахтарск
2024 год
1
Содержание
Нормативно-правовая база
3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Направленность
1.2.
5
5
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
5
1.3. Формы обучения
7
1.4. Режим занятий
7
1.5. Особенности организации образовательного процесса
8
1.6. Цель и задачи программы
10
1.7. Учебный план
11
1.8. Содержание учебного плана
13
1.9. Планируемые результаты
16
Раздел 2. «Комплекс социально-педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2
Календарный учебный график
18
19
2.1 Раздел программы «Воспитание»
22
2.2. Условия реализации программы
23
2.3. Формы контроля и аттестации
25
2.4. Оценочные материалы
26
2.5.
Методические материалы
26
Список литературы
28
2
Введение
Туризм - это средство гармоничного развития детей, реализуемое в
форме отдыха и общественно-полезной деятельности.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовой базой создания программы послужили
следующие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р (в редакции от 15.05.2023г).
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания
президиума при Президенте РФ.
4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 года.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №
996-р.
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва,
2015 года-Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября 2015 года.
8. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей
и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2023 г. № 06-545
«О направлении информации» (Информационно-методическое письмо
об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации
дополнительных общеобразовательных программ)
10. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№ 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам”
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
3
13. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий”
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от «5» мая 2018г. № 298н «Профессиональный стандарт педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
15. Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023
г. № 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере
образования при формировании государственного социального заказа на
оказание государственных услуг на территории Краснодарского края»
16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3
сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от
21 апреля 2023 г.)
17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
18. Краевые методические рекомендации по проектированию
общеобразовательных общеразвивающих программ (2024 год).
Цели, содержание
и
условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в
следующих нормативных документах:
1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа утверждается локальным нормативным правовым актом
Учреждения и представляет собой комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов,
оценочных и методических материалов.
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на
Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом
руководителя учреждения.
4
РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юный турист» туристско-краеведческая.
1.2. Актуальность программы, новизна, педагогическая
целесообразность, отличительные особенности
Новизна программы заключается в интеграции туризма и краеведения.
У учащихся формируется глубокое погружение в быт наших предков,
что позволяет прочувствовать традиции и обычаи, лучше узнать историю
своей малой Родины, а также развивать внимательность, ответственность и
терпимость к окружающим.
Занятия туризмом и краеведением помогают в становлении личности,
так как развивают волевые качества, целеустремленность, настойчивость,
упорство, самостоятельность и инициативу, решительность и смелость,
выдержку и самообладание. Данные занятия помогают в формировании
общей культуры личности, учат правильному поведению в природе и
обществе, способствуют профессиональному самоопределению учащихся.
Актуальность программы заключается в том, что именно
краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию
личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития,
посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям,
культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и
хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры, определяет
необходимость формирования у воспитанников чёткого понятия
исторической характеристики края.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена
возрастными способностями обучающихся: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей
гражданственности и патриотизма, развитие познавательного интереса,
заинтересовывает их и, при правильной организации, дает импульс к
самостоятельной деятельности.
Процесс познания родного края тесно связано с изучением его истории
и эстетическим воспитанием. Занятия предусматривают привитие учащимся
такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким
путем, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности.
Отличительная особенность настоящей программы состоит в
корректировке и сокращении тем календарного учебного графика.
Программа позволяет развивать ключевые компетентности ребенка
средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое
внимание на индивидуальных интересах учащегося, своевременно
идентифицировать
проблемы
обучения;
осуществлять
реальную
педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных
образовательных целей, что включает:
5
- раннее приобщение к краеведческой работе;
- включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность
с целью развития творческих способностей;
- изучение особенностей истории своей местности;
- учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через
применение индивидуального подхода;
- свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является
непосредственным
субъектом,
осуществляющим
все
ее
этапы
(целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает
наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением
наглядных материалов и использованием новейших методик.
Адресат программы Обучение по программе осуществляется с детьми
в возрасте 7-17 лет, с разным уровнем интеллектуального развития,
имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность и не
имеющих медицинских противопоказаний для занятий данным видом
деятельности.
Начало школьного обучения (7-9 лет) означает переход от игровой
деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного
возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
Основной, ведущей деятельностью становится обучение, а это
серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий
ребёнка,
мобилизации
внимания,
интеллектуальной
активности,
самоограничений.
Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и
учете психологических особенностей младших школьников в обучении и
воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми,
используя различные игры, задания, упражнения.
Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте
- от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято
называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление
независимости детей от взрослых, негативизм - стремление противостоять,
не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам
взрослых. Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил
бы на все его сомнения. Занятия в объединении помогут обучающимся найти
себя, поверить в свои силы и возможности.
Дети 13-17 лет проявляют тревогу, беспокойство, дискомфорт, ссоры
со сверстниками, эгоцентризм, закрытость, нежелание и неумение говорить о
себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром
спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки
проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически
переживают ситуации невключенности в группу сверстников, бравируют
своей независимостью. Занятия с педагогом в объединении помогут ребятам
6
расширить мир их увлечений, проявлять способность понимать,
сочувствовать, корректно выражать свои эмоции, радоваться своим и чужим
победам.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья
характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или
раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании.
При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения
задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное
беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и
гримасничать.
Программа «Юный турист» составлена таким образом, что позволяет
поддержать выявление одарённых и мотивированных детей и создать
условия для их дальнейшего совершенствования. Поэтому, не зависимо от
предмета и источника одарённости ребёнка программа ориентирована на
формирование навыков самоорганизации и самоуправления, достижение
самостоятельно поставленных целей и задач.
1.3. Форма обучения
Форма обучения очная. В программе предусмотрено использование
дистанционных
и
комбинированных
форм
взаимодействия
в
образовательном процессе.
1.4. Режим занятий
Запланированное количество часов для реализации программы - 36
часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий - 45 минут.
Перерыв - 15 минут.
Наполняемость группы: 10-15 человек
Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень освоения программы - ознакомительный.
Сроки реализации программы «Юный турист» - 4 месяца, 17
недель.
Регламент образовательного процесса: занятия в учреждении могут
начинаться не ранее 9.00 часов и заканчиваться не позднее 20.00 часов.
Продолжительность учебной недели - 5 дней.
Занятия в учебных группах дошкольников составляют 30 минут, (в
дошкольных образовательных учреждениях допускается корректировка
продолжительности занятий в соответствии с режимом работы Учреждения),
15 минут перерыв и снова 30 минут занятий.
Для учащихся 7 лет продолжительность занятия составляет 35 минут.
Для учащихся 8-18 лет продолжительность занятия составляет 45 минут,
перерыв между занятиями - 15 мин.
В смешанных разновозрастных группах продолжительность занятий
корректируется педагогом с учетов возрастных особенностей учащихся.
7
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором
МБУДО «СЮТ».
1.5. Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в сформированных группах детей одного возраста
или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся
основным составом объединения; состав групп постоянный.
Разделы программы взаимосвязаны друг с другом и объединены
единой целью дополнительной образовательной общеразвивающей
программы. В программе учитываются возрастные особенности учащихся,
изложение материала строится от простого к сложному.
Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в
походах, выездах и т.д.; могут быть включены дополнительные задания. При
организации образовательного процесса педагог учитывает специфику
конкретной учебной группы (творческая активность, предпочтения детей и
т.д.).
Занятия могут иметь различные формы проведения: практическое или
комбинированное занятие.
Структура практического занятия:
1.Оргмомент (1 мин.)
2.Сообщение темы и цели занятия (2 мин.)
3.Изучение нового материала (5 мин.)
4.Пробные упражнения (2 мин.)
5.Выполнение практического задания (20 мин.)
6.Подведение итогов (5 мин.)
Структура комбинированного занятия:
1.Оргмомент (1 мин.)
2. Проверка ранее усвоенных знаний, умений (фронтальная беседа,
устный опрос) (3 мин.)
3. Мотивация учения, тема занятия, задачи (1 мин.).
4. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала (2 мин.)
5. Упражнения по образцам (5мин.)
6. Самостоятельная работа (20 мин.)
7. Подведение итогов (2 мин.)
8. Домашнее задание (1 мин.)
При возникновении обоснованной необходимости, например, в период
режима «повышенной готовности», программа «Юный турист» может
реализовываться с использованием дистанционных технологий или с
использованием электронного обучения.
Для повышения интереса обучающихся применяются разнообразные
формы и методы проведения этих занятий. Программой предусмотрено
использование таких форм проведения занятий, как: лекции, практические и
семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, тренинги
и т.д.
8
Условия
приема
учащихся:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://p23.навигатор.дети/.
Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится входящая
диагностика, с целью выявления уровня готовности ребенка и его
индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков,
мотивации для занятий).
Доступность программы для различной категорий учащихся
Летнюю краткосрочную дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу «Юный турист», можно использовать в работе
с детьми с ОВЗ посредством разработки индивидуального образовательного
маршрута, обеспечивающего освоение образовательной программы
конкретного обучающегося.
При работе с талантливыми (одаренными, мотивированными) детьми
проводится разработка индивидуального образовательного маршрута,
обеспечивающие освоение образовательной программы на основе
индивидуализации с учетом особенностей и образовательных потребностей.
При реализации программы «Юный турист» допускается применение
электронного обучения и использование дистанционных образовательных
технологий.
Использование дистанционных и (или) комбинированных форм
реализации программы
При реализации данной программы предусмотрено использование
дистанционных
и
(или)
комбинированных
форм
организации
образовательного процесса:
-индивидуальная;
-групповая.
Виды занятий:
- видео-занятие в записи;
-мастер-класс;
-презентации с текстовыми и голосовыми комментариями;
-консультации.
Время и продолжительность занятий регламентируется требованиями
СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При реализации данных форм обучения будет использоваться
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет: социальная сеть
«ВКонтакте».
При реализации программы возможно сетевое взаимодействие в
рамках проведения совместных специализированных мероприятий.
Сетевыми партнерами являются образовательные организации, с которыми
заключен договор о сотрудничестве.
9
Виды проведения сетевого взаимодействия:
- походы;
- мастер-классы;
- образовательные проекты;
- палаточный передвижной лагерь и т.д.
Социально-экономический эффект программы
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный турист»
включает в себя несколько аспектов:
-обеспечение гармоничного, социального, интеллектуального и
физического развития обучающихся;
-закрепление познавательных принципов, позволяющих в будущем
осуществить профессиональный выбор ребенка;
- направление на оздоровление, обучение и формирование чувства
патриотизма у детей, способствует их социальной адаптации и
профессиональной ориентации;
-удовлетворение потребности общества в квалифицированных
специалистах для туристского бизнеса.
1.6. Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей исторического сознания, патриотизма,
уважения к историко-культурному наследию родного края средствами
туристско-краеведческой деятельности.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
- систематизировать и расширять знания обучающихся об истории
родного края;
-формирование основ здорового образа жизни;
-обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и
тактики спортивного туризма.
Личностные:
-содействовать гармоничному развитию личности;
-совершенствовать нравственные потребности учащихся;
-формировать патриотическое отношение к своей малой Родине и
бережное отношение к этнокультурному наследию родного края,
гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;
-развивать практические знания по экологии, краеведению,
ориентированию на местности, технике безопасности, основам медицинских
знаний и оказанию первой медицинской помощи, использованию
благотворного воздействия природных факторов на все функции организма.
Метапредметные:
-развивать
творческий
потенциал
личности
средствами
самореализации;
-развивать
мотивацию
к
занятию
туристко-краеведческой
деятельности.
10
1.7. Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации,
контроля
Введение в образовательную программу.
1
1
Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с
целями и задачами объединения.
Основы туристской подготовки
Туристские путешествия, история развития
3
3
туризма в России
-
Входящая
диагностика
-
3
Знаменитые путешественники России
4
4
-
4
Причины возникновения аварийных ситуаций
в походе и меры их предупреждения.
Действия группы в аварийных ситуациях.
3
1
2
5
Психологическая подготовка людей, готовых
действовать в ЧС.
2
2
-
6
Психологические аспекты взаимоотношений
в группе.
2
1
1
7
Личное и групповое туристское снаряжение.
Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения.
Работа со снаряжением, уход за снаряжением,
его ремонт.
Организация туристского быта. Привалы и
ночлеги.
4
1
3
4
2
2
9
Костры. Виды костров. Техника безопасности
и правила разведения
костра.
4
2
2
10
Питание в туристском походе.
4
2
2
11
Преодоление препятствий в туристическом
походе. Обеспечение
безопасности в туристическом походе, на
тренировочных занятиях.
Подведение итогов.
4
1
3
1
1
-
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Итоговая
диагностика
Итого:
36
21
15
1
2
8
12
Индивидуальный образовательный маршрут - образовательная
программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося,
направленная на развитие его индивидуальных способностей. В
11
нормативных документах, посвященных модернизации российского
образования, ясно выражена мысль о необходимости смены образования с
получения знаний к формированию универсальных способностей личности,
основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение
этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса,
что вполне осуществимо при обучении по индивидуальным образовательным
маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося является не
только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать
важные педагогические задачи:
-поддерживать высокую мотивацию учащегося для занятий;
-поощрять активность и самостоятельность ребенка, расширять
возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
-формировать умение учиться-ставить цели, планировать и
организовывать собственную деятельность;
-содействовать индивидуализации воспитания и образования
учащихся;
-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для
социализации.
Работа по индивидуальному образовательному маршруту в МБУДО
«СЮТ» строится в соответствии:
- с локальным актом
-положением о индивидуальном образовательном маршруте учащегося.
Пример индивидуального образовательный маршрута (ООП)
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации,
контроля
Введение в образовательную программу.
1
1
Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с
целями и задачами объединения.
Основы туристской подготовки
Туристские путешествия, история развития
3
3
туризма в России
-
Входящая
диагностика
-
3
Знаменитые путешественники России
4
4
-
4
Причины возникновения аварийных ситуаций
в походе и меры их предупреждения.
Действия группы в аварийных ситуациях.
3
3
-
5
Психологическая подготовка людей, готовых
действовать в ЧС.
2
2
-
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
1
2
12
6
Психологические аспекты взаимоотношений
в группе.
2
2
-
7
Личное и групповое туристское снаряжение.
Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения.
Работа со снаряжением, уход за снаряжением,
его ремонт.
Организация туристского быта. Привалы и
ночлеги.
4
3
1
4
1
3
9
Костры. Виды костров. Техника безопасности
и правила разведения
костра.
4
1
3
10
Питание в туристском походе.
4
1
3
11
Преодоление препятствий в туристическом
походе. Обеспечение
безопасности в туристическом походе, на
тренировочных занятиях.
Подведение итогов.
4
1
3
1
1
-
Итого:
36
23
13
8
12
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Беседа
Наблюдение
Текущий
контроль
Итоговая
диагностика
В программу могут вноситься необходимые коррективы, может
изменяться количество часов на изучение отдельных тем, а также их
последовательность.
1.8. Содержание учебного плана
1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.
Знакомство детей с целями и задачами объединения:
Теоретическая часть: дисциплина в походе и на занятиях - основа
безопасности; меры безопасности при проведении занятий в помещении, на
улице; правила поведения при переездах группы на транспорте.
Практическая часть: не предусмотрена.
2. Туристские путешествия, история развития туризма в России
Теоретическая часть: туризм - средство познания своего края,
физического
и
духовного
развития,
оздоровления,
привития
самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские
путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития
туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов
образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма:
пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм.
Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме.
Экскурсионный и зарубежный туризм. Туристские нормативы и значки
«Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по
спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому
многоборью.
13
Практическая часть: не предусмотрена.
3. Знаменитые путешественники России
Теоретическая часть: Иван Крузенштерн - один из основоположников
отечественной
океанологии.
Пётр
Семёнов-Тянь-Шанский вицепредседатель Императорского Русского географического общества и его
ведущий учёный. Николай Миклухо-Маклай - знаменитый русский
путешественник, антрополог, исследователь. Николай Пржевальский российский военный деятель, генерал-майор, один из величайших русских
географов и путешественников. И открытия, пути следования, выводы.
Практическая часть: не предусмотрена.
4. Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их
предупреждения. Действия группы в аварийных ситуациях.
Теоретическая часть: основные причины возникновения аварийных
ситуаций в туризме (слабая дисциплина, изменение состава группы,
маршрута, недостаток снаряжения, неправильная техника и тактика
преодоления естественных препятствий, слабая подготовленность группы и
т.д.). Разбор и анализ несчастных случаев в туризме. Характеристика
условий, создающих затруднение для нормального движения и ориентации.
Практическая часть: Проверка туристских групп перед выходом в
поход. Проверка схоженности группы и умение руководителя принять
правильное решение, знание маршрута всеми участниками группы,
техническая, тактическая, физическая и морально-волевая подготовка
участников группы. Тактические приемы выхода группы из аварийных
ситуаций (остановка движения, разбивка лагеря, отход группы к месту
предыдущей стоянки, продолжение движения до более подходящего места
стояния).
5. Психологическая подготовка людей, готовых действовать в ЧС.
Теоретическая часть: Психологическая подготовка людей, готовых
действовать в чрезвычайных ситуациях, включает в себя: развитие у людей
психологической выносливости в ходе выполнения заданий при внезапно
возникших ситуациях; развитие способности самоотверженно действовать в
опасных ситуациях; развитие способности самоотверженно действовать в
экстремальных ситуациях. Основные цели психологической подготовки:
принятие мер по спасению жизни и здоровья человека и сохранению
материальных и культурных ценностей путём оперативной организации
поисково-спасательных работ. Ликвидация чрезвычайных ситуаций с
минимально возможным ущербом и в короткие сроки.
Практическая часть: не предусмотрена.
6. Психологические аспекты взаимоотношений в группе.
Теоретическая часть: к психологическим аспектам взаимоотношений в
группе относятся: установление коммуникации и эффективное общение.
Важно научиться ясно выражать свои мысли и идеи, а также уметь слушать и
учитывать точку зрения других участников; распределение ролей и задач.
Каждому члену команды следует назначить определённую роль и задачи,
14
которые соответствуют их навыкам и специализации; разрешение
конфликтов. Команда должна научиться открыто и конструктивно обсуждать
возникшие проблемы; развитие доверия и поддержки. Члены команды
должны доверять друг другу, верить в их компетентность и честность;
развитие эмоционального интеллекта. Умение понимать и управлять своими
эмоциями, а также быть внимательным к эмоциональным состояниям других
людей способствует эффективному взаимодействию; Обучение и развитие.
Регулярные тренинги, семинары и возможности для саморазвития помогают
поддерживать мотивацию и улучшать профессиональные навыки каждого
члена команды.
Практическая часть: проведение игр на командообразование.
7. Личное и групповое туристское снаряжение. Укладка рюкзаков,
подготовка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его
ремонт.
Теоретическая часть: понятие о личном и групповом снаряжении.
Перечень личного снаряжения для одно-трёхдневного похода, требования к
нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки.
Практическая часть: Правила размещения предметов в рюкзаке.
Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних
походов, типы лыж. Подготовка личного снаряжения к походу. Групповое
снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества
и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы.
Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор:
оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности
снаряжения для зимнего похода.
8. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Теоретическая часть: организация работы по развёртыванию и
свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра,
определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы),
заготовка дров.
Практическая часть: Установка палаток. Размещение вещей в них.
Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила
поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы
костров. Правила размещения костра, работы с топором, пилой при заготовке
дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход
за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Правила купания.
Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от
условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).
Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту
привала и бивака.
9. Костры. Виды костров. Техника безопасности и правила разведения
костра.
Теоретическая часть: как называются разные типы и виды костров, на
каком лучше всего готовить пищу, сушить одежду, каким - подавать сигнал о
15
спасении, способы правильного разжигания, как поддерживать огонь при
дожде и ветре.
Практическая часть: нахождение, отбор и собирание веток для костра.
Складывание основы костра разными способами. «Разжигание» костра без
помощи спичек.
10.Питание в туристском походе.
Теоретическая часть: Значение правильного питания в походе.
Организация питания в 2-3-дневном походе.
Практическая часть: Составление меню, списка продуктов. Фасовка,
упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.
Питьевой режим на маршруте. Составление меню и списка продуктов для 13-дневного похода. Закупка, Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление
пищи на костре.
11.Преодоление препятствий в туристическом походе. Обеспечение
безопасности в туристическом походе, на тренировочных занятиях.
Теоретическая часть: общая характеристика естественных препятствий.
Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу,
кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым
склонам. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на
улице. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры
безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация
самостраховки. Правила пользования альпенштоком. Использование
простейших узлов и техника их вязания. Правила поведения в незнакомом
населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Практические занятия: отработка движения колонной. Соблюдение
режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по
пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по
заболоченной местности. Отработка техники преодоления естественных
препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах.
Организация переправы по бревну с самостраховкой.
12.Подведение итогов.
Теоретическая часть: обсуждение итогов похода в группе. Обработка
собранных материалов. Составление отчёта о походе, составление
иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий,
видеофильма, коллекций и пособий.
1.9. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- расширение знаний обучающихся об истории родного края;
-формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека
(физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической
культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
-знание основ туристкой подготовки, элементов техники и тактики
16
спортивного туризма;
Личностные результаты:
- формирование гармонично развитой личности;
- потребность в повышении нравственных потребностей учащихся;
-умение бережно относиться к этнокультурному наследию родного
края, развитие гражданского самосознания, воспитание чувства гордости за
родной край.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других субъектов.
Познавательные УУД:
-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью педагога;
- расширение знаний об особенности местности родного края;
- формирование гражданственности, уважения к Родине;
- развитие творческого мышления;
- развитие навыка решения нестандартных задач.
Коммуникативные УУД:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
17
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических
включающий формы аттестации»
условий,
Календарный учебный график
Составляется ежегодно в соответствии с учебным планом для каждой
учебной группы.
18
Календарный учебный график по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный турист»
Год обучения
Дата начала обучения
по программе
2024г
01.09.2024
п/п
Дата
Дата окончания
обучения по
программе
31.12.2024
Всего учебных недель
Количество учебных часов
Режим занятий
4 месяца 17 недель
36
1 раз в неделю
2 часа
Тема занятия
Кол-во
часов
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Введение
в
образовательную
программу.
Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с целями и
задачами объединения.
Туристские путешествия, история развития туризма
в России
1
16.00-16.45
Учебное занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Входящая
диагностика
1
17.00-17.45
Учебное занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Беседа, опрос
1
03.09.24
2
10.09.24
3
10.09.24
Туристские путешествия, история развития туризма
в России
1
16.00-16.45
Учебное занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
4
17.09.24
Туристские путешествия, история развития туризма
в России
1
17.00-17.45
Учебное занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
5
17.09.24
Знаменитые путешественники России
1
16.00-16.45
Учебное занятие
6
24.09.24
Знаменитые путешественники России
1
17.00-17.45
Учебное занятие
7
24.09.24
Знаменитые путешественники России
1
16.00-16.45
Учебное занятие
8
01.10.24
Знаменитые путешественники России
1
17.00-17.45
Учебное занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
19
Причины возникновения аварийных ситуаций в
походе и меры их предупреждения. Действия
группы в аварийных ситуациях.
Причины возникновения аварийных ситуаций в
походе и меры их предупреждения. Действия
группы в аварийных ситуациях.
Причины возникновения аварийных ситуаций в
походе и меры их предупреждения. Действия
группы в аварийных ситуациях.
Психологическая подготовка людей, готовых
действовать в ЧС.
Психологическая подготовка людей, готовых
действовать в ЧС.
Психологические аспекты взаимоотношений в
группе.
1
16.00-16.45
Учебное занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
1
17.00-17.45
Практическое
занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
1
16.00-16.45
Практическое
занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
1
17.00-17.45
1
16.00-16.45
Практическое
занятие
Учебное занятие
1
17.00-17.45
Учебное занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
22.10.24
Психологические
группе.
в
1
16.00-16.45
Учебное занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
16
22.10.24
1
17.00-17.45
Учебное занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
17
29.10.24
1
16.00-16.45
Практическое
занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
18
29.10.24
1
17.00-17.45
Практическое
занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
19
05.11.24
1
16.00-16.45
Практическое
занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
20
05.11.24
Личное и групповое туристское снаряжение.
Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения. Работа
со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
Личное и групповое туристское снаряжение.
Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения. Работа
со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
Личное и групповое туристское снаряжение.
Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения. Работа
со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
Личное и групповое туристское снаряжение.
Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения. Работа
со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
1
17.00-17.45
Учебное занятие
21
12.11.24
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
1
16.00-16.45
Учебное занятие
22
12.11.24
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
1
17.00-17.45
23
19.11.24
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
1
16.00-16.45
Практическое
занятие
Практическое
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
9
01.10.24
10
01.10.24
11
08.10.24
12
08.10.24
13
15.10.24
14
15.10.24
15
аспекты
взаимоотношений
20
безопасности и
1
17.00-17.45
занятие
Учебное занятие
безопасности и
1
16.00-16.45
Учебное занятие
безопасности и
1
17.00-17.45
безопасности и
1
16.00-16.45
1
17.00-17.45
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Учебное занятие
Питание в туристском походе.
1
16.00-16.45
Учебное занятие
10.12.24
Питание в туристском походе.
1
17.00-17.45
31
10.12.24
Питание в туристском походе.
1
16.00-16.45
32
17.12.24
походе.
походе,
1
17.00-17.45
33
17.12.24
походе.
походе,
1
16.00-16.45
34
17.12.24
походе.
походе,
1
35
124.12.24
походе.
походе,
36
24.12.24
Преодоление препятствий в туристическом
Обеспечение безопасности в туристическом
на тренировочных занятиях.
Преодоление препятствий в туристическом
Обеспечение безопасности в туристическом
на тренировочных занятиях.
Преодоление препятствий в туристическом
Обеспечение безопасности в туристическом
на тренировочных занятиях.
Преодоление препятствий в туристическом
Обеспечение безопасности в туристическом
на тренировочных занятиях.
Подведение итогов.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Учебное занятие
24
19.11.24
25
26.11.24
26
26.11.24
27
03.12.24
28
03.12.24
Костры. Виды костров. Техника
правила разведения костра.
Костры. Виды костров. Техника
правила разведения костра.
Костры. Виды костров. Техника
правила разведения костра.
Костры. Виды костров. Техника
правила разведения костра.
Питание в туристском походе.
29
03.12.24
30
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Текущий контроль,
наблюдение
Практическое
занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
17.00-17.45
Практическое
занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
1
16.00-16.45
Практическое
занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
1
17.00-17.45
Учебное занятие
МБУДО «СЮТ»
Каб. 6
Текущий контроль,
наблюдение
21
2.1. Раздел программы «Воспитание»
План воспитательной работы
Цель: создание условий для совершенствования нравственного и
физического
воспитания
учащихся
средствами
пешеходного
туризма, удовлетворение
естественной
потребности
детей
в
непосредственном познании окружающего мира, своего края.
Задачи:
- прививать интерес к культуре своей Родины, края, района;
-развивать систему отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формировать и пропагандировать здоровый образ жизни;
-воспитывать
в
детях
взаимоуважение
(взаимопомощь,
взаимоотношения, доброе отношение друг к другу).
Планируемые методы и формы воспитания:
-диспут, дискуссия, соревнования, ситуационная игра;
-игровые технологии;
-гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Организационные условия:
-создание дружелюбной атмосферы;
-обеспечение психологического комфорта;
-поддержка индивидуальности;
-повышение мотивации;
-вовлечение родителей (законных представителей);
-поддержка позитивного общения.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название раздела, темы
Сроки
Форма проведения
Введение в образовательную программу.
Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с
целями и задачами объединения.
Туристские путешествия, история развития
туризма в России
Сентябрь
3
Знаменитые путешественники России
Сентябрь
4
Причины возникновения аварийных
ситуаций в походе и меры их
предупреждения. Действия группы в
аварийных ситуациях.
Психологическая подготовка людей,
готовых действовать в ЧС.
Психологические аспекты
Октябрь
Беседа: «Значение туристскокраеведческой деятельности в развитии
личности.»
Информационная пятиминутка:
«Знаменитые российские
путешественники»
Беседа-рассуждение: «Снаряжение
туриста: чем больше, тем лучше?»
Информационная пятиминутка: «Привал
Дятлова. Слухи и домыслы».
1
2
5
6
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
22
Рассуждение на тему: «Туристические
особенности Краснодарского края»
Просмотр презентации: «Веточки и ягоды
взаимоотношений в группе.
7
8
9
10
11
12
лучшая еда!»
Личное и групповое туристское
снаряжение. Укладка рюкзаков,
подготовка снаряжения. Работа со
снаряжением, уход за снаряжением, его
ремонт.
Организация туристского быта. Привалы и
ночлеги.
Костры. Виды костров. Техника
безопасности и правила разведения костра.
Питание в туристском походе.
Ноябрь
Беседа-рассуждение: «Роль туризма в
подготовке к защите Родины, в выборе
профессии и подготовке к предстоящей
трудовой деятельности».
Ноябрь
Соревнование в командах: «Полоса
препятствий»
Диспут: «Будущее туризма - для кого…?»
Преодоление препятствий в туристическом
походе. Обеспечение безопасности в
туристическом походе, на тренировочных
занятиях.
Подведение итогов.
Декабрь
Беседа: «ЗОЖ первый шаг на пути к
здоровью»
Беседа: «Помощь другу в походе»
Декабрь
Беседа: «Физкультура и поход»
Ноябрь
Декабрь
Планируемые результаты реализации программы воспитания
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
-оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и
общие интересы.
-укрепление адаптивности и стрессоустойчивости,
оптимизма
в
отношении к реальности;
-проявление уважения к природе России, Краснодарского края.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Освоение программы требует наличия учебного кабинета. Помещение
кабинета
должно
удовлетворять
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью, необходимой для организации занятий, хранения и
показа, и средствами обучения, достаточными для выполнения требований
к уровню подготовки обучающихся.
В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями,
умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для
успешного учебного процесса в наличии имеются:
1.
Рюкзак - 20 штук
2.
Туристские коврики - 20 штук
3.
Палатки двухслойные - 6 штук
4.
Костровое хозяйство - 2 комплекта
23
5.
Туристские котлы - 2 комплекта
6.
Топоры - 2 штуки
7.
Пилы - 3 штуки
8.
Ремонтный набор - 2 комплекта
9.
Тенты командные - 2 штуки
10.
Лопатки саперные - 3 штуки
11. Аптечка походная - 2 комплекта
12. Каски - 20 штук
13. Перчатки брезентовые - 20 пар
14. Системы страховочные - 20 комплектов
15. Карабины альпинистские - 80 штук
16. Спусковые устройства - 10 штук
17. Жумары - 2 штуки
18. Средства самостраховки - 40 штук
19. Веревка основная - 10 бухт
20. Ледорубы - 3 штуки
21. Кошки альпинистские - 3 комплекта
22. Компасы спортивные - 20 штук
23. Секундомеры - 3 штуки.
24. Альбомы о природе Краснодарского края, туристических
маршрутов, виды костров, знаменитые путешественники России и т.д.;
Информационное обеспечение:
Интернет-источники:
-https://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм_в_Краснодарском_крае
- https://bibahtari23.ru/HistoryP.html
-https://prim-ahtarsk.ru/administratsiya-goroda/turizm-i-otdykh/turisticheskiemarshruty/
- https://tur-ray.ru/primorsko-ahtarsk-attractions.html
- https://infourok.ru/dopolnitelnyj-material-uchitelyu-kubanovedeniya-istoriyagoroda-primorsko-ahtarsk-6470546.html
-https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного
образования детей Краснодарского края
-https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края»
- http://knmc.kubannet.ru/Краснодарский НМЦ
-http://dopedu.ru/
Информационно-методический
портал
системы
дополнительного образования
- http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр
- http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном внешкольном
образовании
Кадровое обеспечение: Реализация программы и подготовка занятий
осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его
должностных обязанностей. Педагог дополнительного образования имеющей
профессиональное высшее образование или среднее профессиональное
24
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
"Образование и педагогические науки" или высшее образование либо
среднее профессиональное образование в рамках направления подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования
при
условии
его
соответствия
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе (Профессиональный
стандарт №513).
Образование (профессиональная переподготовка, курсы повышения
квалификации, направленность (профиль) должно соответствовать
направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому курсу,
дисциплине (модулю).
2.3. Формы контроля и аттестации
Контроль за освоением дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой предусматривает ведение текущего
контроля, итоговая аттестация предусматривается.
Оценка образовательных результатов, учащихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный
характер.
Для оценки результативности применяется входной, текущий и
итоговый контроль.
Входной контроль: диагностика имеющихся знаний и умений
обучающихся.
Формы оценки: устный опрос, собеседование.
Текущий контроль: наблюдение, помощь учащимся.
Форма оценки: выполнение практических заданий различных уровней
сложности; умение использовать приобретенные знания на практике.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время
обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение
комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой
предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам
использованием различных материалов.
Формы отслеживания образовательных результатов: беседа,
наблюдение, текущий контроль, тесты, конкурсы, открытые и итоговые
занятия, олимпиады, конкурсы.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы,
протоколы диагностики, фото, свидетельство (сертификаты).
25
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: отчеты, олимпиады, конкурсы.
Время проведения
По факту зачисления в
объединение
В течение учебного
процесса
В конце каждого
образовательного
модуля (с занесением
результатов в
диагностическую карту)
Цель проведения
Формы мониторинга
Начальная или входная диагностика
Диагностика стартовых
Беседа, опрос, тестирование.
возможностей
Текущий контроль
Определение степени усвоения
Педагогическое наблюдение,
учащимися учебного материала. устный опрос, викторины,
Определение готовности детей к конкурсы, олимпиады,
восприятию нового материала.
самостоятельная работа и т.д.
Повышение ответственности и
заинтересованности в обучении.
Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения.
Итоговая диагностика
Определение степени усвоения
Творческая работа,
учебного материала.
презентация творческих
Определение результатов
работ, тестирование.
обучения.
.
2.4. Оценочные материалы
Система контроля знаний и умений учащихся представляется в виде
учёта результатов по итогам выполнения заданий. Мониторинг
осуществляется педагогом дополнительного образования преимущественно
на основе наблюдений во время образовательной деятельности, результаты
которого обобщаются по окончанию программы и фиксируются в
диагностической карте.
2.5. Методические материалы
В процессе реализации программы используются:
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- игровой;
- частично-поисковый;
- объяснительно иллюстрированный;
- методы мотивации и стимуляции обучающего контроля;
- познавательная игра, экскурсии.
Технологии обучения:
- индивидуализация обучения;
- групповое обучение;
- развивающее обучение;
26
-здоровьесберегающая технология.
Формы организации учебного занятия:
-беседа;
-встреча с интересными людьми;
-диспут;
-мозговой штурм;
-посиделки;
-поход;
-практическое занятие;
-экскурсия;
-соревнование.
В
процессе
обучения
учитывается
последовательность
и
систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии
личности.
Теоретические занятия могут проходить в дистанционном формате.
Дидактические материалы. Учебно-методический комплекс по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Туристы-краеведы» представлен в Приложении №1 к программе.
Алгоритм учебного занятия:
Организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
Основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного
запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при
усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые
активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми
самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
27
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические
задания.
Контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их
коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и
задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского).
Список литературы
1. Алексеев А.А. Спортивный туризм в СССР и России (к истории
развития). - М.: САМ Полиграфист, 2015.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей и
подростков : учебное пособие для прикладного бакалавриата. — 2-е изд.,
испр. и доп., 2017.
3. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения.
Ежеквартальный научно-методический журнал. — М.: МОО МАДЮТиК.
4. Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 гг. / под ред.
Константинова Ю.С. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
5. Дихтярев В.Я. Вся жизнь - поход. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.
6. Дрогов
И.А. Организационное
и
программно-методическое
обеспечение учебно-тренировочной работы в спортивно-оздоровительном
туризме : монография. - М.: Академия детско-юношеского туризма и
краеведения, 2014.
7. Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма :
учебно-методическое пособие. — М.: ФЦДЮТиК, 2004.
8. Каменец А.В., Кирова М.С., Урмина И.А. Молодежный социальный
туризм : учебное пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. А.
В. Каменца. - 2-е изд., испр. и доп., 2017.
9. Каменец А.В., Урмина И.А., Заярская Г.В. Основы культурнодосуго- вой деятельности: учебник для академического бакалавриата / под
науч. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп., 2017.
10. Константинов Ю.С. Подготовка судей по спортивному туризму. —
М.: ФЦДЮТиК, 2008.
11. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918—
2008 гг.). - М.: ФЦДЮТиК, 2008.
12. Константинов Ю.С. Из истории отечественного спортивного
ориентирования (1963—2013 гг.): монография. — ЦНПРО, 2013.
13. Константинов
Ю.С. Теория
и
практика
спортивнооздоровительного туризма: учебное пособие для вузов. — М.: Советский
спорт, 2009.
14. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся :
учебно-методическое пособие. — М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
28
15. Константинов Ю.С. Организация и проведение туристских походов
с учащимися : учеб.-метод, пособие. — М.: Советский спорт, 2011.
16. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Методика обучения: уроки
ориентирования : учебное пособие для вузов. — 2-е изд., испр. и доп., 2017.
17. Константинов Ю.С., Персии Л.И., Куликов В.М., Ротштейн
Л.М. Словарь юного туриста-краеведа: учеб.-метод, пособие. — М.: ЦНПРО,
2014.
18. Константинов Ю.С., Степанов В.С., Федотов Ю.Н. Организация
детско-юношеского туризма : учебник для студентов вузов. — СПб.:
СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008.
19. Куликов В.М. Походная туристская игротека. (Сб. 2). — М.:
ЦДЮТур РФ, 1994.
20. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в
туристском путешествии : учеб, пособие. — М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001.
21. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков :
учебнометодическое пособие. — М.: ВЛАДОС, 1999.
22. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские
лагеря : учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2000.
23. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся
«Школа безопасности» : методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2000.
24. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы
автономного выживания человека в природе : учеб, пособие для студ. высш.
пед. учеб, заведений. — М.: Академия, 2004.
25 .Озеров А.Г. История и методика краеведения. — М.: Юный
краевед,2015.
26. Озеров А.Г. Этнография и краеведение — организация и
проведение практических исследований. — М.: Юный краевед, 2014.
27. Остапец-Свешников А.А Педагогика и психология туристскокраеведческой деятельности учащихся. - М.: ЦДЮТиК, 2001.
28. Детско-юношеский туризм и краеведение России: ежеквартальный
информационно-методический журнал. — М.: ФЦДЮТиК. — 1992-2017.
29. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой
работе, организации отдыха детей и молодежи / сост. Константинов Ю.С.,
Усков С.В. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
30. Сейненский А.Е. Школьное историческое краеведение. Пособие для
педагогов. — М.: Педагогическое общество России, 2014.
31. Спортивное ориентирование: образовательные программы для
системы дополнительного образования детей / под ред. Константинова Ю.С.
— М.: Советский спорт, 2005.
32. Спортивный туризм в системе образования / под редакцией С.М.
Губаненкова — СПб.: Петрополис, 2008.
33. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы
дополнительного образования детей / под ред. Константинова Ю.С., Маслова
А.Г. — М.: Советский спорт, 2005.
29
34. Усыскин Г.С. Очерки истории Российского туризма. — СПб.:
Герда,
2000.
35. Ус кое А.С. Практика туристских путешествий : учеб, пособие по
туризму и краеведению. — СПб.: Геос, 1999.
36. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. — Тверь,
1992.
37. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные.
— 2-е псрсраб., доп. изд. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
38. Энциклопедия туриста / гл. ред. Е.И. Тамм. — М.: Большая
Российская энциклопедия, 1993.
Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для
освоения данного вида деятельности.
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур МО
РФ, 1996.
2. Аппенинский А.И. Физическая подготовка туристов. - М.: ЦРИБ
«Турист», 1985.
3. Аркин Я.Г., Захаров В.Д., Саратовкин В.Д. Обеспечение
безопасности в горах. - М.: ЦРИБ «Турист», 1989.
4. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М. ЦРИБ
«Турист», 1983.
5. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях среды. - М.:
Мысль, 1980.
6. Волович В.Г. С природой один на один. - М.: Воениздат, 1989.
7. Волович В.Г. Академия выживания. - М.: Толк, Техноплюс, 1996.
8. Волошинов В.Б. Литвинов Е.Н., Перевалов В.Ф., Шершнев Л.И.
Безопасность человека. - М., 1994.
9. Выживание в экстремальных условиях. - М.: ИПЦ «Русский
раритет», 1993.
10.Ганопольский В.И.. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник.
-М.: ФиС, 1987.
11.Гастюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Зеркало,
1994.
12.Кашевин Б.Л. Организация страховки при прохождении горных
маршрутов. - М.: ЦРИБ «Турист», 1987.
13.Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат,
1987.
14.Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - М.: Профиздат, 1990.
15.Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся, - М.,
ЦДЮТур МО РФ, 1995.
16.Кропф Ф. Спасательные работы в горах. - М.: Физкультура и спорт,
1966.
17.Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в
30
туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
18.Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных
случаях и в экстремальных ситуациях. - М.: ФиС, 1998.
19.Цвилюк Г. Школа безопасности, или как вести себя в экстремальных
ситуациях. - М.: Образование, 1997.
20.Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. - М.:
ЦРИБ «Турист», 1992.
Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной
программе
1.
Актаев СА. Гигиена детского пешеходного туризма: В помощь
врачу-лектору. Фрунзе, 1978.
2.
Берман А.Е. Юный турист. М., 1977.
3.
Богоявленский Г.П., Смирнова Н.Д., Юньев И.С. Идут
любознательные:
4.
Сборник (для детей старшего школьного возраста). М., 1965.
5.
Верба И. А., Голицин СМ., Куликов В.М. и др. Туризм в школе.
М., 1983.
6.
Вестник детско-юношеского туризма в России. М., 1992—2003.
7.
Власов А.А., Нагорный А.Г. Туризм: Учеб.-метод. пособие. М.,
1977.
8.
Гориневская В.В. Оздоровительное значение детских походов.
М., 1948.
9.
Гориневская В.В., Пейсахов М.М. Пешеходный туризм. М., 1956.
10. Дихтярев В.Я. Вся жизнь — поход. М., 1999.
11. Добкович В.В., Кравцов В А. Юный турист. М., 1954.
12. Комовский А.Г. Спутник юного туриста. М., 1952.
13. Руновский Н.Н. По следам лесных зверей. 2-е изд., перераб. М.,
1988.
14. Формозов А.Н. Спутник следопыта. М., 1989.
15. Юньев И.С. Краеведение и туризм. М., 1974.
31
Приложение № 1
Учебно-методический комплекс к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный турист»
№ Название
п/п
1
«Край, в
котором мы
живем»;
2
«Основы
туристской
подготовки»
Дидактические материалы
https://drive.google.com/drive/folders/1JwPX9z2l6dpid-RHeKq_rmHAvWYb1uz?usp=sharing
https://drive.google.com/drive/folders/1JwPX9z2l6dpid-RHeKq_rmHAvWYb1uz?usp=sharing
32
Техническое
оснащение
Мультимедийное
оборудование.
Проектор.
Компьютер. Сеть
Ин-тернет.
Мультимедийное
оборудование.
Проектор.
Компьютер. Сеть
Ин-тернет.
Приложение № 2
Сводная диагностическая таблица*
по краткосрочной летней
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный турист»
За 20__- 20___ учебный год
Группа №___
№ Ф.И.О. I. Теоретическая подготовка II. Практическая подготовка ребенка
учащихся:
ребенк
Теоретическ Владение
Практические
Владение
Творческ
а
ие знания
специальной
терминологи
ей
умения и
навыки,
предусмотренн
ые программой
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Минимальный уровень 1 балл
Средний уровень 2 балла
Максимальный уровень 3 балл
33
специальным ие навыки
оборудование
ми
оснащением
34