Приказ Минпросвещения России 467 от 03.09.2019 ред. 20 21.04.2023 Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019
N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного
образования детей"
(Зарегистрировано в Минюсте России
06.12.2019 N 56722)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 15.06.2023

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2019 г. N 56722

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 сентября 2019 г. N 467
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минпросвещения России от 02.02.2021 N 38,
от 21.04.2023 N 302)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2022 Прил. 5 изложено в новой редакции. Аналогичная норма содержится в пп. "е" п.
16 новой редакции.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 13 Правил предоставления и распределения
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при
реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и
результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального
проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования", приведенных в приложении N 5 к государственной программе Российской
Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы
Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2018, N 1, ст. 375; N 10, ст. 1500; N 15, ст. 2125; N 18, ст. 2652; N 38, ст. 5860; N 42,
ст. 6462; N 52, ст. 8310; 2019, N 5, ст. 372; N 14, ст. 1551; N 15, ст. 1747; N 26, ст. 3425; N 34, ст.
4880), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую
дополнительного образования детей.

Целевую

модель

развития

региональных

систем

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
О.Ю.ВАСИЛЬЕВА

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 1 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

Приложение
Утверждена
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2019 г. N 467
ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минпросвещения России от 02.02.2021 N 38,
от 21.04.2023 N 302)
I. Общие положения
1.1. Настоящая Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (далее - Целевая модель ДОД) является обязательной для организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
и
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы
(для
дошкольных
образовательных
организаций,
общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций,
организаций дополнительного образования (за исключением образовательных организаций
дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа
искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная
школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая
школа", "детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств),
организаций дополнительного профессионального образования, организаций, осуществляющих
лечение, оздоровление и (или) отдых, организаций, осуществляющих социальное обслуживание,
иных юридических лиц), а также индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 02.02.2021 N 38)
1.2. Целью внедрения Целевой модели ДОД является создание условий для воспитания
гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций,
формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов
у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся путем увеличения охвата
дополнительным образованием до уровня не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до
18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
1.3. Задачи Целевой модели ДОД:
повышение вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности
дополнительных образовательных программ для детей;
формирование ведущей роли дополнительного образования детей в системе образования
субъектов
Российской
Федерации
как
важнейшего
элемента
интеллектуального,
духовно-нравственного и физического совершенствования детей, а также обеспечение

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 2 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс

подготовки
и
ранней
профориентации
будущих
кадров
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

Дата сохранения: 15.06.2023

для

потребностей

повышение значимости и востребованности дополнительных общеобразовательных
программ;
создание конкурентных условий для развития различных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне
зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе государственных
(муниципальных), частных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
образовательную деятельность <1>;
-------------------------------<1> Пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).
обновление методов и содержания дополнительного образования детей в соответствии с их
образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и
общества;
обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для
различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;
обеспечение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями
социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований;
участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ организаций
реального сектора экономики;
внедрение проектного управления в сфере дополнительного образования детей;
создание организационной структуры, предусматривающей взаимодействие структурных
элементов на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность,
муниципальном и региональном уровнях, а также обеспечивающей эффективное использование
инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования при
реализации дополнительных общеобразовательных программ;
формирование эффективной межведомственной и межуровневой системы взаимодействия в
рамках развития региональной системы дополнительного образования детей;
формирование организационно-финансовых механизмов в системе дополнительного
образования детей, направленных на совершенствование системы финансирования
дополнительного образования детей, обеспечивающих повышение качества дополнительного
образования детей, создание конкурентной среды в системе дополнительного образования детей,
а также равный доступ детей к обучению по дополнительным общеобразовательным
программам;

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 3 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

формирование системы кадрового обеспечения дополнительного образования детей на
основе программного подхода, включающей непрерывное повышение профессионального
мастерства педагогических работников дополнительного образования детей;
развитие сетевой формы реализации образовательных программ с возможностью зачета
освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ при обучении по основным
образовательным программам и формирование индивидуальных учебных планов обучающихся.
1.4. Структура Целевой модели ДОД включает:
общие требования к порядку обновления методов обучения и содержания дополнительных
общеобразовательных программ (программный подход);
общие требования к структуре управления региональной системой дополнительного
образования детей;
общие требования к организационно-финансовой структуре региональной системы
дополнительного образования детей;
общие требования к кадровому обеспечению региональной системы дополнительного
образования детей;
общие требования к использованию инфраструктурных и материально-технических
ресурсов в региональной системе дополнительного образования детей.
1.5. Внедрение Целевой модели ДОД осуществляется субъектами Российской Федерации в
соответствии с показателями развития региональных систем дополнительного образования детей,
приведенными в заявках субъектов Российской Федерации, которые прошли отбор в порядке,
установленном Министерством просвещения Российской Федерации <2>.
-------------------------------<2> Пункт 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств
субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий
федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках
государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в
приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования",
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N
1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 375; N 10, ст.
1500; 2019, N 5, ст. 372).
II. Общие требования к порядку обновления содержания
дополнительных общеобразовательных программ
и методов обучения
2.1. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 4 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

обучения производится на основе программного подхода, который включает метод
целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной
системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания
дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов
стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и
уровня муниципальных образований.
2.2. При обновлении содержания дополнительных общеобразовательных программ и
методов обучения в субъекте Российской Федерации должны соблюдаться следующие
принципы:
а) создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка;
б) обеспечение эффективного использования времени обучающихся, приобретение ими
новых навыков и компетенций за оптимальное время, включая обеспечение возможности для
зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, результатов освоения дополнительных образовательных
программ;
в) предоставление всеобщего и равного доступа каждого ребенка к дополнительным
общеобразовательным программам различной направленности, обеспечение доступности для
каждого ребенка не менее чем к двум дополнительным общеобразовательным программам
различных направленностей на территории каждого муниципального образования;
г) создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального
учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных
связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации
образовательных программ;
д) конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ,
реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких
направленностей;
е) использование в реализации дополнительных общеобразовательных программ
современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных
навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между
обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой
образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное
обучение);
ж) обеспечение выравнивания доступности дополнительного образования для различных
категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями;
з) ориентация содержания дополнительных общеобразовательных программ на
образовательные
потребности
и
интересы
обучающихся
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
вовлечение
в
разработку
дополнительных
общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений,
работодателей и родительского сообщества;
и)

ориентация

содержания

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

дополнительных

общеобразовательных

www.consultant.ru

программ

на

Страница 5 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

приоритетные направления социально-экономического и территориального развития субъекта
Российской Федерации на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также
региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъекта
Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;
к) учет независимой оценки качества подготовки обучающихся и условий осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, а также учет мнения
обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических
работников.
2.3. В целях определения потребности в новых дополнительных общеобразовательных
программах субъектом Российской Федерации проводится анализ реализуемых дополнительных
общеобразовательных программ.
2.4. В целях обеспечения выравнивания доступности дополнительного образования для
различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями в рамках внедрения Целевой модели ДОД используются
различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на
модульном принципе представления содержания образовательных программ, образовательных
проектов, путем реализации образовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий (далее - формы организации образовательной деятельности).
Использование форм организации образовательной деятельности применяется в целях
развития метапредметных навыков у обучающихся, включая межпредметные, и реализуется в
том числе в организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного и (или) круглогодичного
действия.
2.5. В целях обеспечения всеобщего и равного доступа к дополнительным
общеобразовательным программам всех направленностей в субъекте Российской Федерации
разрабатываются краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы по всем
направленностям, нацеленные на получение обучающимися базовых навыков, социальных и
коммуникативных компетенций, позволяющие обучающимся определить направление для
дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том
числе дополнительных предпрофессиональных программ.
III. Общие требования к структуре управления региональной
системой дополнительного образования детей
3.1. Структура управления региональной системой дополнительного образования детей
включает:
исполнительные органы субъекта Российской Федерации,
дополнительного образования детей;
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

курирующие

сферу

межведомственный совет по внедрению и реализации Целевой модели ДОД (далее межведомственный совет), созданный в целях координации действий при внедрении Целевой
модели ДОД и развития системы дополнительного образования детей в соответствующем
субъекте Российской Федерации;

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 6 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

региональный модельный центр дополнительного образования детей, под которым
понимается организация (структурное подразделение организации), наделенная правовым актом
высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации функциями по
организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития
системы дополнительного образования детей на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации (далее - региональный модельный центр);
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
органы местного самоуправления;
организацию (структурное подразделение организации), наделенную органом местного
самоуправления функциями по организационному, методическому и аналитическому
сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на
территории соответствующего муниципального образования (далее - муниципальный опорный
центр дополнительного образования детей);
организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
3.2. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации при участии во
внедрении Целевой модели ДОД на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации:
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
а) принимают решение о внедрении Целевой модели ДОД;
б) принимают решение о внедрении системы персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей;
в) обеспечивают обновление содержания дополнительного образования детей, организации
инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного
образования детей, осуществление кадровой политики, функционирование управленческой и
организационно-финансовой структуры в системе дополнительного образования детей в
субъекте Российской Федерации в соответствии с программным подходом исходя из
приоритетов, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального
уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.
3.3. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий
государственное управление в сфере дополнительного образования детей, при внедрении
Целевой модели ДОД на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
а) осуществляет координацию внедрения Целевой модели ДОД;
б) обеспечивает деятельность Регионального модельного центра;
в) координирует создание сети муниципальных опорных центров;
г) проводит инвентаризацию инфраструктурных, материально-технических, кадровых
ресурсов, а также дополнительных общеобразовательных программ и готовит предложения по

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 7 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

обновлению содержания дополнительного образования детей, организации инфраструктуры и
материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей,
осуществлению кадровой политики в системе дополнительного образования детей в субъекте
Российской Федерации в соответствии с программным подходом исходя из приоритетов,
определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня,
уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований;
д) обеспечивает реализацию мероприятий по внедрению Целевой модели ДОД;
е) обеспечивает развитие материально-технической базы, инфраструктуры и кадрового
потенциала организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам на основе программного подхода;
ж) реализует меры по обеспечению доступности дополнительного образования для детей с
различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе
для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проявивших выдающиеся
способности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малоимущих семей,
детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях,
детей-сирот;
з) формирует и утверждает государственные социальные заказы по направлению
деятельности "реализация дополнительных образовательных программ (за исключением
дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств) в соответствии с
Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".
(пп. "з" введен Приказом Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
3.4. Межведомственный совет создается в целях обеспечения межведомственного и
межуровневого взаимодействия в региональной системе дополнительного образования детей при
внедрении Целевой модели ДОД в субъекте Российской Федерации и включает представителей
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное
управление в сфере образования, культуры, спорта, финансов, экономического развития, а также
представителей
органов
местного
самоуправления,
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, научных
организаций, общественных объединений и иных заинтересованных организаций.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
3.5. Задачи межведомственного совета:
а) определение
программ;

приоритетных

направлений

дополнительных

общеобразовательных

б) выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях
реализации дополнительных общеобразовательных программ;
в) выработка предложений по распределению региональных средств и созданию
инфраструктуры в муниципальных образованиях соответствующих субъектов Российской
Федерации в целях выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ
в каждом муниципальном образовании;

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 8 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

г) координация реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме;
д) разработка предложений по формированию параметров финансового обеспечения
реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
3.6. Функции Регионального модельного центра:
а) организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная и
просветительская поддержка участников отношений в сфере образования, обеспечивающая
согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ различных
направленностей
(технической,
естественнонаучной,
художественной,
социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и других);
б) содействие распространению и внедрению лучших практик реализации современных,
вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных
направленностей для детей соответствующего субъекта Российской Федерации, а также лучших
практик других субъектов Российской Федерации;
в) апробация и внедрение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по дополнительным общеобразовательным программам, разноуровневых и модульных программ;
г) создание, апробация и внедрение моделей доступности дополнительного образования для
детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в
том числе для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и
отдаленных территориях, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот;
д) обеспечение взаимодействия между участниками отношений в сфере образования, в том
числе реализация программы сотрудничества между различными организациями на уровне
исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего
функции и полномочия учредителя Регионального модельного центра;
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
е) оценка существующих рисков управленческого, материально-технического, кадрового и
методического несоответствия организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам, современным требованиям системы
дополнительного образования детей в Российской Федерации;
ж) разработка методик, содержащих механизмы выявления и внедрения лучших практик
использования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;
з) разработка предложений по совершенствованию региональной системы дополнительного
образования детей;
и) содействие привлечению общеобразовательных организаций, профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,
учреждений культуры и спорта, организаций реального сектора экономики и других организаций
к реализации дополнительных общеобразовательных программ;

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 9 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

к) обеспечение реализации мер по дополнительному профессиональному образованию
педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей;
л) обеспечение функционирования информационного портала Регионального модельного
центра;
м) способствование развитию реализации дополнительных общеобразовательных программ,
а также дополнительных профессиональных программ для педагогических работников
дополнительного образования с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;
н) координация работы информационного ресурса субъекта Российской Федерации,
обеспечивающего свободный доступ к информации о реализуемых в субъекте Российской
Федерации дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих
данные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ и реализующих их
организаций, а также возможности записаться на выбранную программу и при необходимости
оплатить обучение по выбранной программе (далее - региональный навигатор);
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 02.02.2021 N 38)
о) координация внедрения персонифицированного учета детей, осваивающих
дополнительные общеобразовательные программы (далее - персонифицированный учет детей), и
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, включая:
обеспечение учета организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от ведомственной
принадлежности
и
формы
собственности
и
индивидуальных
предпринимателей,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
участвующих
в
реализации
персонифицированного учета детей и персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей (за исключением детских школ искусств), и реализуемых ими
дополнительных общеразвивающих программ, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4.5
настоящей Целевой модели ДОД. В отношении организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, участвующих в реализации
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечение
учета осуществляется в соответствии с положениями, определенными Правительством
Российской Федерации в соответствии с частью 17 статьи 9 Федерального закона от 13 июля
2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
обеспечение персонифицированного учета детей, обучающихся по дополнительным
общеобразовательным
программам
в
региональном
навигаторе.
Обеспечение
персонифицированного учета детей при реализации персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с положениями,
определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28
Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
(пп. "о" в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
п) информирование и просвещение родителей (законных представителей) детей в области

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 10 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

развития дополнительного образования детей.
3.7. Органы местного самоуправления при участии во внедрении Целевой модели ДОД на
территории соответствующего муниципального образования обеспечивают:
а) создание муниципального опорного центра;
б) реализацию мероприятий по внедрению Целевой модели ДОД;
в) развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала
муниципальных
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
дополнительным общеобразовательным программам, на основе программного подхода;
г) формирование и утверждение государственных социальных заказов по направлению
деятельности "реализация дополнительных образовательных программ (за исключением
дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)" в соответствии с
Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".
(пп. "г" введен Приказом Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
3.8. Функции муниципальных опорных центров:
а) координация и осуществление организационной, методической, нормативно-правовой и
экспертно-консультационной поддержки муниципальных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при
внедрении Целевой модели ДОД;
б)
координация
деятельности
муниципальных
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при
включении ими данных в региональный навигатор.
3.9. Функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам, при участии во внедрении Целевой модели
ДОД:
а) участие в обновлении содержания дополнительного образования детей, организации
инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного
образования детей, реализации кадровой политики в соответствии с программным подходом;
б) участие во внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей;
в) участие в осуществлении персонифицированного учета детей, обучающихся по
программам дополнительного образования детей;
г) обеспечение формирования баз данных региональных навигаторов;
д) обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников системы дополнительного образования в формате непрерывного
образования;

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 11 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

е) обеспечение развития инфраструктурных, материально-технических ресурсов и
кадрового потенциала на основе программного подхода;
ж) участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
3.10. Информация об организациях (органах), включенных в состав управленческой
структуры Целевой модели ДОД размещается на официальном сайте исполнительного органа
субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере
дополнительного образования детей, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
IV. Общие требования к организационно-финансовой структуре
региональной системы дополнительного образования детей
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
4.1. Организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного
образования детей формируется исходя из цели обеспечения равного доступа детей к получению
дополнительного образования на основе автоматизации организационно-управленческих
процессов.
4.2. Организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного
образования детей включает организации, осуществляющие образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам, региональный навигатор, а также
персонифицированный учет детей и персонифицированное финансирование дополнительного
образования детей, реализуемые, в том числе посредством предоставления детям социальных
сертификатов, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере", используемых детьми для обучения по
дополнительным общеобразовательным программам (далее - социальный сертификат).
4.3. Финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
осуществляется в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской
Федерации и Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере".
4.4. Обеспечение персонифицированного учета детей и персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации
осуществляется с соблюдением следующих принципов:
а) равный и свободный доступ детей к региональным навигаторам:
для приема на обучение по дополнительным общеобразовательным программам в
соответствии с порядком приема на обучение, установленным в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и (или)
продолжения обучения по указанным образовательным программам;
для

приема

на

обучение

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

по

дополнительным

www.consultant.ru

общеразвивающим

программам

с

Страница 12 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

использованием социального сертификата;
б) персонализированное предоставление и учет социальных сертификатов, включающее
именную принадлежность социального сертификата, объем осваиваемой дополнительной
общеразвивающей программы и (или) объем финансового обеспечения (возмещения) затрат,
связанных с реализацией дополнительной общеобразовательной программы, а также запрет
(отсутствие возможности) передачи социального сертификата третьим лицам и (или) замены его
денежной компенсацией;
в) развитие конкуренции в сфере дополнительного образования детей посредством
предоставления равных условий доступа организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам, к средствам бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, предусмотренных для реализации дополнительных общеобразовательных программ;
г) информационная открытость и общедоступность информации о порядке получения и
использования социальных сертификатов в зависимости от выбранной дополнительной
общеобразовательной программы, об организациях, реализующих выбранную дополнительную
общеобразовательную программу, и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих
образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, иных
параметрах реализации персонифицированного учета детей и персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей;
д) обеспечение получения ребенком выбранной им (его родителями или законными
представителями) дополнительной общеразвивающей программы с использованием социального
сертификата, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных для реализации дополнительных
общеобразовательных программ.
4.5. В целях обеспечения вариативности и доступности дополнительного образования
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления обеспечивается размещение в региональном навигаторе сведений о:
а) дополнительных общеобразовательных программах, реализация которых осуществляется
государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с утвержденным им
государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных)
услуг, включая:
дополнительные предпрофессиональные образовательные программы;
дополнительные общеразвивающие программы, признанные органом местного
самоуправления и (или) органом государственной власти субъектов Российской Федерации по
согласованию с межведомственным советом значимыми для развития и (или) сохранения
традиций и этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории
соответствующих субъектов Российской Федерации;
б) дополнительных общеразвивающих программах, реализация которых осуществляется с
использованием социального сертификата.

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 13 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

4.6. Дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области
искусств реализуются детскими школами искусств, являющимися государственными
(муниципальными) учреждениями, в соответствии с утвержденным им государственным
(муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг без
предоставления социальных сертификатов.
Сведения о количестве детей, занимающихся по дополнительным предпрофессиональным и
общеразвивающим программам в области искусств, реализуемым детскими школами искусств,
направляются Министерством культуры Российской Федерации в Министерство просвещения
Российской Федерации в соответствии с соглашением между Министерством культуры
Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации.
Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются
организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки, без предоставления социальных сертификатов.
4.7. Реализация дополнительных общеразвивающих программ с использованием
социального сертификата осуществляется в соответствии с мероприятиями программы развития
образования муниципального образования или субъекта Российской Федерации.
4.8.
Полнота
сведений
по
организациям,
реализующим
дополнительные
общеобразовательные программы, по дополнительным общеобразовательным программам, а
также по мероприятиям и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным
образованием в субъектах Российской Федерации (за исключением сведений, указанных в абзаце
втором пункта 4.6 настоящей Целевой модели ДОД) обеспечиваются региональными
модельными центрами и муниципальными опорными центрами.
4.9. Корректность и полнота сведений, указанных в абзаце втором пункта 4.6 настоящей
Целевой модели ДОД, обеспечиваются Министерством культуры Российской Федерации.
V. Общие требования к кадровому обеспечению региональной
системы дополнительного образования детей
5.1. Кадровое обеспечение региональной системы дополнительного образования детей
направлено на решение следующих задач:
а) реализация дополнительных общеобразовательных программ по перспективным
направлениям обучения детей;
б) разработка дополнительных профессиональных программ, в том числе краткосрочных, и
обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации педагогических работников
дополнительного образования, в том числе на основе использования современных цифровых
технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена
опытом и лучшими практиками;
в) вовлечение в реализацию дополнительных общеобразовательных программ
специалистов, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование, в
рамках направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования, соответствующих дополнительным общеобразовательным

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 14 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

программам, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам, в том числе обеспечение получения такими
специалистами при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального
образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки", а также лиц,
получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки", в случае рекомендации аттестационной
комиссии, самостоятельно формируемой организацией, осуществляющей образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и соблюдения требований,
предусмотренных квалификационными справочниками;
г) вовлечение представителей общественно-деловых объединений и работодателей в
обновление основных профессиональных образовательных программ и дополнительных
профессиональных программ.
5.2. В субъекте Российской Федерации исполнительным органом субъекта Российской
Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, создается
современная система сопровождения, развития и совершенствования профессионального
мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей,
включающая:
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)
а) повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических
работников дополнительного образования по программам, соответствующим перспективным
направлениям дополнительного образования детей;
б) обеспечение стажировок педагогических работников дополнительного образования в
организациях реального сектора экономики или других профессиональных сфер,
соответствующих направлениям дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых
педагогическими работниками;
в) обучение специалистов-практиков из различных профессиональных областей по
краткосрочным дополнительным профессиональным программам на базе центров непрерывного
повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках укрупненных
групп специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки", в том
числе в дистанционной форме и с использованием цифровых технологий;
г) развитие института наставничества;
д) реализация мер по привлечению молодых педагогов в систему дополнительного
образования детей;
е) проведение конкурсов профессионального мастерства.
5.3. В субъекте Российской Федерации исполнительным органом субъекта Российской
Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, создается
региональная система мотивации педагогических работников дополнительного образования,
обеспечивающая формирование прозрачности порядка, условий и критериев установления
работникам стимулирующих выплат, включающая:
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 15 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

а) эффективную систему оплаты труда, предусматривающую создание условий для оплаты
труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их
заинтересованности в эффективном функционировании системы дополнительного образования
детей;
б) совершенствование структуры заработной платы, в том числе порядка установления
окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, для ее оптимизации с учетом задач
кадрового обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
стимулирования педагогических работников к повышению производительности труда.
VI. Общие требования к использованию инфраструктурных
и материально-технических ресурсов в региональной системе
дополнительного образования детей
6.1. Использование (создание) инфраструктурных и материально-технических ресурсов
региональной системы дополнительного образования детей должно соответствовать следующим
принципам:
а) инфраструктурные и материально-технические ресурсы региональной системы
дополнительного образования детей создаются (используются) исходя из программного подхода;
б) инфраструктурные и материально-технические ресурсы обеспечивают реализацию
дополнительных общеобразовательных программ с учетом использования современных
технологий, новых форм и методов обучения по дополнительным общеобразовательным
программам;
в) инфраструктурные и материально-технические ресурсы обеспечивают реализацию
дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, доступных для
всех обучающихся на территории субъекта Российской Федерации;
г) инфраструктурная и материально-техническая база организаций, осуществляющих
образовательную
деятельность,
научных
организаций,
организаций
культуры,
физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для
осуществления дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в сетевой форме
реализации образовательных программ, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) используется для реализации
дополнительных общеобразовательных программ.
6.2. При внедрении настоящей Целевой модели ДОД проводится инвентаризация
существующих инфраструктурных и материально-технических ресурсов дополнительного
образования детей с целью определения их соответствия приоритетным направлениям развития
дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации.
6.3. Создание и развитие новых инфраструктурных и материально-технических ресурсов
для дополнительного образования детей проводятся с учетом соответствия приоритетам,
определяемым на основе документов стратегического планирования федерального уровня,
уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 16 из 17

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональн...

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.06.2023

Страница 17 из 17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».