Рапоряжение Правительство РФ 996р от 29.05.2015г Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. № 996-р
МОСКВА

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Минобрнауки России:
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации
Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;
совместно
с
заинтересованными
федеральными
органами
исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р

СТРАТЕГИЯ
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания
детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей
российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение
Национальной
стратегии
действий
в
интересах
детей
на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в части определения ориентиров
государственной политики в сфере воспитания.
Стратегия учитывает положения Конституции Российской
Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской
Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих
сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной,
молодежной, национальной политики, а также международных документов
в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным
законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует
обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования,
взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме
самостоятельной деятельности.

2
Стратегия создает условия для формирования и реализации
комплекса мер, учитывающих особенности современных детей,
социальный и психологический контекст их развития, формирует
предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства,
направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей,
сложившихся в процессе культурного развития России, таких как
человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство,
вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим
собой, своей семьей и своим Отечеством.
Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов
воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего
и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта,
культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций,
современного
опыта, достижений научных
школ,
культурноисторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации
развития ребенка.
II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии
Целью
Стратегии
является
определение
приоритетов
государственной политики в области воспитания и социализации детей,
основных направлений и механизмов развития институтов воспитания,
формирования общественно-государственной системы воспитания детей
в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные
потребности современного российского общества и государства,
глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Воспитание
детей
рассматривается
как
стратегический
общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий
различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях.
Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих
задач:
создание условий для консолидации усилий социальных институтов
по воспитанию подрастающего поколения;
обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие
формированию ответственного отношения родителей или законных
представителей к воспитанию детей;

3
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе
образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня
психолого-педагогической поддержки социализации детей;
создание условий для повышения ресурсного, организационного,
методического
обеспечения
воспитательной
деятельности
и
ответственности за ее результаты;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей
успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные
возможности образовательных, культурных, спортивных, научных,
экскурсионно-туристических и других организаций;
создание условий для повышения эффективности воспитательной
деятельности в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, находящихся в сельских поселениях;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых
категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся
без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении,
сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной
интеграции в общество;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной
и педагогической компетентности родителей.
Приоритетами государственной политики в области воспитания
являются:
создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,
ориентированной на труд личности;
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного
развития, чувства причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России;
поддержка единства и целостности, преемственности и
непрерывности воспитания;
поддержка общественных институтов, которые являются носителями
духовных ценностей;
формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской
идентичности
россиян
и
главным
фактором
национального
самоопределения;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов
каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

4
формирование внутренней позиции личности по отношению
к окружающей социальной действительности;
развитие на основе признания определяющей роли семьи и
соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов
системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных,
научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры
и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью
совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего
поколения России.
III. Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания включает:
содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права
родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
повышение социального статуса и общественного престижа
отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных
родителей;
содействие развитию культуры семейного воспитания детей на
основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том
числе многодетных и приемных;
возрождение значимости больших многопоколенных семей,
профессиональных династий;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность и работающих с детьми;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного
образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых
в каникулярное время;
поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных
и родительских объединений, содействующих укреплению семьи,
сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом
роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
создание условий для просвещения и консультирования родителей
по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и
иным вопросам семейного воспитания.

5
Развитие воспитания в системе образования предполагает:
обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов,
основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания
и способствующих совершенствованию и эффективной реализации
воспитательного
компонента
федеральных
государственных
образовательных стандартов;
полноценное использование в образовательных программах
воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе
гуманитарного,
естественно-научного,
социально-экономического
профилей;
содействие разработке и реализации программ воспитания
обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг
к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также
на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой
деятельности;
развитие вариативности воспитательных систем и технологий,
нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития
личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
использование чтения, в том числе семейного, для познания мира
и формирования личности;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных
детей;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественноэстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том
числе на основе использования потенциала системы дополнительного
образования детей и других организаций сферы физической культуры
и спорта, культуры;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским
языком, языками народов России, иностранными языками, навыками
коммуникации;
знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной
культуры.
Расширение воспитательных возможностей информационных
ресурсов предусматривает:
создание условий, методов и технологий для использования
возможностей
информационных
ресурсов,
в
первую
очередь

6
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях
воспитания и социализации детей;
информационное
организационно-методическое
оснащение
воспитательной деятельности в соответствии с современными
требованиями;
содействие популяризации в информационном пространстве
традиционных российских культурных, в том числе эстетических,
нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях
возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и психическому развитию.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания
предполагает:
улучшение условий для эффективного взаимодействия детских
и иных общественных объединений с образовательными организациями
общего, профессионального и дополнительного образования в целях
содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала
детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность
с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других
сферах;
поддержку ученического самоуправления и повышение роли
организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;
поддержку
общественных
объединений,
содействующих
воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
привлечение детей к участию в социально значимых
познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных
и благотворительных проектах, в волонтерском движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере
воспитания детей.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций
Гражданское воспитание включает:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской
позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

7
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы,
равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права
и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма
и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых
установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих
правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из
семей мигрантов.
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности предусматривает:
создание системы комплексного методического сопровождения
деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании
подрастающего поколения, по формированию российской гражданской
идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою
Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за
будущее России на основе развития программ патриотического воспитания
детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных
предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных
общественно-политических процессах, происходящих в России и мире,
а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним
на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам
государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;

8
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского
познавательного туризма.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции,
в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидам;
расширения сотрудничества между государством и обществом,
общественными организациями и институтами в сфере духовнонравственного воспитания детей, в том числе традиционными
религиозными общинами;
содействия формированию у детей позитивных жизненных
ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых
и конфликтных.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
эффективное использование уникального российского культурного
наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного,
театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным
ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение
детей к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры
для детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
поддержку мер по созданию и распространению произведений
искусства и культуры, проведению культурных мероприятий,
направленных на популяризацию российских культурных, нравственных
и семейных ценностей;

9
создание
и
поддержку
производства
художественных,
документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов,
направленных
на
нравственное,
гражданско-патриотическое
и
общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе
образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной
культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических
культурных традиций и народного творчества.
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
содействие
повышению
привлекательности
науки
для
подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества
детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных
познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
включает:
формирование у подрастающего поколения ответственного
отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации
к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой
и спортом, развитие культуры здорового питания;
создание для детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической
культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе
на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения
эффективности ее использования;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику
наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других
вредных привычек;
предоставление обучающимся образовательных организаций,
а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для
физического совершенствования на основе регулярных занятий
физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными
способностями и склонностями детей;

10
использование
потенциала
спортивной
деятельности
для
профилактики асоциального поведения;
содействие
проведению
массовых
общественно-спортивных
мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
реализуется посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания,
потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого
отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение
и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать
самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая
смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения
детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора
профессии.
Экологическое воспитание включает:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного
отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных
ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого
отношения к действиям, приносящим вред экологии.
IV. Механизмы реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии применяются правовые,
организационно-управленческие,
кадровые,
научно-методические,
финансово-экономические и информационные механизмы.
Правовые механизмы включают:
развитие и совершенствование федеральной, региональной и
муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;
совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов
семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание
детей;
развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных
конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также

11
при осуществлении деятельности других организаций, работающих
с детьми;
нормативно-правовое регулирование порядка предоставления
участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых
условий в части ресурсного (материально-технического, финансового,
кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач
и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.
Организационно-управленческими механизмами являются:
совершенствование в субъектах Российской Федерации условий
для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе
ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и
общественного контроля;
консолидация
усилий
воспитательных
институтов
на
муниципальном и региональном уровнях;
эффективная организация межведомственного взаимодействия
в системе воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных
организаций в воспитании детей;
системное изучение и распространение передового опыта
работы
педагогов
и
других
специалистов,
участвующих
в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области
воспитания;
формирование показателей, отражающих эффективность системы
воспитания в Российской Федерации;
организация
мониторинга
достижения
качественных,
количественных и фактологических показателей эффективности
реализации Стратегии.
Кадровые механизмы включают:
повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием
детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к
их труду, разработка мер по их социальной поддержке;
развитие кадрового потенциала в части воспитательной
компетентности педагогических и других работников на основе разработки
и введения профессионального стандарта специалиста в области
воспитания,
совершенствования
воспитательного
компонента
профессиональных стандартов других категорий работников образования,
физической культуры и спорта, культуры;

12
модернизацию содержания и организации педагогического
образования в области воспитания;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников
образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях
обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам
современного общества и задачам Стратегии.
Научно-методические механизмы предусматривают:
формирование системы организации научных исследований
в области воспитания и социализации детей, процессов становления
и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему
общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры
и спорта, культуры;
изучение влияния новых информационных и коммуникационных
технологий и форм организации социальных отношений на психическое
здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное
развитие и формирование личности;
проведение прикладных исследований по изучению роли и места
средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" в развитии личности ребенка;
проведение
психолого-педагогических
и
социологических
исследований, направленных на получение достоверных данных
о тенденциях в области личностного развития современных российских
детей.
Финансово-экономические механизмы включают:
создание необходимых организационно-финансовых механизмов для
развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
обеспечение многоканального финансирования системы воспитания
за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов,
а также за счет средств государственно-частного партнерства и
некоммерческих организаций;
создание гибкой системы материального стимулирования качества
воспитательной работы организаций и работников.
Информационные механизмы предполагают:
использование современных информационных и коммуникационных
технологий, электронных информационно-методических ресурсов для
достижения цели и результатов реализации Стратегии;

13
организацию
информационной
поддержки
продвижения
положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских
и региональных средств массовой информации.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии обеспечит:
укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах
воспитания детей;
повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение
и укрепление традиционных семейных ценностей;
создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу
в воспитание детей;
развитие общественно-государственной системы воспитания,
основанной на межведомственной и межрегиональной координации
и консолидации усилий общественных и гражданских институтов,
современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании
и эффективных механизмах управления;
повышение роли системы общего и дополнительного образования
в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности
организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
повышение общественного авторитета и статуса педагогических
и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
доступность для всех категорий детей возможностей для
удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей
и интересов в разных видах деятельности независимо от места
проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
создание условий для поддержки детской одаренности, развития
способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том
числе путем реализации государственных, федеральных, региональных
и муниципальных целевых программ;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как
нормы, развитие эмпатии;
снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных
и родительских инициатив, деятельности детских общественных
объединений;

14
повышение качества научных исследований в области воспитания
детей;
повышение уровня информационной безопасности детей;
снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
формирование системы мониторинга показателей, отражающих
эффективность системы воспитания в Российской Федерации.

____________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».